Армянский эпос «Сасна црер» или «Сасунци Давид» (часть 2)

Армянский эпос «Сасна црер» или «Сасунци Давид» (часть 2)

 Продолжение первой части.

Мы решили не рассказывать детально об основных линиях нашего эпоса, а обратить ваше внимание на интересные мелочи, которые, как правило, выпадают из общего сюжета, но являют собой любопытные характеристики народного мышления. Опять же, если вернуться к именам.  Библейское имя Давид хорошо известно всем, оно присутствует в жизни всех европейских и ближневосточных народов, а откуда взялось имя Мгер? Причем, обратите внимание, в эпосе он раздвоился, он ушел как Мгер Старший, а потом «вернулся» как Мгер младший. Древние армяне называли его Михр или Мигр, в дохристианском мире он был известен как Митра - бог света, добра и справедливости, который всемилостив, рассудителен, он отводит войны и устанавливает границы, он рассеивает тьму, побеждает зло. Его культ в I веке до н. э. был более распространен, чем культ Христа. Христианство победило именно потому, что переняло очень много элементов культа Митры. Он сам бог и сын бога, он уходит и возвращается, он справедлив и милостив.

Его культ в скрытом виде сохранился в христианской церкви. В частности, идея возвращения, ведь Мгер-младший тоже удалился от мира, ушел в скалу, ожидая своего часа возвращения.

Согласно нашему историку Мовсесу Хоренаци, наш Михр - это аналог греческого Геракла. Поэтому ему приписываются те же подвиги, что и греческому герою. Вспомним, например, как Мгер-старший раздирает глотку льву, совсем как Геракл. Но давайте обратимся к нашей истории. Мы уже говорили, что под наслоениями времени хранится много исторической достоверности. Народ не забывает своих героев. 591 год, после подавления очередного восстания против византийской власти, руководитель восстания Смбат Багратуни был брошен на арену константинопольского цирка, на съедение зверям. Бесстрашный князь не просто победил на арене: он разодрал глотку льву и за это получил восторженные овации толпы и помилование от императора Маврикия.  Таким был прототип старшего Мгера. Но если во второй ветви эпоса божественные имена скрывали исторических личностей, то в третьей части, так как она более приближена к историческим событиям, герои более узнаваемы.

 

Первое арабское нашествие на Армению состоялось в 640 году. А в 652 году мудрейший политик и храбрый полководец Теодорос Рштуни сумел заключить с Халифатом невероятный договор, который обеспечивал нам внутреннюю автономию и вероятную независимость в дальнейшем. К сожалению, смерть нашего полководца вкрутую изменила ход событий. Но он остался в народной памяти и в эпосе под именем Кери Торос - дядя Давида, мудрый советчик и защитник племянника. Другой дядя - Дзенов Оган - тоже реальное историческое лицо, руководитель восстания 851 года. Звали его Овнан Хутеци (из города Хут). Сам Давид - сын Багарата Багратуни, известного военачальника IX века.

Ветвь Давида и Мгера Младшего нам хорошо известна благодаря авторским пересказам наших замечательных поэтов - Ованнеса Туманяна и Аветика Исаакяна. Пересказ эпоса - не наша цель, но мы хотим обратить внимание на одну мелочь: очень часто мы говорим о созидательной жилке нашего народа. И еще мы говорим, что наши 13 столиц - это результат постоянных войн, разрушений, дальнейших восстановлений. А почему бы не сказать, что это лучшее доказательство нашей сути, и наш эпос лучшее тому подтверждение: в IX веке до нашей эры два брата-беглеца дошли до нашей земли и первое, что они сделали – построили город Сасун для местных жителей. Их наследник Мгер-старший Львораздиратель посадил леса и сады для своей охоты, воздвиг церковь св. Богородицы. Его сын, «цур» Давид, непутевый пастух, бестолковый пахарь своими руками восстановил отцовский сад, поднял из руин разрушенную церковь и только после этого понял, что ОН тут хозяин, и арабы с НИМ должны считаться.

Все это тоже историческая правда. Все клинописные надписи ванских царей рассказывают о построенных каналах, городах и крепостях.

Традицию продолжили наследники. Только вслушайтесь: Арташат (город Арташеса), Ервандашат, Ервандакерт, Тигранакерт, Вагаршапат, Хосровакерт, Аршакаван.

Цари гордились своими виноградниками, каналами, построенными городами, как другие гордились бы военными победами и трофеями.

Наш эпос стал источником вдохновения не только для поэтов, но и для художников. Все мы выросли на иллюстрациях А. Коджояна, сделанных к эпосу, прекрасно помним скульптуры Е. Кочара, полотна Э. Исабекяна. Пусть наш эпос сопровождает нас всю нашу жизнь, пусть он присутствует в жизни наших детей и внуков.

 

 

Армянский эпос «Сасна црер» или «Сасунци Давид» (часть 2)