Кузнечное дело в Гюмри: вековая традиция

Кузнечное дело в Гюмри: вековая традиция

В декабре 2023 года ЮНЕСКО внесла традицию кузнечного дела города Гюмри в список нематериального культурного наследия. В то время как во всем СССР из-за индустриализации ремесленники вынуждены были оставлять свои мастерские и переключаться на массовое производство, в Гюмри кузнецам удалось сохранить старую традицию. Витые решетки ворот, изгородей и балконов до сих пор составляют важную часть особенного облика города. В этой статье редакция Армянского музея расскажет о кузнечной традиции Гюмри, а также о том, как работают мастерские в наше время.

Ажурная ковка на воротах в Гюмри. Фото из открытых источников

Город Гюмри под разными именами существовал на своем нынешнем месте сотни лет: вероятно, еще до нашей эры его основали киммерийцы ― народ, о котором сегодня мало что известно. В Средние века ― при персах ― город не рос и не уменьшался, оставаясь совсем небольшим. Сегодня мы не знаем, был ли город в то время известен своими кузнецами.

По-настоящему задокументированный подъем кузнечного дела в Гюмри начался в середине XIX века, когда во время русско-турецких войн город стал важным военным форпостом Российской империи. В это время в Гюмри начали переезжать люди: в первую очередь армяне из Карса, Арзрума, Догубаязита и других мест, где жить из-за войны стало невозможно. К концу XIX века Гюмри (а точнее Александрополь, названный так в честь супруги Николая I) стал третьим по населению городом Закавказья после Тифлиса и Баку.

Решетки ворот в Гюмри. Фото: ich.unesco.org

Уже в то время он прославился своими кузнецами. Главной специализацией кузнецов в Гюмри всегда была художественная ковка: делали меньше оружие, больше — ворота, решетки, перила для балконов и лестничных клеток, металлические решетки, поддерживающие вентиляционные отверстия крыльца и балкона, оконные рамы, люстры, подсвечники и т. д. Все эти предметы в сочетании с домами и постройками, построенными из черного и оранжевого туфа, создали общий колорит, сформировали общий облик города, сохраняющийся до сих пор.

В списке ремесленников города Александрополя 1865 года кузнечное дело занимает второе место по количеству мастеров и уступает только мастерам-строителям. Согласно этому списку, число мастеров-кузнецов к 1865 году составляло 84, а число учеников и помощников кузнеца увеличилось до 197. По доходности это ремесло также было одним из самых прибыльных.

Фонарь в Гюмри. Фото: ich.unesco.org

Традиционное обучение ремеслам — долгий и сложный процесс. Учиться начинали, помогая мастеру, причем поступали в подмастерья мальчики с 10-12 лет. Согласно традиции, мастер-учитель должен был пройти церемонию принесения присяги, поклявшись относиться к ученику как к собственному сыну и научить его всем ремесленным навыкам. Часто ученик оставался помощником мастера на долгие годы. Мастера проверяли личностные качества, волю, внимательность ученика. Рассказы об этом напоминают все традиционные сказки о хитрых мастерах-мудрецах. Есть одна показательная история, упомянутая этнографом К. Сегбосяном:

Мастер попросил у ученика питьевой воды. Ученик принес воду в медной чашке, держась за одну ее ручку. Мастер, взяв чашку, прикрепил к ней еще одну ручку и, отдав ее ученику, снова отправил за водой. На этот раз ученик подал воду, держа чашку за ручки двумя руками. Мастер взял чашку и добавил третью ручку, а затем вернул чашку ученику. Так ученик понял, что, давая мастеру воду, должен сделать так, чтобы ручка оставалась свободной для того, чтобы ее брать.

Кузница в Гюмри. Фтоо: ich.unesco.org

В советский период в Ленинакане ремесла отошли на второй план, поскольку с развитием промышленности запрет частной собственности побудил ремесленников переходить на государственные фабрики. В советское время Ленинакан (так переименовали Александрополь) был единственным городом, в котором продолжали сохраняться традиции городского кузнечного дела. В семьях мастерство передавалось из поколения в поколение.

