Когда закон обрёл лицо: история Армянского Судебника. Часть I

Когда закон обрёл лицо: история Армянского Судебника. Часть I

Представьте себе Астрахань XVIII века — шумный перекрёсток, где встречаются торговые пути из Персии, Индии и глубин России. По пыльным улицам идут караваны, в гилянском дворе считают барыши восточные купцы, а в лавках армянской слободы мелькают счётные книги на незнакомом прохожему языке. К середине XVIII столетия армяне здесь — уже не просто гости, а полноправные участники городской жизни. Более того, по словам современника, они «своей многочисленностью превосходили русских».

И далее любопытный факт: согласно «физической» экспедиции Академии наук 1768–1774 годов под руководством немецкого ученого С. Гмелина, армяне стали вторым по величине «другим азиатским народом» в Астрахани после местных татар. К 1770 году их число достигло 1281 официально зарегистрированного мужчины, а с учётом временно проживающих торговцев эта цифра удваивалась!

Успехи армянских купцов в торговле и промышленной деятельности были бы невозможны без серьёзного образования. Ведь астраханским торговцам приходилось сталкиваться с множеством культур, языков, религий, календарей, мер и весов. Нужно было знать географию для планирования караванных путей, математику для сложных расчётов, языки для ведения переговоров. Неграмотный купец в этом мире был обречён на неудачу.

Торговать, однако, было мало — нужно ещё и выжить в сложном переплёте имперских интересов и местных распрей. И вот здесь начинается удивительная история о том, как община не просто приспособилась к чужой земле, а создала собственные институты. История о том, как родился документ, который стал настоящим «лицом» армянского права в России — Астраханский Судебник 1765 года.

Путь к праву на собственный суд был тернист и полон драматических поворотов. Исследования архивных материалов показывают, что в первой половине XVIII века российское правительство буквально металось между двумя соблазнами: с одной стороны, восточные купцы приносили казне немалые доходы и были незаменимы в торговле с Персией; с другой — астраханская посадская верхушка не переставала жаловаться на «неправедную» конкуренцию иноземцев.

 

Надпись слева: армянин в своём исподнем платье. Надпись справа: армянин в своём полном костюме. Источник

 

Вот характерный эпизод: в 1720 году русское купечество Астрахани обратилось в Главный магистрат с жалобой, требуя запретить армянам, бухарцам и другим иноземцам розничную торговлю. Купцы настаивали, чтобы те продали посадским людям свои промышленные предприятия, лавки и сады. Главный магистрат поддержал эти требования, но астраханский губернатор А.П. Волынский выступил в защиту иноземных торговых людей, справедливо указав, что русские купцы не смогут закупить у них и «десятой части товаров».

Пётр I, понимая стратегическую важность восточной торговли, покровительствовал армянам. В 1720 году Сенат даже особым указом обязал губернатора Астрахани А.П. Волынского «продолжать оказывать покровительство и помощь иностранным купцам». Более того, в 1724 году царь прямо приглашал армян селиться в долинах рек Сулак и Терек, обещая землю и всяческие удобства.

Но настоящая драма развернулась в 1723 году. Указом от 20 сентября Сенат временно разрешил «астраханским армянам, бухарцам и протчим иноземцам... торговать и промыслы иметь во всем против прежнего, с платежом обыкновенных пошлин..., чтобы тем придать охоту и другим иноземцам в Астрахань приезжать, и торг умножить». Решение носило временный характер — «впредь до указу» — в связи с Персидским походом Петра I.

Настоящий перелом наступил при губернаторе В.Н. Татищеве (1741—1745). Этот просвещённый администратор понимал: процветание края невозможно без активного участия армянского купечества. В результате его хлопот Сенат 29 февраля 1744 года издает указ, который впервые чётко определяет правовое положение «приезжих из восточных стран».

Вот что особенно важно — пятый пункт указа гласил: «суд и расправу чинить по их законам и прежнему обыкновению, дабы оным иноверцам к астраханскому житию придать охоту». Это была революция! Впервые в законодательной практике правительства подробно формулировались юридические нормы для восточных переселенцев.

Однако неопределенность формулировок вызвала недовольство. Астраханский магистрат тут же потребовал приписать всех жителей иноземных слобод к посаду «по силе регламента». Армяне же подали встречную челобитную, добиваясь тех же привилегий, что получили новые переселенцы.

