0
0

Улицы, ранее носившие «армянское название»

А.И.Сумбатов-Южин в своем домашнем кабинете ǁ maly.ru

В 1929–1994 годах Большой Палашёвский переулок у Патриарших прудов назывался Южинским. Такое название он получил по псевдониму проживавшего здесь когда-то актера Александра Ивановича Сумбатова-Южина (1857–1927).

Александр Иванович Сумбатов родился в 1857 году в селе Кукуй (ныне Ефремовского района Тульской области) в семье Сумбатовых. Сумбатовы (Сумбаташвили) принадлежали к грузинскому княжескому роду армянского происхождения, со временем разделившемуся на несколько ветвей. Возводили свой род к владетелям Малой Армении из династии Багратуни. Его бабушка со стороны отца, София Багратион-Мухранская, принадлежала к боковой линии Багратионов.

Сумбатов учился в Петербургском университете на юридическом факультете. Во время обучения участвовал в любительских спектаклях. На профессиональную сцену впервые вышел в Тифлисе в 1876 году под псевдонимом Сольцев. В 1878–1879 гг. играл на сценах клубов Санкт-Петербурга. В 1881-м поступил в московский театр Бренко. С 1882-го и до конца жизни работал в Малом театре.

В Малом театре Александр Южин занимал также и административные должности: с 1909 года был управляющим труппой, с 1918-го — председатель Совета, с 1919-го — председатель дирекции, с 1923-го — директор, с 1926-го — почетный директор. Будучи на этих постах, Южин проявил себя как крупный организатор и администратор.

Свою драматургическую деятельность Южин начал с 1877 года. Первой стала пьеса «Права жизни». В 1881м в Малом театре была поставлена его пьеса «Листья шелестят». Затем были пьесы «Соколы и вороны» (написана совместно с В.И. Немировичем-Данченко, впервые поставлена в театре Корша в 1885-м), «Арказановы» (1886), «Цепи» (1888) и др. Возглавлял дирекцию литературно-художественного кружка «Среда».

17 февраля 1908 года Южин был посвящен в масонскую ложу «Возрождение» Великого Востока Франции. С 1922-го и до самой смерти был председателем комитета по сооружению в Москве памятника А.Н. Островскому.

По адресу Большой Палашёвский переулок, 5/1 находится Мемориальная квартира А.И. Сумбатова-Южина ǁ maly.ru

А.И. Южин умер на вилле «Хризантем» в Жуан-ле-Пен, около Ниццы 17 сентября 1927 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

По адресу Большой Палашёвский переулок, 5/1 находится Мемориальная квартира А.И. Сумбатова-Южина.

Дом № 5 по Большому Палашёвскому переулку был построен в 1882 году. Через десять лет там поселился князь Александр Сумбатов-Южин и прожил до самой смерти в 1927-м.

После кончины А.И. Южина его вдова Мария Николаевна Сумбатова (в девичестве баронесса Корф) превратила две комнаты — кабинет и гостиную — в мемориальные, и каждое 17-е число (день рождения и смерти артиста) проводила вечера памяти. Мария Николаевна ушла из жизни в 1938 году. Она завещала Малому театру архив Южина, а также просила передать кабинет, гостиную и столовую для создания там музея.

Последняя воля Марии Николаевны исполнилась только в следующем веке. В январе 2001 года Малому театру были переданы четыре комнаты — кабинет, гостиная, столовая, спальня А.И. Сумбатова-Южина. В течение пяти лет готовились экспозиции (заслуженный художник России В.Н. Шихарев). Открытие музея-квартиры состоялось в 2006 году. Экспозиция включает мемориальный кабинет артиста, гостиную, «музыкальную гостиную» (столовая, переделанная в выставочный и театральный зал), а также бывшую спальню, превращенную в гримерную-кабинет Александра Ивановича в Малом театре, где он не только готовился к выходу на сцену, но и работал как директор, принимал посетителей. Здесь, на новой площадке Малого театра, проводились встречи, вечера, съемки передач цикла «Из квартиры князя А.И. Сумбатова-Южина». В 2014-м музей был закрыт на ремонт, связанный с восстановлением исторического фасада здания. 23 декабря 2015 года он вновь распахнул свои двери.

В южинской квартире проводятся выставки, вечера, творческие встречи и конференции. Эти мероприятия посвящаются не только личности Александра Ивановича, но и современной истории главного Дома в его жизни — Малого театра.


Евгений Вахтангов ǁ 366days.ru

Большой Николопесковский переулок (арбатский переулок между улицами Арбат и Новый Арбат) в 1934–1994 годах назывался улицей Вахтангова — в память об актере и театральном режиссере Евгении Багратионовиче Вахтангове (1883–1922).

В ноябре 1921 года старинный особняк на Арбате открыл свои двери в качестве нового московского театра. Событие было ознаменовано постановкой пьесы Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Так начала свое существование Третья студия Московского художественного театра, в 1926 году переименованная в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

На долгие годы символом театра стал легендарный спектакль «Принцесса Турандот», поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году по сказке итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци.

Евгений Багратионович поставил «Принцессу Турандот» как ироническую сказку. Актеры играли не самих героев, а актеров венецианской театральной труппы, разыгрывающих «Принцессу Турандот». В постановке Вахтангова главным становится не сюжет классической сказки, а остроумные современные комментарии самих действующих лиц. Актеры не просто воссоздают образы персонажей сказки, где жестокая китайская принцесса Турандот загадывает своим надоедливым женихам труднейшие загадки, а в случае, если они не угадывают, то велит их казнить. Играя, актеры выражают собственное отношение к ним и к сюжету.

Гуляя по Арбату и проходя мимо Вахтанговского театра, мы видим перед ним фонтан «Принцесса Турандот» ǁ wikipedia.org

Театровед Вадим Щербаков отмечает: «Встреча Вахтангова с масками итальянской „импровизационной комедии“ ознаменовалась событием огромной важности — известная самостоятельность маски, ее отъединенность от представляющего ее лицедея, подсказала режиссеру знаменитый принцип „отстранения“».

На сайте Театра имени Вахтангова указывают, что «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра.

Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, Константин Станиславский — учитель Вахтангова — восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».

«Принцесса Турандот» стала последней прижизненной постановкой Евгения Вахтангова. Сегодня проходя по Арбату мимо вахтанговского театра, мы видим перед ним фонтан «Принцесса Турандот».

Источники:

  1. Мемориальная квартира А.И. Сумбатова-Южина ǁ maly.ru.

  2. Сумбатовы ǁ rodovid.org.