Как раз о такой семье кузнецов повествует фильм «Треугольник» 1967 года режиссера Генриха Маляна. В нем рассказывается о пяти мастерах-кузнецах из Ленинакана (Гюмри, Александраполя) и их жизни. В фильме звуки ковки складываются в музыку, а еще ― играет дудук и танцуют армянские танцы. Мужчины женятся, уходят на войну, а мальчик Овик, от лица которого ведется повествование, взрослеет и уезжает учиться. В этом фильме много кадров из кузницы, а еще много кузнечных чудес города ― витые решетки на балконах и дверях.

Люба, героиня фильма «Треугольник» на балконе в Гюмри. Кадр из фильма

1970-е и 1980-е годы стали годами возрождения Кузнечной культуры Ленинакана: семейные мастерские продолжали работать, тем самым восстанавливая художественную ковку, прерванную в период индустриализации, и стилистическую традицию, присущую этому.

В 1980-х годах в городе были произведения высокой ценности, созданные с помощью художественной обработки железа, которые по уровню исполнения и качеству не уступали сохранившимся образцам традиционного периода, даже превосходили их.

В 2016 году Арменуи Мханян для Sputnik Armenia поговорила с мастером Гагиком Мартиросяном из Гюмри: она назвала его «ожившим героем фильма “Треугольник”»). Кузница, в которой он работает, так и называется ― «Треугольник». А ключ от нее, по словам мастера, 200-летней давности. Он получил его от отца, тот ― от своего отца, и никто уже не знает точно, кто и когда сделал этот ключ и поставил этот замок. При своей кузнице мастер основал что-то вроде школы ― у него много учеников-подмастерий.  

В декабре 2023 года кузнечные традиции Гюмри были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Вот, как об этом пишут на сайте организации:

«Кузнечное дело, или создание и ремонт железных предметов, на протяжении веков играло центральную роль в местной идентичности и культурных особенностях города Гюмри, Армения. Хотя в середине XX века эта практика почти исчезла в Армении, она сохранилась в Гюмри, где жители продолжают сохранять существующие предметы — оконные решетки, заборы, ворота, двери, подсвечники и люстры, — изготовленные старыми мастерами, а также ковать и использовать железные изделия в повседневной жизни. Нынешние кузнецы, некоторые из которых являются мастерами в пятом или шестом поколении, играют активную роль в сохранении и передаче традиций городского кузнечного дела, а также его истории, традиционных навыков и знаний. Как правило, они сохраняют эту практику в своих семьях, передавая навыки и стили своим детям и внукам. Кроме того, кузнечное дело передается официально через общественные музеи и в двух специализированных учебных заведениях: Гюмрийской академии изобразительных искусств и Гюмрийском ремесленном училище N 1. Являясь ключевой частью архитектурной идентичности города Гюмри, кузнечное дело можно увидеть как в интерьере, так и в экстерьере частных и общественных зданий, и оно ассоциируется с ценностями трудолюбия, честности, честного труда и взаимного уважения».

В небольшом документальном фильме, снятом журналистами ЮНЕСКО, говорится о двух легендарных мастерах: Платоне Папояне и Ованессе Мнояне. Семья Папоян ― старейший кузнечный род в городе. Мастер Гарик, которого можно увидеть в интервью, прослеживает свою историю до прадеда в шестом поколении. Семья Мноян — ещ одна из старейших кузнечных семей города. Ованесс Мноян в интервью ЮНЕСКО рассказал об особенностях своей работы вместе с Самвелом Мнояном, своим отцом.

Работы кузнецов, наследующие старой традиции, до сих пор задают тон внешнему виду Гюмри.


Кузнечное дело в Гюмри: вековая традиция