Когда закон обрёл лицо: история Армянского Судебника. Часть II

Когда в 1779 году императрица Екатерина II решила переселить крымских армян на Дон, она едва ли предполагала, что вместе с людьми туда отправится и целый правовой кодекс. 14 ноября 1779 года императрица подписала жалованную грамоту, даровавшую переселенцам право «учредить магистрат и в нём производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям». Так судебник получил второе дыхание.
Астраханская губерния. Губернии Российской империи, карточка из географического набора. 1856. Источник
Около 1782 года архиепископ Иосиф (Овсеп) Аргутинский-Долгоруков привозит списки Астраханского кодекса в новооснованную Нахичевань-на-Дону. Здесь, в моноэтничном армянском городе, судебник развернётся во всю силу.
14 января 1780 года в Новой Нахичевани торжественно открывается магистрат. Это не просто судебное учреждение — это полноценная городская власть! Из архивных источников мы знаем, что на его строительство деньги выделили из казны. При магистрате было пристроено помещение для арестованных, казарма для нижних чинов стражи, сарай и конюшня для пожарного обоза.
11 мая 1780 года Азовская губернская канцелярия определила жалованье: председателю — 120 рублей, заседателям — каждому по 100 рублей, секретарю — 150 рублей. Интересная деталь: секретарем магистрата с самого начала назначался русский, последним был отец известного таганрогского историка Пётр Филевский.
Магистрат ведал судом, полицией, хозяйственными делами, опекой над сиротами. И что особенно важно — все производство дел велось на армянском языке! Только вообразите: в зале заседаний звучит армянская речь, документы пишутся армянскими буквами, печати ставятся с армянскими надписями. В центре Российской империи возникает островок, где родной язык переселенцев имеет статус официального.
Судебная власть армянского магистрата делилась на две части: армянскую и русскую. Дела армян с русскими, а также русских между собою подлежали ведению Ростовского уездного суда. В армянской части первоначально рассматривались все дела, но с течением времени уголовные дела стали решаться на основании общих законов Империи.
Первыми членами магистрата были М. Бедросов, Е. Бабасинов, М. Иванов, А. Егияев. Состав был довольно устойчивым — некоторые служили по много лет. Всего членов магистрата вместе с председателем было пять человек, хотя в 1787 году в качестве заседателей указаны шесть человек.
Особенно ярко социальная направленность судебника проявилась в 1812 году, когда нахичеванское общество учредило сиротский суд. Это был специальный орган, заботившийся об имуществе вдов и малолетних сирот, назначавший опекунов и контролировавший их деятельность.
В уставе сиротского суда есть трогательная формулировка: суд должен «быть отцом сирот во всех своих действиях». Это не просто красивые слова — за ними стояла реальная забота о самых уязвимых членах общины. Сиротам, оставшимся без средств, обеспечивали «помещение, содержание, обучение ремеслу или в училище».
Армянский судебник подробно регулировал вопросы опеки и усыновления. Попечитель назначался детям до достижения ими 25-летнего возраста. Предусматривалось два вида усыновления: с отделением от родителей и без отделения. При этом усыновленный в любом случае сохранял право наследования имущества кровных родителей.
К середине XIX века автономия Нахичевани начинает раздражать имперскую бюрократию. В 1843-1844 годах сенатор М.Н. Жемчужников проводит ревизию армянского округа. Его отчёт — это настоящее столкновение двух правовых культур. С одной стороны, ревизор вынужден признать эффективность армянского самоуправления: город процветает, порядок поддерживается, налоги собираются исправно. К началу 1860-х годов на содержание магистрата с подведомственными ему полицейской и пожарной командами расходовалось 11 398 рублей серебром. С другой стороны, вся эта система кажется ему архаичной аномалией. «Незаконное присвоение законодательной власти» — так характеризует он деятельность нахичеванского общества.
По поручению Жемчужникова в 1848 году Армянский судебник был переведён на русский язык переводчиком Нахичеванского магистрата М. Кушнарёвым. Судебник изучили во втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. Удивительно, но заключение было положительным: хотя он «не полон и во многих случаях непонятен», но содержит «справедливые и разумные» правила, отсутствующие в Своде законов.
Более того, по всеподданнейшему докладу статс-секретаря графа Блудова, удостоенному Высочайшего утверждения 11 марта 1848 года, нахичеванским армянам было оставлено право решать гражданские дела на основании собственных законов до издания нового гражданского уложения!
«Великие реформы» Александра II положили конец особому статусу Нахичевани. В 1869 году магистрат лишается судебных функций, в 1872 году вводится Городовое положение, армянский округ упраздняется. Эпоха судебника завершается.
Но память о нём остается. Долгое время армянский элемент продолжает доминировать в органах городского управления. Упразднение особых Армянских судов в 1841 году не повлекло прекращения применения судебника — армянам даровалось право учреждать третейские суды, которые руководствовались его нормами. И только после революции 1917 года, когда избирательные права получают все граждане независимо от имущественного ценза, армяне Нахичевани окончательно теряют политическое влияние.
Вернёмся туда, где всё начиналось. Астраханская армянская община, давшая миру уникальный правовой памятник, продолжала развиваться. Данные экспедиции С. Гмелина показывают удивительную картину: к концу XVIII века здесь насчитывалось уже около 5000 армян — в 25 раз больше, чем в начале столетия!