 

Вид Астрахани с юго-восточной стороны стороны. Источник

 

Драматическая развязка наступила в 1745 году. 20 марта Сенат издал указ о приписке армян к астраханскому купечеству с выплатой подушной подати за 20 лет! В общей сложности армянам предстояло выплатить 8064 рубля «немедленно». Астраханский магистрат арестовал армянских купцов, содержал их «под караулом» и даже, по словам челобитчиков, президент магистрата Фёдор Кобяков «многократно похвалялся всех лутчих армян пересечь плетьми нещадно».

Но армяне не сдались! Они отправили представителей в Петербург, и упорная борьба увенчалась успехом. Окончательная победа пришла 17 сентября 1746 года. Сенатский указ этого дня стал настоящей «конституцией» для астраханских армян: им разрешалось «учредить один ратгауз» с судьями, выбираемыми «по своему усмотрению». С января 1747 года армянский суд начал реальную работу.

У нового суда тут же возникла острая потребность: а по каким, собственно, законам судить? Сенат разрешил вершить суд «по армянским обычаям», но где их найти в систематизированном виде? И вот в 1749 году трое первых судей берутся за грандиозную работу. Егиазар Григорян, Григор Кампаниян и Оган (Ованес) Саркисян — эти имена стоит запомнить, ведь именно они заложили основы армянского права в России. Шестнадцать лет потребовалось им, чтобы создать то, что станет называться Астраханским Судебником.

Что это было? Не просто перевод древних канонов и не механическое заимствование из византийского права. Судебник стал уникальным синтезом: армянское обычное право, нормы «Судебника» Мхитара Гоша XII века, отдельные статьи из законов Юстиниана, но главное — живая практика джульфинских купцов, их торговые обычаи, проверенные веками коммерческой деятельности от Персии до Московии.

А теперь представьте масштаб работы! Судебник — это обширный нормативно-правовой акт на среднеармянском языке, содержащий 1135 статей, распределённых в трёх частях. Часть первая включает 23 главы с 940 статьями, вторая — 15 глав со 107 статьями, третья — 14 глав с 88 статьями. Это был настоящий свод, охватывающий практически все аспекты общественных отношений!

В предисловии составители честно признавались: они «великое время работали», стремясь, чтобы «каждая вещь и правило были написаны точно и по справедливости». Результат впечатляет: полноценный кодекс, регулирующий гражданское и уголовное право, статус судей и прокуроров, судопроизводство.

Особенно интересны нормы уголовного права — им посвящены порядка 300 статей! Судебник предусматривал возраст уголовной ответственности: для мужчин — 14 лет, для женщин — 12. Устанавливал наказания от штрафа до смертной казни (в трёх формах: повешение, обезглавливание, сожжение). При этом судьям предоставлялось право с учётом обстоятельств определять справедливое индивидуализированное наказание.

Но создатели Судебника понимали, что право без образования — это замок на песке. Именно поэтому параллельно с развитием правовой системы армянская община Астрахани вкладывала огромные средства в просвещение. Уже в 1788 году купец Минас Диланчян открыл при армянской церкви четырёхклассную школу, где преподавались армянский, русский и латинский языки. Представьте себе эту картину: в одном классе звучит армянская речь, объясняющая тонкости коммерческого права, в другом — латынь, дающая доступ к европейской юридической мысли, в третьем — русский, необходимый для работы с имперской бюрократией.

Более того, в 1817 году в Астрахани открылось духовное училище, а в 1838 году — армянское епархиальное училище (семинария). Эти учебные заведения готовили не только священников, но и образованных членов общины, способных вникать в правовые тонкости. В семинарии изучали армянский и русский языки, арифметику, географию, армянскую историю. Выпускники становились переводчиками, нотариусами, секретарями судов — теми самыми людьми, которые обеспечивали функционирование правовой системы.

 

Здание бывшей армянской семинарии до реконструкции. Источник

 

Но венцом образовательной системы астраханских армян стало знаменитое Агабабовское училище, открытое в 1810 году и названное в честь своего основателя — армянского предпринимателя и мецената Никогайоса Агабабяна. Это учебное заведение — настоящая жемчужина! В 1838 году указом императора Николая I оно получило статус уездного училища Российской империи. Здесь готовили торговых приказчиков, служащих духовных и государственных учреждений, бухгалтеров, таможенников и переводчиков. Представьте себе выпускника этого училища: он свободно владеет несколькими языками, разбирается в коммерческом праве, умеет вести сложную отчётность, знает тонкости таможенного законодательства. Многие из этих людей становились видными деятелями армянской культуры, науки и просвещения. А некоторые даже совмещали коммерческую деятельность с театральным искусством! После прихода советской власти училище было преобразовано в Агабабовскую гимназию, которая продолжала традицию преподавания армянского языка.

