Растительный орнамент в раннесредневековой скульптуре Армении

Растительный орнамент в раннесредневековой скульптуре Армении

В искусстве раннесредневековой Армении V-VII веков в убранстве церквей были распространены растительные орнаменты, в особенности аканфа и пальметты. Во многом они близки изображениям на культурных памятниках сасанидского Ирана: орнамент имел выраженную общность и глубокие античные корни, несмотря на различную идеологическую основу — зороастризм и христианство. Что означал этот орнамент и где он встречается, читайте в материале.

Период истории Армении со II века до нашей эры по II век нашей эры характеризуется значительным распространением эллинистической культуры, о чем свидетельствуют археологические находки в различных регионах страны, особенно в древней столице Арташате. Ярким примером проникновения античных художественных традиций в Армению является храм Митры II века нашей эры в царской резиденции в Гарни. В течение I-IV веков Армения ввиду своего географического положения и политико-экономического веса была втянута в длительную борьбу Рима с Парфянским, а затем и с Сасанидским Ираном и тем самым находилась в тесных культурных контактах с мощными державами того времени. С распространением христианства страна вошла в ареал восточнохристианской культуры, откуда проникали новые веяния античности через посредство раннехристианской архитектуры Сирии, Каппадокии и столичного византийского искусства. Таким образом, на основе укоренившейся на местной почве античной культуры в V-VI веках и особенно в VII веке в Армении происходит бурный расцвет христианского искусства.

Виды аканфа. Иллюстрация из книги Франца Майера. Фото: archive.org

Большинство орнаментов, применяемых в убранстве раннесредневековых церквей и мемориальных памятников Армении, имеют античные прототипы. Среди растительных мотивов наиболее частыми наряду с виноградной лозой и гранатом являются аканф и пальметта. Если происхождение аканфового орнамента восходит к греческой классике, то пальметта имеет более древние корни в ассиро-месопотамской культуре, впоследствии применявшейся в античности. Широкое распространение эти мотивы имели и в искусстве Сасанидского Ирана III-VII веков и были весьма близки по своей иконографии одновременным армянским образцам.

На раннесредневековых памятниках Армении и аканф, и пальметта встречаются в довольно стилизованных по сравнению с классическими образцами формах и в многочисленных вариациях каждой темы. Пальметта присутствует и в виде половины кроны пальмового дерева (или пальмовой ветки) и в таком случае называется полупальметтой. Часто обобщенные изображения аканфа и пальметты настолько схожи, что конкретизация их типа весьма затруднительна. Именно поэтому возникает необходимость параллельного рассмотрения иконографии обоих мотивов.

Образец классического, реалистически моделированного аканфа известен на фризе Гарнийского храма, а также в росписи апсиды собора VII века в Аруче, где пояс вьющегося аканфа с плодами выполнен в лучших традициях античной живописи. В искусстве Сасанидского Ирана подобный аканфовый фриз известен в декоре сводов дворца в Бишапуре, построенного Шапуром I в середине III века после его побед над Римом.

Наиболее ранними примерами стилизованного аканфа в армянской пластике можно считать его изображения на капителях пристенных колонн порталов Ереруйкской базилики и порталов храма в Текоре конца V века; на импостах триумфальных арок базилики в Байбурте (V-VI вв.) и часовни святого Вардана в Зовуни (V-VI вв.); на кубовидных капителях из Гарни и Касаха. На них даны два или более одинаковых листьев аканфа с характерными остроконечными завершениями. Если в Байбурте и Ереруйке аканфовые листья имеют выраженный изрезанный контур, присущий натуральному аканфовому листу, то в Текореи Касахе концы аканфа даны как бы отдельными листочками в виде ветки.

