Бог-лакмус Марадона: фильм Кустурицы на фестивале "Артфутбол-2017"

Бог-лакмус Марадона: фильм Кустурицы на фестивале "Артфутбол-2017"

Когда зрители узнали, что сам режиссер фильма Эмир Кустурица не приехал на фестиваль, часть их покинула зал. Эмир накануне визита в Москву попал в госпиталь после автомобильной аварии. Тот, кто остался, был вознагражден: фильм "Марадона", представленный в 2008 году, как воронка, втягивал в постоянно расширяющийся мир как в кипящий страстями, войнами, любовью котел. Марадона встречался с Кустурицей на протяжении трех лет - с 2005 по 2008 год.

В центре повествования, разумеется, бог футбола Диего Армандо Марадона.

Но в фильме он бог, брошенный отцом-Богом сверху в человеческие сгущенные миры - футбола, преступности, наркомании, борьбы латиноамериканцев против американской и британской экспансии.

Марадона - жесткий рефери своей жизни и лакмус для всего, к чему он прикасался в жизни. И даже больше. Он проявляет и в отдельных персоналиях, таких как Фидель Кастро или Уго Чавес, ранее неизвестные нам черты, а в огромных толпах/сообществах людей чувства, возвышающие или, напротив, превращающие  фаната в зверя. Так случилось и в Неаполе, где Марадону сначала забавляет скандирование,  он выходит к людям, потом постепенно (Кустурица показывает это  кардиограммой камеры, то внизу, то вверху выхватывающей эмоции) ему становится страшно среди тех, кто его обожает. В конце-концов, толпа бьется в двери авто, где он сидит как спасающаяся жертва. 

Диего Армандо Марадона. Кадр из фильма. 

Диего Армандо Марадона. Кадр из фильма. 

Кустурица вывернул наизнанку всего бога, который показан уверенный, рвущим победу, сомневающимся, без конца обвиняющим себя, плачущим. Так Кустурица с Марадоной совершают сумасшедший, метафизический круговорот, вместе играя в футбол в Белграде, выпивая в барах Буэнос-Айреса, перемещаясь во времени и пространстве.  Удивительно, но через личность лучшего футболиста XX века течет сам исторический процесс, где сдвигается время, и рядом с ликующими фанатами предстает личность революционера Че Гевары, Рейгана, Буша-младшего, Тони Блэра и Маргарет Тэтчер.

В этом киноповествовании Марадона их обходит, обводит, как плохих игроков, при этом проигрывает своей человечности, чувственности, нежности к людям, которые льются через край. Наркозависимость становится попыткой сбежать то от одиночества, то в него.

В кадре он иногда защищается от людей, надев солнцезащитные очки, но даже после ухода из футбола его внутреннее солнце продолжает обжигать его, временами делать счастливым, давать надежду другим, отнимать его собственную веру в то, что жизнь прожита правильно.  

Валерия Олюнина  

 

Бог-лакмус Марадона: фильм Кустурицы на фестивале "Артфутбол-2017"