Отношения между Ираном и странами Закавказья: политический обзор

Отношения между Ираном и странами Закавказья: политический обзор

Развал Советского Союза стал одним из важнейших геополитических событий, произошедших на границах Ирана в ХХ веке. К северу Иранская Республика граничит с тремя постсоветскими государствами: с Арменией, Грузией и Азербайджаном; еще с давних времен Иран установил крепкие культурные и исторические отношения со странами Южного Кавказа, и сегодня это выражается в этнических и языковых связях: на территории Ирана на сегодняшний день проживают представители всех трех национальностей. Азербайджанская нация имеет большую диаспору и населяет по большей мере провинции Западный, Восточный Азербайджан и Ардебиль. В Иране проживает по разным оценкам от 15 до 30 млн этнических азербайджанцев. Армянский этнос по сравнению с азербайджанским не такой многочисленный (примерно 500 000), однако следует заметить, что на территории государства сохранилось много древних исторических памятников, свидетельствующих о пребывании на этой территории армянского народа. В иранском меджлисе заседают два армянских депутата, которые отстаивают права армян на территории Исламской Республики Иран. Грузинская община самая немногочисленная. В XIX веке грузины переселились в Иран после российского завоевания Кавказа. Грузинская община в Ферейдуншехре, ферейданы, сохранила грузинскую идентичность и по сей день, хотя была вынуждена принять такие аспекты иранской культуры как персидский язык, и шиизм, чтобы выжить в местном обществе. Численность этнических грузин составляет примерно 100 000 человек.

Таким образом, роль Ирана в развитии региона и урегулирования существующих конфликтов достаточно значима и зачастую недооценивается. Иранская Республика в равной степени состоит отношениях со всеми тремя странами. К примеру, Российская Федерация является для данных стран первичным актором, так как непосредственно граничит с этими странами, имеет общую историю, культурное наследие, торгово-экономические структуры. Российская Федерация тем не менее относительно равномерно сотрудничает с Арменией и Азербайджаном на различных уровнях.

Что касается Грузии, то после войны 2008 года Грузия приняла прозападный путь развития. НАТО, вторичный актор, заинтересован в инвестициях в данный регион, который достаточно богат углеводородными ресурсами, а также рудами.  Очевидно НАТО преследует ту же схему установления отношений, что и с прибалтийскими странами. Однако, установить наиболее теплые отношения НАТО удалось с Грузией.

 Визит Президента Иранской исламской республики Хасана Роухани в Армению в декабре 2016 года ознаменовал новый этап взаимоотношений двух стран. Фото armedia.am

Визит Президента Иранской исламской республики Хасана Роухани в Армению в декабре 2016 года ознаменовал новый этап взаимоотношений двух стран. Фото armedia.am

Турция в свою очередь выступает протектором Азербайджана, сотрудничает с государством на всех возможных уровнях, а также сотрудничает с Грузией в экономической сфере, в частности через Грузию пролегает нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. 

В такой связи нужно вновь отметить одну из наиболее важных факторов: только Иранская Республика в равной степени состоит в дипломатических, экономических, социально-культурных отношениях со всеми тремя странами. От этого факта следует отталкиваться, рассматривая нынешнюю политику Ирана по отношению к Южному Кавказу. В условиях санкций со стороны международного сообщества Иран был вынужден искать партнеров для сотрудничества, причем в самых разнообразных сферах. Иранская республика разработала «стратегию развития Ирана к 2025 году», в котором также отмечается цели и перспективы развития отношений Ирана со странами Южного Кавказа.  Интенсивность отношений с закавказскими странами, естественно, менялась на протяжении последних 25 лет, однако одно остается неизменным – Иран старается вести сбалансированную политику, никак не опираясь на религиозные различия между странами. Так, во время карабахского, грузино-абхазского, а также грузино-осетинского конфликтов, Иран предоставлял гуманитарную помощь как христианским армянам и грузинам, так и шиитским азербайджанцам, что свидетельствует о стратегии сбалансированного урегулирования. Иран обеспечивает доступ Азербайджана к оторванному от основной территории Нахичеванской Автономной Республике. Для Армении, которая заблокирована Турцией и Азербайджаном с запада и востока соответственно, Иран является связующим звеном с внешним миром, направлением сбыта товара, транзитной дорогой.

 На сегодняшний день Исламская Республика Иран ориентирована на развитие как торгово-экономических, так и социально-культурных отношений со странами Южного Кавказа.

1.     В связи с набирающей популярность концепцией «Новый шелковый путь» Иран заинтересован в создании транзитной дороги «Север-Юг», проходящей через Армению, Грузию в Россию, далее в Финляндию. Именно поэтому одним из важных векторов в кавказской политике Ирана является взаимоотношения с Грузией. Тегеран в отношениях с Тбилиси придает серьезное значение, как политическим планам, так и удовлетворению своих геостратегических и экономических интересов. В связи с этим, особенно прослеживается интерес Ирана к транспортному коридору Север-Юг. Грузия является важным звеном этого коридора и ее подключение к этому проекту немаловажно для ИРИ. Выход Грузии к Черному морю необходим в ирано-европейских торговых связях. Также энергетические проблемы страны создают почву для сотрудничества с Ираном.

 Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Иран завершают подготовку соглашения о создании зоны свободной торговли. Фото golosarmenii.am

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Иран завершают подготовку соглашения о создании зоны свободной торговли. Фото golosarmenii.am

2.  Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Иран завершают подготовку соглашения о создании зоны свободной торговли. Повысить эффективность инвестиционного сотрудничества и объемов двусторонней торговли можно в результате формирования зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом.

3.     Иран финансировал строительство ГЭС на приграничной реке Аракс. Межправительственные соглашения о строительстве станции были подписаны в 2007 и 2008 годах. В перспективе – создание энергетического моста Россия- Грузия-Армения-Иран.

4.  Армения осуществляет с Ираном четыре программы стратегического значения: прокладка железной дороги, постройка нефтяного терминала, проведение третьей высоковольтной линии электропередач и сооружение ГЭС на реке Аракс.

5.    Борьба с религиозным экстремизмом и угроза терроризма являются одним из важнейших направлений сотрудничества Ирана и Азербайджана. 

6.  Под руководством министерства культуры и исламской ориентации были созданы и ныне активно действуют около 70 культурных центров ИРИ во многих странах Европы, Азии и Америки. Их работа включает в себя содействие и координацию всей агитационно-пропагандистской деятельности ИРИ в конкретных странах, с учетом специфики каждой из них.

Естественное влияние такой крупной державы как Иран на Южный Кавказ есть. Конечно, на протяжении последних 25 лет отношения между странами Южного Кавказа и Ираном были нелегкие, однако сегодня можно смело сказать о том, что ИРИ, Азербайджан, Армения и Грузия имеют много точек соприкосновения на разных уровнях. Развитие этих уровней зависит от готовности стран сотрудничать не только с Ираном, но и друг с другом. В такой связи единственным более или менее тормозящим фактором можно считать нерешенный конфликт в Нагорном-Карабахе.

Заглавное фото: Иранское побережье Каспийского моря (eosnap.com). 

 

Отношения между Ираном и странами Закавказья: политический обзор