Фасад церкви в Текоре, V в. (сейчас полностью разрушена). Фото: maximus101.livejournal.com

Следующий иконографический тип аканфа представлен в целой группе четырехгранных стел VI-VII веков из северо-западных регионов Армении — Ширака и Арагацотна. На них листья аканфа окаймляют основание стелы, переходя с одной грани на другую, а в некоторых случаях украшают и верхнюю, более широкую ее часть. На каждой грани дан один полный лист аканфа посередине и два полуаканфа по сторонам, другая половина которых переходит на следующую грань.

Подобные ширакским листья аканфа известны на орлиных капителях Звартноца, они даны по обе стороны крупных фигур орлов с распростертыми крыльями. И в Звартноце, и на ширакских стелах обобщенная моделировка аканфа была обусловлена также и свойствами местного материала — андезита или крупнозернистого туфа, который во многом затруднял тончайшую обработку деталей. Аканф четырехгранных стел, как и звартноцских капителей служил декоративной основой для фигур святых, Богоматери, Христа и других фигуративных и символических изображений. Так, на одной грани стелы из Гарнаовита над аканфовым листом изображена сцена жертвоприношения Авраама, на соседней грани фигура стоит как бы за аканфом и держит в поднятых над головой руках раму с двумя розетками внутри. На следующей грани над аканфом дан еще один растительный мотив, на котором стоит фигура, сохранившаяся по пояс. На последней грани над аканфом дано изображение стрелки внутри треугольного углубления.

Как разновидность стилизованного аканфа на стелах можно рассматривать аканфовую гирлянду, известную в архитектурном декоре Армении: на бровках окон Талинского собора, церкви Сисаван и в более упрощенном виде — на карнизе церкви в Коше (все три памятника относятся ко второй половине VII века). Здесь аканф более мелкий и многократно повторяющийся. Знакомые нам круглые ямочки придают этому декору четкую ритмику и глубину светотеневых переходов.

Сильно геометризированный аканф встречается в более позднее время в декоре храма X века в Ишхане (исторический Тайк, ныне территория Турции): на архивольте южного портала, бровках окон и на карнизе барабана. Он наиболее близок сасанидским образцам.

Стела из Гарнаовита, VI-VII вв. Фото: Микаелян Л. Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве сасанидского Ирана / Актуальные проблемы теории и истории искусства. Выпуск 5, 2015

Примечательно, что на византийских серебряных сосудах VI века аканф имеет различную трактовку. В ряде случаев это рельефно и натуралистично выполненный декор, как, например, на двух серебряных сосудах из Эрмитажа: аканфовый бордюр блюда с изображением пастуха и схожий с ним аканфовый пояс, идущий понизу серебряной амфоры. Другой, более схематичный вариант орнамента встречается на нескольких серебряных блюдах, где широкий бордюр из аканфовой гирлянды окаймляет центральную сюжетную композицию.

Мотив пальметты также был широко распространен в раннесредневековой пластике Армении, а в виде гирлянды он встречается чаще, чем аканфовый декор. Наиболее ранние примеры орнамента из пальметт на территории Армении известны в искусстве Урарту — на фресках и бронзовых поясах VIII-VI веков до нашей эры, где их изображения в виде кроны пальмового дерева наиболее близки ассирийским образцам.

В раннехристианских композициях с крестами в основном встречаются изображения полупальметт, растущих из основания креста. Таковы скульптурные кресты из Двина и Ованаванка, изображения крестов на фасадах церквей в Аруче и Воске-паре, церквей Кармравор в Аштараке, святой Рипсиме в Эчмиадзине и других, на базах стел из Талина, Дсеха, Анипемза. В декоре восточного фасада церкви в Одзуне над алтарным окном дано изображение Христа, которое фланкировано двумя пышными пальметтами с достаточно тщательной моделировкой листьев.

Гирлянда из трех-, пяти- или семилепестковых пальметт часто использовалась на наличниках окон, на обрамлениях дверей и тимпанах. Причем пальметты могли располагаться одна над другой или рядом, соединяясь стеблем. В ряде примеров наличники украшены гирляндой из полупальметт, обращенных либо попеременно в противоположные стороны, либо только в одну сторону.

