Александр Таманян и невоплощенная мечта о городе-саде

Александр Таманян и невоплощенная мечта о городе-саде

С приходом XX века стали складываться новые градостроительные концепции, пересматривающие предыдущий опыт. Так, английский социолог-утопист Эбенизер Говард в своей книге «Города-сады будущего» описал идею города-сада. Он подверг критике рост промышленного города с его хаотичностью застройки и антисанитарией. По его мнению, альтернатива таким городам — небольшие города, сочетающие в себе лучшие свойства города и деревни. Во главу угла строительства таких «новых» городов становится человек, достижение максимально высокого уровня качества его жизни.

Идеи Говарда нашли отклик у русского архитектора Владимира Семёнова, который в 1912 году написал книгу «Благоустройство городов». В 1932–1934 годах Семёнов — главный архитектор Москвы, а в 1935 году — автор Генерального плана реконструкции Москвы. Задолго до «московского градостроительства» он получил возможность воплотить в России идею города-сада.

Кратово. Общий вид санатория для туберкулезных, фотография 1948 года (архитектор А. Таманян)

Кратово. Общий вид санатория для туберкулезных больных, фотография 1948 года. Архитектор А. Таманян. Фото: pastvu.com

В 1910 году Общество Московско-Рязанской железной дороги по инициативе своего председателя Николая Карловича фон Мекка покупает участок земли неподалеку от станции Прозоровская (ныне — Кратово, дачный поселок Кратово) у князя Александра Голицына-Прозоровского.

Цель подобной покупки самая что ни на есть благородная. Николай Карлович планировал построить город-сад для своих работников, служащих на железной дороге. Биография Николая Карловича требует отдельной истории. Здесь же скажем, что он происходил из старинного дворянского рода фон Мекк, династии строителей и собственников ряда железных дорог. С 1892 года, на протяжении четверти века, Николай Карлович возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России.

Клинический туберкулезный санаторий пос. Кратово, фотография 1935 года. Архитектор А. Таманян

Клинический туберкулезный санаторий пос. Кратово, фотография 1935 года. Архитектор А. Таманян. Фото: pastvu.com

Создание проекта Города-сада было поручено как раз Владимиру Семёнову. Для осуществления проекта были привлечены знаменитые архитекторы и инженеры-градостроители — Алексей Щусев и Александр Иваницкий. Николай фон Мекк собственноручно внес в список имя Александра Таманяна. Таманян же в свою очередь привлек к проектированию улиц и зданий города-сада Николая Буниатяна, который в 1924 году станет главным архитектором Еревана.

Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний.

Мечте о городе-саде не суждено было претвориться в жизнь. Разразилась Первая мировая война, затем вспыхнула революция. Несмотря на это, за тот короткий период от момента возникновения идеи до этих событий, некоторая часть замысла нашла свое воплощение.

В 1999 году «таманяновский» мост в Кратове был реконструирован. Фото: pastvu.com

В 1913–1914 годах начались работы по возведению ансамбля больничного городка — больнично-санаторного комплекса для служащих Московско-Рязанской железной дороги. Комплекс был полностью задуман Александром Таманяном. Надо сказать, что он стал единственной частью общего проекта, которую удалось полностью отстроить. Центральное здание было отведено под санаторий для туберкулезных больных. В то время проблема этого заболевания стояла очень остро. Мать Николая Карловича, Надежда Филаретовна фон Мекк, умерла от туберкулеза в 1894 году. В комплекс также входили больница, санаторий для слабосильных и переутомленных и прочие постройки.

В 1950 году Юрий Яралов в монографии о Таманяне писал: «Задуманный с широким размахом, гармонично спаянный в ансамбль, комплекс более чем десяти сооружений, воспринимается как единое целое, в котором все части подчинены друг другу, начиная с главного корпуса и кончая небольшой постройкой кухни. Таманян сумел создать утилитарные (полезные, бытовые) сооружения, представляющие собой высокое произведение искусства».

Красоту пруда завершала плотина с железобетонным мостом, проект которого создал А.И. Таманян. Мост был построен в 1912-14 годах, но со временем обветшал и частично разрушился. В 1999 мост был реконструирован.

Красоту пруда завершала плотина с железобетонным мостом, проект которого создал А.И. Таманян. Мост был построен в 1912–1914 годах, но со временем обветшал и частично разрушился. В 1999-м мост был реконструирован. Фото: pastvu.com

В 1923 году в туберкулезном санатории скончался от чахотки первый комиссар Московско-Рязанской железной дороги Иван Крат. В 1930 году поселку было присвоено его имя — Кратово. В годы Великой Отечественной войны здесь развернулся военный госпиталь.

Еще одной работой Таманяна стал железобетонный мост на живописном Кратовском пруду, на берегах которого предполагалось устроить специальные площадки для тенниса, футбола и крокета. Со временем мост стал рушиться. В 1999 году он был заменен мраморной копией. Кстати, на флаге и гербе подмосковного дачного поселка изображен именно этот мост.

Нещадное влияние времени не обошло стороной то, что успели соорудить для так и не «выросшего» города-сада. Здание больницы сейчас находится в плачевном состоянии: все обветшало и требует ремонта.

Хотя, несмотря на это, в нем действует Драматический театр «Стрела», где ставятся спектакли для детей и взрослых. Помимо этого, в нем действуют Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова и Дом спорта «Стрела». [Театр «Стрела» открылся после капитального ремонта летом 2019 года. / Обновлено 16.03.2020.]

Использованные материалы:

1.  История Кратово ǁ ugorodok.ru

2.  Памятник классической архитектуры на площади Громова ǁ zhukvesti.ru


Фотографии Валерии Олюниной


Александр Таманян и невоплощенная мечта о городе-саде