 

Бывшее здание Агабабовского училища. Источник

 

Интересно, что многие состоятельные армянские семьи предпочитали отправлять детей на обучение в Москву, где в 1815 году братья Лазаревы открыли знаменитое Лазаревское училище. В 1827 году оно было преобразовано в Лазаревский институт восточных языков — крупнейший центр отечественного востоковедения. Эта связь между Астраханью и Москвой создавала уникальную образовательную сеть, которая обеспечивала армянской общине доступ к лучшим достижениям российской и европейской науки.

 

Астраханская армянка. Вид спереди и сзади. Источник

 

Однако вернёмся к судебнику. Чтобы ещё глубже понять его значение, стоит вспомнить о том мире, откуда пришли его создатели. Исследования показывают, что армянские купцы из Новой Джульфы под Исфаханом столетиями развивали сложнейшую систему торговых отношений. Их контракты, векселя, арбитражные процедуры поражали европейских путешественников своей изощрённостью.

Вот что особенно интересно: джульфинские документы почти всегда начинались стандартной фразой на армянском, которая зеркально отражала персидскую формулировку. Терминология заимствовалась из арабо-персидских прототипов. Например, слово «вакил» (представитель) происходило от арабо-персидского корня, а армянское «авак» (вексель) — от хинди «авак», что указывает на индийские торговые связи.

Авторы Астраханского судебника прямо признавались: «правило торговли, которое мы написали в этой книге, встречается особенно среди армян, живущих в Персидском царстве. Всем известно, что турецкие купцы крайне неискусны и не имеют правил или законов в торговле, но персидские купцы имеют очень мудрые и отличные торговые правила и законы. И наш народ следует их обычаям».

Но у джульфинцев долго не было единого кодекса — они полагались на устные традиции и прецеденты. Астраханский судебник стал первой попыткой зафиксировать эти живые нормы в письменном виде, приспособив их к условиям Российской империи. Это был мостик между деловой культурой Востока и правовой системой Запада.

История Астраханского судебника могла бы завершиться здесь, в сердце Каспия. Но его судьба только начиналась. Уже вскоре документ, созданный в армянской слободе, покинет Астрахань и отправится в путь, чтобы обрести вторую жизнь — в новом городе и новой общине. О том, как судебник оказался на берегах Дона и стал основой для самоуправления переселенцев из Крыма, читайте в следующей части.

Илья Извеков, историк


Источники:

  1. Батиев Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИРОТСКОГО СУДА АРМЯНСКОЙ КОЛОНИИ НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. — 2020. — №. 5. — С. 9-16;

  2. Авакян Р.О. Судебник астраханских армян 1765 года, как памятник права и вековой дружбы между армянским и русским народами // Юриспруденция в современной России: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ. 2011. С. 32-42;

  3. Хачатрян В.А. Административно-правовое положение астраханских армян второй половине ХVIII в. // Известия АН Арм. ССР. 1963. № 12;

  4. Батиев Л. В. НАХИЧЕВАНСКАЯ АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ НА ДОНУ (1779-1870 ГГ.) // Журнал Фронтирных Исследований. 2023. Т.8. № 1 (29). С. 109-128;

  5. Պողոսյան Ֆ. Դատավարությունն ըստ Աստրախանի հայոց Դատաստանագրքի // Պատմա-բանասիրական հանդես. 1964. Т.1. С. 243-249;

  6. Юхт А.И. Правовое положение астраханских армян в первой половине XVIII века. 1960;

  7. Batiev L.V., Kazarov S.S. Novo-Nakhichevan Magistrate: Origin, Structure, Functions // Былые годы. Российский исторический журнал. 2018. № 48. С. 518-527;

  8. Herzig E. The Commercial Law of the New Julfa Armenians [Электронный ресурс] // Les Arméniens dans le commerce asiatique au début de l’ère moderne / eds. S. Chaudhury, K. Kévonian. Paris: Éditions de la Maison des sciences de l’homme, 2007. DOI: 10.4000/books.editionsmsh.11349. — Режим доступа: URL (дата обращения: 14.08.2025). books.openedition.org;

  9. Армянский судебник 1765 г.: от Астрахани до Нахичевани-на-Дону [Электронный ресурс] // ArmenianSite.ru. б. г. Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);

  10. Армяне в Астрахани во второй половине XVIII в. [Электронный ресурс] // Geghard-SAF. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);

  11. Армянская община Астрахани [Электронный ресурс] // NarMedia. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);

  12. Как искать армян. Четвёртая часть [Электронный ресурс] // Familio.Media. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025).

Астраханские братья Зурабовы — купец и фотограф
Когда закон обрёл лицо: история Армянского Судебника. Часть I