Владимир Агопов: Финский композитор с армянскими корнями

Владимир Агопов: Финский композитор с армянскими корнями

Финский композитор Владимир Агопов — член Союза композиторов Финляндии, преподаватель Академии музыки имени Сибелиуса. Среди наиболее важных сочинений Агопова: музыка для камерного оркестра (премия на финском национальном конкурсе композиторов, 1982), Концерт для виолончели с оркестром «Tres viae» (1984/1987), «Settembre» для большого оркестра (2004), концерт для оркестра «Homage to Master» (2013), Концерт для органа с оркестром «Notre Dame» (2022), Blackbird Variations» для сопрано с оркестром (2018), два струнных квартета (2012), а также ряд аранжировок для разных ансамблей. Произведения Агопова исполнялись на различных фестивалях в Финляндии (Kuhmo, Naantali, Korsholm) и других странах, таких как International Festival of Arts, New York, 13th World Harp Congress in Hong Kong, Московская осень 2019 и других. Армянский музей публикует интервью с выдающимся композитором, где он рассказывает об ученических годах под руководством Хачатуряна, о творчестве, музыке и армянских корнях.

 

Владимир Агопов. Фото из архива автора.

 

Уважаемый Владимир Михайлович, впервые о Вас узнал, когда работал над статьей об армяно-финских исторических и культурных отношений. Сегодня Вы считаетесь финским композитором, так как большую часть Вашей жизни живете и творите в этой стране. Как Вы охарактеризуете положение сегодняшней симфонической музыке в родине Сибелиуса?

Можно сказать, что в Финляндии сегодняшняя симфоническая музыка на очень высоком уровне. Такие композиторы, как Магнус Линдберг и, особенно, недавно ушедшая Кайя Саариахо, являются крупными фигурами в современной музыке. Кроме них, в Финляндии имеется большая группа композиторов, чьи произведения исполняют ведущие оркестры мира. Кроме этого, нужно упомянуть и сильную финскую дирижерскую школу, представители которой пропагандируют творчество финских композиторов по всему миру.

В Финляндии всегда проживало небольшое число армян. До Вас в этой стране некоторое время жил и творил композитор Натан Князев (Амирханян). А как Вы оказались в Финляндии, еще в советские времена?

Натан Князев ни в каких известных мне финских источниках не упоминается и никаких свидетельств о его жизни в Финляндии не встречал. А я в Финляндию переехал по семейным обстоятельствам, так как моя супруга финка.

Какие у Вас воспоминания об Араме Ильиче Хачатуряне?

Учиться пять лет в классе Арама Ильича — огромное счастье. До сих помню многие его замечания и комментарии по поводу моих сочинений или сочинений других его учеников. Однажды, прослушав мое сочинение, он сказал: «Володя, написано хорошо, но это не скребет мне сердце». Арам Ильич хотел, чтобы его каждый ученик имел своё лицо, свой стиль, и чтобы музыка вообще не оставляла слушателей равнодушными. Поэтому его ученики так сильно отличаются один от другого. Достаточно вспомнить имена Микаэла Таривердиева, Алексея Рыбникова или Кирилла Волкова.

 

Арамаис Аветисян, Портрет Владимира Агопова.

 

В творчестве Вы сочетаете пласты разных музыкальных культур. Какое место в композициях занимает армянская культура?

Как мне представляется, в творчестве современных композиторов могут сочетаться очень разные пласты, так как в мире звучит огромное количество музыки. Замечательным примером сочетания различных пластов может служить творчество Альфреда Шнитке. Сам я редко думаю о музыкальных пластах, скорее, каждому сочинению стремлюсь придать индивидуальный облик. Но иногда какие-то, находящиеся в глубинах памяти мелодии или ритмы могут оказать влияние на творческий процесс. Так, например, в одной моей пьесе для арфы соло как-то спонтанно появились ритмы одного армянского танца, услышанного еще в детстве.

Полагаю, Ваши предки были Агопяны. Откуда они были родом?

