0
0

Аршил Горки

Аршил Горки

$0.00

До самой своей смерти в 1948 году Аршил Горки писал оригинальные абстракции, которые часто содержали в себе воспоминания о его армянском детстве — о садах, огородах и пшеничных полях родины.

Add To Cart

Аршил Горки — известный американский художник, «последний из великих сюрреалистов, первый из абстрактных экспрессионистов» и одна из самых важных фигур в искусстве ХХ века. По словам одного из лидеров абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга, Горки был художником с «фантастическим инстинктом», во многом самоучкой, испытавшим влияние мастеров современного европейского искусства, но наиболее часто повторяющиеся образы которого были основаны на воспоминаниях его детства. Детство Аршила Горки, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма, прошло на южном берегу озера Ван. Его родина — Армения, а настоящее имя — Восданиг Мануг Адоян.

Аршил Горки. Фото: arshilegorkyfoundation.org

Аршил Горки. Фото: arshilegorkyfoundation.org

Восданиг Мануг Адоян, будущий прославленный художник Аршил Горки, родился примерно в 1902 году в деревне Хорком, в армянской провинции на восточной границе Османской Турции (информация о дате его рождения противоречива, по ряду других сведений он родился в 1904-м). Будучи подростком, Горки стал свидетелем систематической этнической чистки своего народа, организованной младотурецким правительством в 1915 году. Он и многие другие армянские семьи навсегда были изгнаны из своих домов.

Страшным потрясением в цепочке трагических событий стала смерть матери Аршила Горки: она умерла от голода и перенесённых лишений в декабре 1919 года. Он и его сестра Вартуш в 1920-м добрались до США. Там Восданиг Мануг Адоян сменил своё имя на Аршила Горки (в честь знаменитого русского писателя Максима Горького). Начиналась новая жизнь.

Аршил Горки. Без названия (Автопортрет), 1928–1929 ǁ wikiart.org

Аршил Горки. Без названия (Автопортрет), 1928–1929 ǁ wikiart.org

Прожив с родственниками в Новой Англии, Аршил Горки в 1924 году перебрался в Нью-Йорк и поступил в Национальную академию дизайна и Центральную школу искусств, где он позже стал преподавать. «Несмотря на формальную художественную подготовку, Горки был самоучкой и основным его образованием стало посещение музеев и галерей, чтение книг и журналов», — написано на сайте, посвящённом художнику. Познакомившись с авангардным европейским искусством, он стал изучать творчество Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Жоана Миро. Горки всегда подчёркивал важность традиции и преемственности, утверждая, что художник может созреть только после того, как переживёт период ученичества.

Аршил Горки. «Узы сна», 1925 ǁ wikiart.org

Аршил Горки. «Узы сна», 1925 ǁ wikiart.org

Первая персональная выставка Аршила Горки состоялась в Галерее Меллона в Филадельфии в 1931 году. С 1935-го по 1939 год он работал в качестве художника-монументалиста, участвовал в создании росписей для аэропорта Ньюарк. В 1938-м открылась большая выставка его работ в нью-йоркской галерее Бойер. В 1941-м художественный музей Сан-Франциско организовал его выставку. В 1944-м Горки познакомился с поэтом и одним из основоположников сюрреализма в литературе Андре Бретоном. Тесная дружба с ним произвела на художника глубокое и неизгладимое впечатление.

До самой своей смерти в 1948 году Аршил Горки писал оригинальные абстракции, которые часто содержали в себе воспоминания о его армянском детстве — о садах, огородах и пшеничных полях родины.

Аршил Горки. «Плуг и песни», 1947. «Загадочная борьба», 1936–1937 ǁ wikiart.org


Аршил Горки. Портрет Вартуш, 1936–1937 ǁ wikiart.org

Аршил Горки. Портрет Вартуш, 1936–1937 ǁ wikiart.org

«Как я люблю землю, почву, хозяйство. Я скучаю по природе нашей родины и навсегда под властью красоты Хоркома и Вана. Наш бессмертный армянский мир — пурпурные горы и белые, с налётом соли берега Ванского озера, сладостные долины, стада. Мы частицы родной земли, оторванные от неё предательскими бурями. Дорогая Вартуш, я всегда мечтаю о родине. Словно некий древний армянский дух во мне движет моей рукой и создаёт вдали от родины образы природы, какой мы любили её в садах и пшеничных полях в Хоркоме. Наша прекрасная Армения, которую мы потеряли, которую я возвращаю себе с помощью искусства. В моём творчестве всегда будет душа Армении. Я воскрешу Армению своей кистью, чтобы её увидел весь мир».

Аршил Горки. Письмо сестре Вартуш. 22 апреля 1944 года. Нью-Йорк


Аршил Горки. Художник и его мать, 1926–1936 ǁ aniv.ru

Аршил Горки. Художник и его мать, 1926–1936 ǁ aniv.ru

К середине 1940-х годов в жизни Аршила Горки снова началась череда трагических событий, повлиявших на него физически и эмоционально. Пожар в его мастерской, рак и болезненная операция, автомобильная авария и семейные проблемы привели подавленного художника к самоубийству. Он покончил с собой 21 июля 1948 года. Жизнь одного из первых абстрактных экспрессионистов оборвалась рано — ему было всего 44 года. Но после себя он оставил уникальный и впечатляющий объём работ, которые оказали влияние на американское искусство.

Аршил Горки. «Механика полёта». «Ночь, загадка, ностальгия», 1931–1932 ǁ wikiart.org

В 2012 году на 9-м Международном кинофестивале «Золотой абрикос» был представлен биографический фильм «Без Горки» (Without Gorky). Его режиссёр — Косима Спэндер, внучка Аршила Горки. В своём фильме она пытается разобраться в том, что происходило с её дедом в течение последних семи лет его жизни. По словам Косимы, главной героиней ленты стала её бабушка, которая была рядом с художником до самого конца. В фильме затронуты отношения Аршила Горки с супругой Агнес и дочерьми Маро и Наташей.

«Бабушка помогла ему обрести дом — понятие, утерянное для деда, с ней он нашёл своё счастье и начал рисовать в том лёгком лирическом жанре, благодаря которому обрёл известность», — говорила Косима Спэндер на фестивальной пресс-конференции.

Фильм «Без Горки» включает в себя интервью с членами семьи Аршила Горки. В фильме через архивные фотографии и художественные работы раскрывается история Горки, анализируются последствия его самоубийства.

Источники:

1. My Gorky ǁ tate.org.uk.

2. Gorky’s Life ǁ arshilegorkyfoundation.org.

1. «Груши, персики и кувшин» (1926–1927). 2. «Пейзаж» (1944). 3. «Организация» (1933–1936). 4. «Агония» (1947). 5. «Натюрморт с цветами». 6. «Стейтен-айленд», (1927). 7. «Золотисто-коричневая картина» (1943–1944). 8. «Нежная ночь» (1947) ǁ wikiart.org