«Спасибо этому времени»: документальный фильм «Оттепель в искусстве»

«Спасибо этому времени», — говорит один из рассказчиков в документальном фильме «Оттепель в искусстве» композитор Мартын Вартазарян. Эта получасовая картина посвящена армянскому кинематографу 1960-х годов.
Фильм создан в 2021 году по совместной инициативе Культурного союза «Текеян» и Управления по связям с общественностью Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна. Режиссёр — Артём Агасарян. Автор сценария — Диана Маркосян.
В качестве рассказчиков выступили:
Рубен Мирзаханян — доктор исторических наук, председатель Культурного союза «Текеян», ректор Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна, заслуженный деятель культуры РА;
Давид Мурадян — киновед, заслуженный деятель культуры РА, профессор;
Мартын Вартазарян — джазовый музыкант, композитор, профессор, народный артист РА.
Фильм посвящён знаковым для армянского кинематографа картинам периода «оттепели», начиная с фильма Генриха Маляна и Левона Исаакяна «Путь на арену» (1963), снятого по мотивам творческой биографии грустного клоуна Леонида Енгибарова.
Говоря о легендарном «Цвете граната» (1968) Сергея Параджанова, Давид Мурадян напоминает о привычном сегодня, но невероятном в то время факте: «Фильм пропитан библейскими мотивами и сюжетами. В условиях Советского Союза человек снял христианский по мироощущению фильм!»
Рубен Мирзаханян отмечает, что Параджанов, несмотря ни на какие трудности, создал эту картину и заявил о себе на весь мир.
Кадр из фильма «Цвет граната»
По мнению рассказчиков, 1960-е годы связаны с именами режиссёров Фрунзе Довлатяна и Генриха Маляна, определивших два главных направления: поэтическую, национально-ориентированную философию Маляна и киноновеллы Довлатяна о метаниях армян в контексте мировых взаимоотношений. Они особо выделяют фильм Довлатяна «Здравствуй, это я!» (1965), ставший манифестом нового мировоззрения; вспоминают «Треугольник» (1967) и «Мы и наши горы» (1969) Генриха Маляна, а также «Песню первой любви» (1958) Юрия Ерзинкяна и Лаэрта Вагаршяна.
Кадр из фильма «Здравствуй, это я!»
Подводя итоги, деятели культуры и искусств приходят к выводу, что фильмы «оттепели» во многом помогли преодолеть комплекс малой нации, значительно обогатили армянскую культуру и задали высочайшую планку развития советского и армянского кино.
«Оттепель» — период в СССР с середины 50-х до середины 60-х годов, связанный с правлением Никиты Хрущёва, — ознаменовал собой либерализацию общественной жизни, включая сферу кино. Смерть Иосифа Сталина в 1953 году и последовавшее за ней разоблачение культа личности на XX съезде КПСС в 1956-м стали катализатором этих перемен. Ослабление идеологического контроля и цензуры, в сочетании с общественным запросом на правду, влиянием мирового кинематографа и приходом нового поколения кинематографистов, позволили советскому кино обрести новую глубину. В этот период — с середины 50-х до начала 60-х — появились более гуманистические, реалистичные и психологически сложные фильмы, отражавшие поиск новых форм выражения и осмысления действительности.
Обложка: главные часы Армении, вид изнутри. Изображение предоставлено продюсерами фильма.