Да, это так. Дед был Акопяном, переселившись в Россию, стал Акоповым, а когда отцу выдавали паспорт, записали на русский манер Агопов, по аналогии с фамилией Агапов. Со стороны матери родня из Артвина, со стороны отца — точно не знаю.

А были ли армянских традиции в семье? Язык, музыка, церковь, кухня?

Языком я, к глубокому сожалению, не владею. Мать хорошо говорила, но отец не говорил, так как после раскулачивания его отца, вынужден был скрывать, кто он. Поэтому в нашей семье говорили по-русски. В Луганске армянской церкви не было, крестили меня в местной православной. А вот с музыкой было по-другому. Помню ещё с детства, когда собирались родственники, звучала армянская музыка, правда, с пластинок. А вот армянскую кухню знал с детства, мама и бабушка часто готовили блюда армянской кухни.

Поддерживаете ли контакты с армянами Финляндии?

Да, но не так плотно, как раньше. В диаспоре имеются большие разногласия политическим вопросам, поэтому собираемся редко.

Были ли Вы в Армении и есть ли у Вас связи с армянскими композиторами?

В Армении, к сожалению, так и не был, но это у меня в планах. С армянскими композиторами связей не имею, но за творчеством некоторых из них слежу. Одним из самых интересных для меня композиторов с армянскими корнями является москвич Юрий Каспаров. Он также закончил Московскую консерваторию, но позже меня, поэтому в Москве мы с ним не встречались.

Фридрих Ницше говорил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Согласны с ним?

Это абсолютно так. О музыке писали много. Что архитектура — это застывшая музыка, или что там, где кончаются слова, начинается музыка. Но, кроме этого, для меня в музыке отражается время, в котором живут композиторы, её сочиняющие. Как я рассказывал в другом интервью, характерные черты современной музыки проявились на Днях мировой музыки в Таллине. Я там присутствовал на многих концертах и удивительным было то, что за редким исключением, композиторы из разных уголков мира представляли очень агрессивную, даже какую-то злобную музыку. Не знаю, было ли это отражением окружающего мира или чего-то ещё. Как будто в нашем мире больше не осталось ничего светлого. Но я сам мыслю категориями добра.

Финский композитор Владимир Агопов (родился в 1953, Луганск, Украинская ССР) в 1977 году окончил Московскую консерваторию у крупных советских композиторов Арама Хачатуряна (композиция) и Эдисона Денисова (инструментовка). В 1978 году эмигрировал в Финляндию. С 1982 по 2021 преподавал в Академии музыки имени Сибелиуса. С 1982 года — член Союза композиторов Финляндии; с 1988 года преподаёт в Академии музыки имени Сибелиуса. В 1985 пьеса Агопова для скрипки соло «Ergo» получила вторую премию на конкурсе композиторов в рамках Международного конкурса скрипачей имени Сибелиуса. В 2013 пьеса Агопова «Solveig’s dreams for harp solo» получила первую премию на композиторском конкурсе имени Грига (Норвегия). Вокальный цикл на стихи Блейка получил первую премию на композиторском конкурсе «Lied 2017». Сочинение для мужского хора «Prayer» исполнялось на фестивале «World Music Days 2019». Среди наиболее важных сочинений Агопова: музыка для камерного оркестра (премия на финском национальном конкурсе композиторов, 1982), Концерт для виолончели с оркестром «Tres viae» (1984/1987), «Settembre» для большого оркестра (2004), концерт для оркестра «Homage to Master» (2013), Концерт для органа с оркестром «Notre Dame» (2022), Blackbird Variations» для сопрано с оркестром (2018), два струнных квартета (2012), а также ряд аранжировок для разных ансамблей. Произведения Агопова исполнялись на различных фестивалях в Финляндии (Kuhmo, Naantali, Korsholm) и других странах, таких как International Festival of Arts, New York, 13th World Harp Congress in Hong Kong, Московская осень 2019 и других.

Беседовал Арцви Бахчинян, специально для Армянского музея Москвы

Владимир Агопов: Финский композитор с армянскими корнями