В день рождения Анри Труайя, вдохновившего Вернёя на создание фильма «Майрик»

В день рождения Анри Труайя, вдохновившего Вернёя на создание фильма «Майрик»

1 ноября 1911 года родился Анри Труайя, французский писатель армянского происхождения. Он был членом Французской академии, лауреатом многочисленных литературных премий, автором более сотни томов исторических и художественных произведений, исследователем исторического наследия России.

Без названия.jpg

Анри Труайя за свою долгую жизнь написал множество произведений, из которых почти половина посвящена России и ее выдающимся деятелям. Его «Русские биографии» неоднократно переводились на многие языки. Среди написанных им биографий можно выделить: «Пушкин» (романизированная биография), «Толстой» (романизированная биография), «Николай Гоголь», «Екатерина Великая», «Александр I. Северный сфинкс», «Григорий Распутин», «Борис Пастернак» и многие-многие другие.

Его перу также принадлежит ряд биографий известных французских личностей: «Гюстав Флобер», «Ги де Мопассан», «Эмиль Золя», «Поль Верлен», «Оноре де Бальзак» и другие.

Творческий путь писателя начался в 30-е годы — был опубликован его первый роман «Обманчивый свет», а спустя три года, в 1938-м, за роман «Паук» он был удостоен Гонкуровской премии.

Анри Труайя исследовал и описывал жизненные пути великих людей, запечатлевал на бумаге их жизнь. Писательского пера заслуживает и его биография, полная различных перипетий.

Почему его творчество так тяготело к России, к русской культуре? Ответ прост — свой жизненный путь Анри Труайя начал именно в этой стране.

Анри Труайя родился в Москве в богатой армянской купеческой семье Аслана и Лидии Тарасовых. Его настоящее имя — Лев Асланович Тарасов (Анри Труайя — литературный псевдоним).

Позже Лев/Анри признается, что в зрелом возрасте считал себя русским армянином.

0_8f99c_2974a65b_XL.jpg

Род Тарасовых происходил из черкесогаев, то есть черкесских армян (горских армян), живших в кавказских горах в тесной дружбе с черкесскими племенами. Предок Труайя по имени Торос, происходивший из села Цхна, располагавшегося недалеко от города Нахичевани, обосновался со своей семьей в Армавире. По словам Труайя, царские чиновники, русифицировав имя Тороса, превратили его в Тарасова.

После большевистского переворота семья Тарасовых, спасаясь от революции, бежала в Кисловодск, в фамильное имение «Карс», а затем из Новороссийска отправилась в Константинополь. Однако высаживаться в порту города разрешалось только беженцам-армянам, а у них были русские паспорта.

Писатель вспоминал:

«В Константинополе нас ждали новые трудности: местные власти пересылали всех беженцев русского происхождения на остров Кипр и разрешали высадиться в порту Константинополя только беженцам-армянам. Мы же по документам считались русскими подданными армянского происхождения. Следовало нас принять или нет? Усложняло ситуацию и то, что все армянские фамилии оканчиваются на „ян“, окончание же нашей фамилии на „ов“ делало ее совершенно русской. Отец, вконец измученный этой путаницей, согласился на уловку. Дипломатический представитель новой армянской республики в Константинополе выдал нам 19 марта 1920 года письмо, удостоверявшее, что предъявитель его, „известный в России под фамилией Тарасов“, в действительности носит фамилию Торосян. „Торосян“ не была нашей настоящей фамилией, но навсегда срослась с фамилией Тарасов, несмотря на все усилия, которые мы потом предпринимали, чтобы от нее избавиться».

Затем семья смогла обосноваться во Франции, в Париже.

Париж стал домом, второй родиной для многих армян. Шарль Азнавур, Мисак Манушян, Анри Вернёй (Ашот Малакян).

Труайя и Вернёй были друзьями. Наверное, их дружба, общие корни и история стали предтечей для создания «самого дорогого произведения европейского кино» (по признанию французского журнала «Пари Матч»).

В 1985 году по предложению своего друга Вернёй написал сборник рассказов «Майрик», в основу которого легла история его семьи — Геноцид армян, судьба и жизнь эмигрантов в новой для них стране. Спустя время этот сборник ляжет уже в основу сценариев двух фильмов Вернёя — «Майрик» (1991) и «Улица Паради, дом 588» (1992). Улица Паради — адрес семейства Малакян в Марселе. Оба фильма полны грусти и печали, но в то же время в них живет надежда. В «Майрик» много трогательных и добрых моментов, например, как вся семья готовит своего сына ко дню рождения его богатого одноклассника, как мама мальчика дожидается его на улице, грустная и трогательная история с подарком-пахлавой.

В «Майрик» снялись египетский актер Омар Шариф, которому за участие в съемках был запрещен въезд в Турцию, и итальянская актриса Клаудия Кардинале, посетившая кинофестиваль «Золотой абрикос» в 2010 году.

Так творческая инициатива двух людей — Труайя и Вернёя — оставила в наследие кинематографу бессмертные шедевры.

В день рождения Анри Труайя, вдохновившего Вернёя на создание фильма «Майрик»