Вспоминая Дерсим. Заза и армяне часто имеют родственные корни

Вспоминая Дерсим. Заза и армяне часто имеют родственные корни
Ровно 80 лет назад, 4 мая 1937 года, в Дерсиме началось восстание алевитов и заза, подавленное турками самым жесточайшим образом. 

Ровно 80 лет назад, 4 мая 1937 года, в Дерсиме началось восстание алевитов и заза, подавленное турками самым жесточайшим образом. 

Вчера 4 мая исполнилось ровно 80 лет назад, когда 4 мая 1937 года, в Дерсиме началось восстание алевитов и заза, подавленное турками самым жесточайшим образом. Число жертв погромов, по разным оценкам, составило от 13,5 до 70 тыс. человек. Об этом пишет известный армянский публицист блогер Пандухт Сюни. 

"23 ноября 2011 года Эрдоган, являвшийся в то время премьер-министром Турции, принес публичные извинения за Дерсимскую резню, при этом возложив ответственность за нее не на турецкие власти, а на дерсимских армян, которые, дескать, захватили всю торговлю в Дерсиме, и потому Ататюрку "пришлось проучить" их за это. Но, по словам Эрдогана, Ататюрк "немного переборщил", и в итоге пострадали еще и заза. Подобные "извинения" вызвали волну негодования по всей Турции, прежде всего среди самих жителей Дерсима, которые большей своей частью имеют родственные связи с армянами".

Представители народа заза и Хасан Джемаль- турецкий журналист и писатель. Внук одного из главных организаторов геноцида армян Ахмеда Джемаль-паши. Известен тем, что изначально являлся отрицателем геноцида армян, однако со временем, изучая вопрос, стал сторонником его принятия.

Представители народа заза и Хасан Джемаль- турецкий журналист и писатель. Внук одного из главных организаторов геноцида армян Ахмеда Джемаль-паши. Известен тем, что изначально являлся отрицателем геноцида армян, однако со временем, изучая вопрос, стал сторонником его принятия.

В июне, 2016 года в Ереване, в Российско-Армянском (Славянском) университете прошла вторая международная конференция по зазаведению под названием «Народ заза и феномен анатолийского алевизма», организованная по инициативе Кавказского центра иранистики и центром «Модус вивенди». В конференции приняли участия знаменитые и начинающие ученые из Армении, России, Германии, Ирана, Турции, Австрии, Франции, Швейцарии и Великобритании. О заза рассказывает известный иранист Ида Саркисян. 

"Кто такие заза? Есть востоковеды, считающие их курдами. Некоторые склонны относить их к армянам, проживающим на территории Анатолии. Самоназвание народа «дымли» дает основание полагать, что представители заза являются выходцами из исторической прикаспийской провинции Дейламан на севере современного Ирана, нынешней провинции Гилян, откуда происходила иранская династия Буидов, сумевшая возродить иранскую государственность после арабских завоеваний.

Ида Саркисян считает, что в дело изучения народа заза неоценимый вклад внесли именно армянские ученые.

Ида Саркисян считает, что в дело изучения народа заза неоценимый вклад внесли именно армянские ученые.

Насчет того, как и когда дымли-заза были переселены на территорию современной Турции, также существует несколько версий. Однако в связи с отсутствием более поздних свидетельств миграционной волны переселение заза датируется периодом между 10 и 11 веками. Переселившись на исторические армянские земли, дейламиты частично ассимилировались с местным армянским населением и переняли у него целый ряд традиций и лингвистический материал. Есть свидетельства того, что до Геноцида 1915 года в Османской Турции, армянский был языком общения между заза, курдами и армянами. Неслучайно, в дело изучения народа заза неоценимый вклад внесли именно армянские ученые.

Следует отметить, что в армянских источниках зафиксировано название народа как «дымлик», в то время как название «заза» появилось значительно позднее, в 14 веке, с приходом курдов, так как «заза» на курдском означает «заика». Связано такое название с особыми фонетическими особенностями языка народа. Язык заза — зазаки — принадлежит к северо-западной группе иранских языков.

Что касается вероисповедания, то заза считаются алевитами, однако почитание Али, являющееся сутью алевизма, не имеет яркой выраженности среди населения. По мнению ученых, религия заза является смесью языческих традиций, христианства и ислама.

Как и остальные народы Анатолии — армяне, ассирийцы, греки, курды — заза также подвергались репрессиям со стороны турецких властей. В 1938 году по схеме геноцида произошли массовые убийства и гонения заза на запад страны и в Европу".

Вспоминая Дерсим. Заза и армяне часто имеют родственные корни