«Мне говорили: „Перестань бегать по дому и сними этот нелепый наряд“»: Стивен Таждшян – художник и дрэг-артист, разрушающий все табу

«Мне говорили: „Перестань бегать по дому и сними этот нелепый наряд“»: Стивен Таждшян – художник и дрэг-артист, разрушающий все табу

Стивен Таждшян, выступающий под псевдонимом Таббу!, – знаковая фигура в художественной и клубной жизни Нью-Йорка. Годы становления художника прошли сразу в двух направлениях: в мире искусства и в мире дрэга – культуры, в которой мужчины переодеваются в женщин (или женщины в мужчин), гиперболизируя традиционные феминные черты с помощью яркого макияжа и вычурной одежды. При этом ни одна из форм выражения не была для Таждшяна важнее другой.
(Материал может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет)

Стивен Таждшян родился в 1959 году в армяно-американской семье. Он вырос в Лестере, штат Массачусетс. В детстве Таждшян увлекался кукольным мастерством и создавал марионеток: «Я был профессиональным кукловодом. Я даже был членом Кукловодов Америки. Я был в кукольных журналах! Я делал своих кукол, озвучивал их ­– и мужские, и женские голоса – и создавал декорации».

Стивен Таждшян и его коллекция кукол. Фото: Christopher Lee, The New York Times

Таждшян проходил обучение в Массачусетском колледже искусства и дизайна в Бостоне. После выпуска в 1982 году он отправился в Нью-Йорк, где продолжил свой творческий путь.

«Когда я был маленьким, мне говорили: „Перестань бегать по дому и сними этот нелепый наряд“», – вспоминает художник. Карьера Стивена Таждшяна началась на дрэг-сцене: «В первый же день приезда в Нью-Йорк я столкнулся с большими звездами дрэг-сцены – Энн Крейг и Жаном-Мишелем Баския. Они пригласили меня на шоу в клуб „Пирамида“. Там я почувствовал себя дома». Тогда же он взял себе сценический псевдоним «Таббу!».

Стивен Таждшян в образе дрэг-квин на постере клуба «Пирамида». Фото: Karma

Свой путь к славе Таббу! начинал на арт-сцене в районе Ист-Вилладж на Манхэттене. Днем он подрабатывал посудомойщиком, швейцаром или флористом, а вечером покорял своими дрэг-перформансами сцены самых престижных клубов Нью-Йорка: «Я был профессиональной дрэг-квин двадцать пять лет. Я не просыпался раньше четырех часов дня. Я не приходил домой раньше полшестого утра».

Таббу! (справа) и дрэг-артист Джимми Пол. Фото: Karma

Параллельно участвуя в дрэг-перформансах, Стивен Таждшян развивался в искусстве. Он работал в графическом стиле, создавая постеры, листовки и объявления для клубов, в которых выступал. Ранний стиль художника перекликался с рекламными работами Энди Уорхола 1950-х годов, а также напоминал немецкий экспрессионизм. «Свои творческие принадлежности я нашел на улице. Я рылся в мусоре транспортных и упаковочных компаний и нашел рулоны одноразовой бумаги, в которую обычно заворачивают дохлую рыбу. Однажды я нашел упаковку от зубной пасты и начал рисовать прямо на ней», – вспоминает Таждшян.

Стивен Таждшян. Фото: Christopher Lee, The New York Times

Таббу! всегда рисовал то, что находится в пределах досягаемости: себя и своих друзей – в одежде и без нее – натюрморты с цветами, растениями, а также всякие безделушки, которые украшают его дом: «Я вообще домосед. Так что это моя тема. Я рисую из своей квартиры в Алфавит-Сити, в которой я живу около тридцати пяти лет».

Стивен Таждшян в своей квартире. Фото: Jack Pierson, Apartamento

Долгое время слава дрэг-квин мешала Таждшяну получить признание в мире искусства. Арт-сообщество не воспринимало всерьез художника, который переодевался в женщину и выступал в гей-клубах. Однако недавний сдвиг в общественном мнении, которое стало терпимее к маргинализированным социальным группам, позволил Таждшяну обрести заслуженную славу. Его работы стали выставлять в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Еврейском музее, а также в Институте современного искусства в Бостоне.

Картина «Big Pink and Purple Cityscape», 2021. Автор: Стивен Таждшян. Фото: The New York Times

Сейчас Стивен Таждшян далек от дрэг-культуры. Он полностью посвятил себя искусству и живописи. В марте 2022 в галереях «Карма» и «Гордон Робишо» открылась его выставка работ «Таббу! Городские пейзажи». На всех 34 картинах изображен Нью-Йорк – вблизи и издалека, в солнечном свете, сумерках и полумраке, во время ливня и снегопада.

Картина «Autumn in ‘Minty’ NYC», 2020. Автор: Стивен Таждшян. Фото: The New York Times

Картины Таббу! раскрывают каждое прикосновение цвета. Они сочетают в себе всю полноту его чувствительности, склонность к мимолетным жестам, а также обширные архитектурные детали, сошедшие с его ранних рекламных плакатов и постеров. «Вот мое большое заявление художника: у меня его нет! Я просто делаю то, что делаю», – говорит Таждшян.

Источники: издание The New York Times: Everything Here Is Tabboo!, Tabboo! Paints a Valentine to New York City, Artforum, BOMB, Karma, Apartamente

Обложка: Cultured Magazine

«Мне говорили: „Перестань бегать по дому и сними этот нелепый наряд“»: Стивен Таждшян – художник и дрэг-артист, разрушающий все табу