Его «Норма» и «Святая Анна»: кинорежиссер Борис Айрапетян

Его «Норма» и «Святая Анна»: кинорежиссер Борис Айрапетян

В конце апреля в Москве в Центральном Доме кинематографистов вновь прошел фестиваль открытых студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Уже в 24 раз. На конкурс было подано почти 600 заявок. Из них 180 фильмов были показаны в 6 столичных кинотеатрах. Фестиваль предоставляет идеальную возможность для диалога поколений - работы молодых кинематографистов смотрят и оценивают кинематографисты заслуженные, с мировым именем.

«Святая Анна», основанная в 1993 году, проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов России, Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, Департамента культуры Министерства Обороны РФ, Центрального Дома кинематографистов, Дирекции «Центр Фестивалей». Председатель попечительского совета фестиваля Никита Михалков, Президент фестиваля Михаил Пореченков.

Основатель фестиваля-премии кинорежиссер, сценарист, продюсер, лауреат международных премий, обладатель Борис Айрапетян.

Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Выпускник философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Преподавал «Эстетику» и «Этику» в Ереванском Политехническом институте. В 1989 — окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. 1989 — член Союза кинематографистов Российской Федерации. Член Гильдии кинорежиссеров России. 1989—1991 — преподавал режиссуру во Всесоюзном государственном университете по кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).

С 1997 по 2002 год Борис Айрапетян - секретарь Союза кинематографистов России

Имя кинорежиссера Бориса Александровича Айрапетяна (Бориса Беглара) очень хорошо известно не только в Армении, России, но и за рубежом. В Монреале, Мюнхене, Торонто, Стамбуле, Париже, где он участвовал в фестивале «Лувр» на открытии «Пирамиды». Список его регалий, наград внушителен, лишь несколько перечислений уже отразит уровень его таланта и мастерства. Гран-при на кинофестивале «Дебют» в Москве, премия Чикагской киноассоциации за ленту «Там, где небо лежит на земле», премия «Эмми» Американской академии телевидения (телевизионный «Оскар») за ленту«Мост», МКФ в Мангейме, где он получил приз экуменического жюри за «Убийцу», победа на Московском МКФ с «Лучшей мужской ролью» в фильме «Фара», МКФ «Листопад» г. Минск, приз зрительских симпатий — за ленту «На Бис». На МКФ «Золотой абрикос» в Ереване Борис Айрапетян получил премию «Лучший фильм» за фильм «Место на земле».

Про фильм «Убийца» критики писали, что он стал усложненным и несколько сбивчивым по интонации авторским высказыванием, где причудливо переплелись мотивы религиозных исканий, рефлексия по поводу кинематографа и объяснение в любви к музыкальным кумирам — Бетховену и «Битлз».

Но после этой ленты Айрапетян на неопределенный срок оставил режиссуру и нашел себя на продюсерском поприще, создав и возглавив «Святую Анну». А еще он вернулся к тому, с чего начинал – к музыке. Ведь она была раньше, чем кинематограф. В 1972 году Борис окончил Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова по классу скрипки.

В 2003 кинорежиссер стал автором амбициозного проекта, он создал спектакль «Норма» на музыку Винченцо Беллини, которая взяла целых 5 номинаций премии «Золотая маска», поставленную мастером в Ереванском театре оперы и балета. Шла она и на Новой сцене Большого театра. После такого успеха сценической постановки Айрапетян решил экранизировать оперу. Его "Норма" стала первым фильмом-оперой, снятым в России за последние 20 лет. На Западе фильмы-оперы - прибыльная индустрия, а в России этот жанр до последнего времени был забыт. В нашей стране этот жанр ассоциируется, пожалуй, с операми в интерпретации Франко Дзеффирелли.

Из 20 мировых  постановок «Нормы» 14 оказались провальными. Первая причина – сложность вокальных партий, демонстрирующих предельные возможности певца. Вторая причина, по которой Норма считается непростой - ее статичность – все события разворачиваются в течение одной ночи в немногих мизансценах. Но Борис Айрапетян рискнул, сделав ставку на исполнителей – тем более что они у него проверенные - шагнули прямо со сцены на большой экран: солистка Метрополитен-Опера Асмик Папян и солист Мариинки Гегам Григорян.

По словам режиссера, сначала оперным певцам на съемках было нелегко. Километры пленки были в браке – а всему виной привычка певцов искать глазами дирижера. Но с этой трудностью Айрапетяну пришлось справляться, поскольку для него принципиальным было участие в картине именно оперных исполнителей, а не профессиональных актеров, играющих под фонограмму.

Действие "Нормы" происходит во времена Римской Империи. И для съемок удалось найти уникальное место - древний храм в Армении, возведенный римлянами в честь ее завоевания.

Постановка получила высокую оценку российского музыкального критика Святослава Бэлзы: «Печально, но факт: у нас, фильм-опер снимается сейчас до обидного мало. И обращаются к этому жанру, как правило, художники одержимые, жрецы чистого Искусства. Именно к этой славной, но немногочисленной когорте принадлежит Борис Айрапетян».

«Нормой» в 2006 году закрывались Недели российской культуры в Риме «На площади Треви». В том же году «Норма» была представлена в рамках Года Армении во Франции. В 2006 же году «Норма» закрывала Год России в Армении.

Говорят, что каждый его приезд в Ереван, как правило, имеет эффект камня, брошенного в застоявшуюся воду. После борьбы с дирекцией Оперного театра в 2016 году его «Норма» была восстановлена на ереванской сцене. Однако, считая спектакль откровенно халтурным и не имея возможности устранить недостатки, Борис Айрапетян, проявив непонятную для многих принципиальность, добивается его снятия с репертуара. «Элита, осознающая всю полноту своей миссии, в том числе ответственность представлять лицо нации, - это наличие широко образованных людей со способностью и потребностью культивировать в себе известные самоограничения. Сегодня можно говорить разве что о номинально существующей элите. Генерация, пришедшая во власть двадцать лет назад, продолжает пребывать в плену архаики. Очень трудно жить по понятиям, сильно напоминающим феодальные, и пытаться выглядеть цивилизованным. Набор внешних атрибутов только подчеркивает комичность положения. В этих условиях большая часть деятелей культуры предпочитает конформизм, прикрываясь ширмой великого наследия предков. Не думаю, что сегодня в депутатском корпусе это "великое наследие" представляют лучшие, избранные – именно так переводится слово "элита", - говорит Борис Айрапетян.

Как сложится в дальнейшем творческая судьба прославленного маэстро с городом его юности, покажет время. Но а пока Борис Александрович готовится к особому торжеству - в следующем году фестиваль «Святая Анна» будет справлять 25-летний юбилей.

Валерия Олюнина 

Его «Норма» и «Святая Анна»: кинорежиссер Борис Айрапетян