Крымская «пушкиниана»

Не смущайтесь и не сомневайтесь. Перед вами портрет  не Александра  Пушкина,  а Ивана Константиновича Айвазовского. При всей невероятности, почти все современники  подчеркивали, что  великий поэт и великий художник  имеют  некое внешнее сходство. По семейной легенде, впервые это заметила дочь  генерала Раевского, указав  молодому поэту на трехлетнего мальчика в толпе собравшегося на берегу народа в Феодосии, Крыму, в 1820 году, когда Пушкин впервые вместе с семьей прославленного генерала посетил Крым.

Малыш Айвазовский запомнил эту встречу на всю жизнь. И пронес через всю свою жизнь любовь к творчеству великого поэта. Во второй и последний раз они встретились за год до гибели Пушкина ,  в Петербурге, на выставке  картин  молодых   художников  Академии  Художеств. Пушкин тогда с похвалой отозвался о работах  молодого  художника.

Айвазовский был одним из немногих, допущенных  к  гробу поэта художников  для создания посмертного портрета. Работа у него не  получилась, он и сам прекрасно понимал, с первых самостоятельных шагов в живописи, что  он не первый среди равных в портретной живописи.

И хотя он не раз изображал Пушкина на своих полотнах, для создания своего посвящения он пригласил в соавторы  Илью Репина. Так и родился шедевр двух мастеров - «Прощание Пушкина с Черным морем»: с морем кисти Айвазовского и Пушкиным работы Репина.   

Пожалуй, самое известное «крымское» произведение Пушкина- это «Бахчисарайский фонтан». Написанный  с 1821 по 1823 годы под непосредственным впечатлением крымской поездки.

К столетнему юбилею Пушкина, другой  вюбленный  в Крым армянский художник - Вардгес Суренянц  создаст непревзайденные иллюстрации  к  этой поеме.

Работа   выполнена с  мастерством ювелира. В помощь работе пошлит эскизы, сделанные во время путешествия по Ирану, по Италии, Испании. Наверно, это лучшее проявление  ориенталистического направления в книжной иллюстрации  конца  19 века. Своими работами Суренянц как бы вторит  Муравьеву- Апостолу, назвавшему Бахчисарайский дворец  «Таврической Альгамброй».

«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы».

 6 сентября 1820 г. в Крыму, Пушкин, сорвав с карликового куста колючую ветку с двумя пышными алыми розами, опустил их на влажный мрамор, иссеченный арабесками. И родилась бессмертная поэма о великой любви. Художники же обессмертили его великое  творчество  на своих полотнах, акварелях,   книжных иллюстрациях.

Крымская «пушкиниана»