Виды пальметт. Иллюстрация из книги Франца Майера. Фото: wikimedia.org

На целом ряде как армянских, так и сасанидских образцов трактовка стилизованных изображений аканфа и пальметты идентична — и общим контуром треугольных листьев, и четным количеством их делений, и закругленными окончаниями, что затрудняет конкретизацию типа орнамента. Но есть несколько иконографических особенностей, которые можно брать за основу при определении разновидности орнамента: пальметта, как правило, растет в виде пучка из одного центра, а крайние листочки у нее закруглены книзу; у аканфа же широкое основание листа, имеющее округлые нижние завитки, как правило, обращенные вверх. Последние обычно служат стыковкой листьев при их соединении в гирлянду. Но некоторые изображения данных орнаментов неразличимы и представляют собой некий собирательный образ обоих.

Первый этап развития аканфового орнамента в христианском искусстве Армении представлен в церковном декоре V-VI веков: на импостах арок и капителях порталов, где аканф уже довольно стилизован и схематичен по сравнению с его классическими прототипами, но сохранил общий контур остроконечных, изрезанных листьев. К середине VII века аканф еще более обобщается, контур его приобретает округлые очертания. Такой аканф чаще встречается на четырехгранных стелах и реже — в архитектурном декоре.

В украшении стел аканф имел характерную для раннехристианской и византийской культуры символику вечного бытия, пребывания в раю. Такое осмысление аканфа в раннем христианстве подтверждается изображениями Христа, святых, возможно, и донаторов на аканфовых листьях ширакских стел. Характерно, что на импостах триумфальной арки базилики в Байбурте и над аканфами стелы из Уджана даны изображения голов — возможно, святых или пребывающих в раю. При сравнении такого использования аканфа в армянской скульптуре с изображениями сасанидских царственных особ, поставленных на аканфовую основу, на лицевых блюдах становится ясно, что имеет место одинаковая символика. В сасанидском искусстве таким образом подчеркивалось божественное происхождение изображенных. Аканфовая гирлянда, идущая по краям сасанидских сосудов, также должна была обозначать райское пространство, гак как на таких блюдах и сосудах изображались ипостаси различных божеств, в том числе Анахиты, или образ райского сада с обитающими в нем животными.

Слева: 1 — Спаренные бровки окон западного фасада Талинского собора, VII в., 2 — Бордюр сасанидской серебряной чаши из Кливлендского музея искусств, VII в. Справа: 3 — Бровка окна церкви Зоравар в Егварде, VII в., 4 — Гипсовый декор из дворца в Ктесифоне, VI-VII вв. Фото: Микаелян Л. Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве сасанидского Ирана / Актуальные проблемы теории и истории искусства. Выпуск 5, 2015

Общность иконографии аканфа и пальметты в ряде памятников раннехристианского искусства во многом была обусловлена близостью символики обоих растений. На Древнем Востоке в виде пальмового дерева обычно изображалось Древо Жизни, а в христианской культуре пальма и пальмовая ветвь стали символами победы над смертью, праведности и бессмертия. Не случайно, что на армянских хачкарах, заменивших в IX веке четырехгранные стелы, изображения крестов обычно вырастают из пальмовых листьев, подчеркивающих спасительную и жизнеутверждающую символику креста.

Орнаментальное искусство Армении и Ирана IV-VII веков выявляет явные иконографические, стилистические и даже смысловые параллели. Мы рассмотрели образцы лишь двух орнаментов, но подобное сходство можно констатировать и на целом ряде других декоративных мотивов: виноградной лозы, цветка лилии, сердцевидного орнамента, четырехлистника, которые также восходят к античным прототипам.

Источник: Микаелян Л. Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве сасанидского Ирана / Актуальные проблемы теории и истории искусства. Выпуск 5, 2015

Обложка: Звартноц, капитель с изображением орла. Фото: wikiway.com

Растительный орнамент в раннесредневековой скульптуре Армении