Ара и Семирамида: легенда на картине Вардгеса Суренянца

Ара и Семирамида: легенда на картине Вардгеса Суренянца

На прошлой неделе Армянский музей Москвы рассказывал о «двух Саломеях» — пьесе Оскара Уайльда и картине Вардгеса Суренянца. Проникнув в образный мир пьесы Уайльда, Суренянц в 1907 году пишет картину, сюжетно и символически связанную с ней.

По своему эмоциональному напряжению с «Саломеей» схоже другое произведение художника, созданное им ранее в 1899 году — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного».

Shamiram_ara (1).jpeg

Семирамида, как и Саломея, изображена в момент, когда ее раздирают чувства. Но ее чувства несколько иного склада. Рядом с ней Суренянц поместил жертву ее любви — Ара Прекрасного. Поэтесса Аршалуйс Маркарян писала: «Любила Ара Прекрасного пылкая Семирамида, но жажда была напрасной и жгучей была обида…».

Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, обращена внутрь себя. На ее лице читаются смятение и отчаяние. В пространстве картины время словно остановилось, становясь еще одним ее персонажем. Бесповоротность произошедшего и драматизм переживаний сливаются воедино.

Основой для сюжета картины «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» послужило предание, описанное армянским историком V века Мовсесом Хоренаци. Это история о полулегендарном армянском царе Ара Прекрасном (Ара Гехецике) и ассирийской царице Семирамиде, в армянских источниках называемой Шамирам.

Царь Ара славился своей необыкновенной красотой, весть о которой достигла и царицу Ассирии Семирамиду. После смерти своего мужа — царя Нина — она отправила к нему послов с дарами.

Вместе с дарами несли они и послание от Семирамиды. Она, пожелав добиться любви армянского царя, просила стать его своим мужем и взойти на царство. Ара во имя родины отвергает предложение Семирамиды. Униженная и разгневанная отказом царица решает идти войной на Армению.

Своим военачальникам Семирамида, возглавившая войско, велит взять Ара Гехецика живым. Однако на поле брани он получает смертельное ранение.

На картине Суренянца рядом с телом Ара Прекрасного покоятся аккуратно сложенные его меч и шлем.

Далее легенда гласит о духах-аралезах, спускающихся с неба, чтобы воскресить убитых в сражении, зализав их раны. Согласно «Истории» Хоренаци, Семирамида лишь распускает слух о том, что аралезы воскресили Ара Гехецика. Народ Армении верит ее словам. Военные действия прекращаются. Вскоре Семирамида покидает страну и возвращается к себе…

Ара и Семирамида: легенда на картине Вардгеса Суренянца