Они строили фабрики, развивали шелководство и виноделие, возводили каменные церкви. Во второй половине XVIII века наибольшего развития достигла ткацкая промышленность Астрахани, в которой армяне играли ведущую роль. Армяне в XVI-XIX столетиях сформировали целые династии промышленников — нефтепромышленников Лианозовых, хозяев мельниц Агамовых. Из кирпичей, произведённых на предприятиях армянских купцов Телетовых, построена чуть не половина всей Астрахани.
Подпись к гравюре: перспективное изображение алтаря и крылесов в новопостроенной в Астрахане Армянской церкви с их обыкновенным богослужением.
Источник: Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. 2. – 1777.
Армянский суд в Астрахани просуществовал до 1840 года. Его ликвидация стала частью общего наступления Николая I на права национальных меньшинств. Но дело было сделано — правовые традиции армянской общины укоренились и дали всходы далеко за пределами Каспийского моря.
В Астрахани действовали Армянское училище, Армянская Богадельная и даже Армянское епархиальное училище. Всего армяне построили в городе 360 каменных зданий. Появились две Армянских слободы — старая и новая. Армянская диаспора воздвигла шесть каменных апостольских церквей, включая два собора, один из которых, Петропавловский, считался красивейшим в городе.
Армянская церковь Петра и Павла в Астрахани, разрешение на постройку которой было выдано в 1763 году, была разрушена в 1936-м. Источник
Чем же важен для нас Армянский судебник? Это не музейная реликвия, а живой пример того, как община может договориться с государством, сохранив при этом свою идентичность. Это кейс успешной интеграции, когда меньшинство не просто приспосабливается к новым условиям, а обогащает их своим опытом.
Многие нормы судебника — о торговых сделках, наследовании, опеке — звучат удивительно современно. Например, правила купли-продажи по образцу, согласно которым покупатель не обязан приобретать товар, не соответствующий предъявленному образцу. Или гарантии для арендатора — арендодатель не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор на том основании, что мог бы сдать имущество другому на более выгодных условиях.
А принцип, заложенный создателями судебника — сочетание уважения к традиции с готовностью к изменениям — остается актуальным и сегодня. В их установлении коллизионной нормы была заложена мудрость: «возможно, что императором будут изданы указы <…>, которые будут противоречить положениям настоящего судебника. В таких случаях соответствующая статья судебника должна действовать без применения той части, которая противоречит императорскому указу».
История судебника напоминает нам, что правовая субъектность общины — это не привилегия для избранных, а ресурс развития всего общества. Когда закон обретает человеческое лицо, выигрывают все. Астраханский опыт показал, что возможно создание эффективной правовой системы, объединяющей национальные традиции с государственными потребностями, частные интересы с общественным благом.
В эпоху глобализации, когда вопросы культурной идентичности и правового плюрализма стоят особенно остро, опыт армянского судебника 1765 года предлагает модель, достойную изучения и осмысления.
Илья Извеков, историк
Источники:
Батиев Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИРОТСКОГО СУДА АРМЯНСКОЙ КОЛОНИИ НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. — 2020. — №. 5. — С. 9-16;
Авакян Р.О. Судебник астраханских армян 1765 года, как памятник права и вековой дружбы между армянским и русским народами // Юриспруденция в современной России: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ. — 2011. — С. 32-42;
Хачатрян В.А. Административно-правовое положение астраханских армян второй половине ХVIII в. // Известия АН Арм. ССР. 1963. — № 12;
Батиев Л. В. НАХИЧЕВАНСКАЯ АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ НА ДОНУ (1779-1870 ГГ.) // Журнал Фронтирных Исследований. — 2023. — Т.8. — № 1 (29). — С. 109-128;
Պողոսյան Ֆ. Դատավարությունն ըստ Աստրախանի հայոց Դատաստանագրքի // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1964. — Т.1. — С. 243-249;
Юхт А.И. Правовое положение астраханских армян в первой половине XVIII века. — 1960;
Batiev L.V., Kazarov S.S. Novo-Nakhichevan Magistrate: Origin, Structure, Functions // Былые годы. Российский исторический журнал. — 2018. — № 48. — С. 518-527;
Herzig E. The Commercial Law of the New Julfa Armenians [Электронный ресурс] // Les Arméniens dans le commerce asiatique au début de l’ère moderne / eds. S. Chaudhury, K. Kévonian. — Paris: Éditions de la Maison des sciences de l’homme, 2007. — DOI: 10.4000/books.editionsmsh.11349. — Режим доступа: URL (дата обращения: 14.08.2025). books.openedition.org;
Армянский судебник 1765 г.: от Астрахани до Нахичевани-на-Дону [Электронный ресурс] // ArmenianSite.ru. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);
Армяне в Астрахани во второй половине XVIII в. [Электронный ресурс] // Geghard-SAF. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);
Армянская община Астрахани [Электронный ресурс] // NarMedia. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025);
Как искать армян. Четвёртая часть [Электронный ресурс] // Familio.Media. — б. г. — Режим доступа: URL (дата обращения: 07.08.2025).