Эхо войны: пророческий символизм в инсталляциях Сергея Параджанова

Эхо войны: пророческий символизм в инсталляциях Сергея Параджанова

Вклад Сергея Параджанова не только в советский, но и в мировой кинематограф действительно неоспорим. Но помимо того, что Параджанов снимал фильмы, он ещё был и автором многочисленных изобразительных произведений: инсталляций, коллажей, ассамбляжей, рисунков, скульптур. Большая часть работ мастера хранится в ереванском Музее Параджанова.

Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване. Фото © Ася Ерицян

Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване. Фото © Ася Ерицян

Параджанов-художник ничем не уступает в гениальности Параджанову-режиссёру. Всё та же авторская эстетика, экспрессия, колорит, всё та же индивидуальность и непохожесть на других. И самое главное — всё тот же пророческий, глубокий символизм и актуальность.  

Во время очередного посещения музея моё внимание привлекла одна инсталляция, которую я раньше, к сожалению, не замечала. Несмотря на то, что центральное место в произведении отведено осколкам и фрагментам новогодних игрушек, общее настроение и посыл работы отнюдь не праздничные. Глубокая грусть, печаль, чувство несправедливости, которыми пронизана инсталляция, очень точно передаются посетителю. Почему я заметила и прочувствовала эту инсталляцию именно сейчас? Может быть, потому, что мы совсем недавно столкнулись с болезненной темой войны и вновь ощутили горечь послевоенной тоски? 

Сергей Параджанов. «Букет невернувшемуся брату». Фото © Ася Ерицян

Сергей Параджанов. «Букет невернувшемуся брату». Фото © Ася Ерицян

«Букет невернувшемуся брату» как символ разбитого детства       

Пока я рассматривала таинственную инсталляцию, в музее началась экскурсия. Совсем юные ребята, школьники, расхаживали по просторным залам музея, и вот — остановились у «Букета невернувшемуся брату». Именно так называется привлёкшая моё внимание инсталляция.

Небольшая пауза. Тишина. Скорее всего, ребята прочувствовали всё то, что прочувствовала я, когда впервые увидела этот экспонат. Экскурсовод Карине Мартиросян оборвала молчание и начала рассказ.

«Я хочу, чтобы вы знали — Параджанов гениален. Его творчество остаётся актуальным и современным во все времена: это касается как его фильмов, так и изобразительного искусства. Посмотрите, что он сделал. Собрал букет для юноши, который погиб на войне. И погиб, очевидно, будучи совсем молодым. Погиб практически ребёнком. Такое случается во все времена и во всех странах».

Фото © Ася Ерицян

Фото © Ася Ерицян

После этих слов в зале на несколько секунд воцарилась болезненная тишина. Глядя на фотокарточку совсем юного парня — двоюродного брата Параджанова, который не вернулся с боёв Великой Отечественной войны, мы все вспомнили наших юношей, которые так и не вернулись с 44-дневной Арцахской войны. И нам казалось, что этот букет из осколков ярких новогодних игрушек посвящён всем им. «Новогодние игрушки символизируют детство, — продолжила Карине Мартиросян, — разбитое детство».

Экскурсия продолжилась, но я уже не могла думать о чём-то другом. Этот экспонат и рассказ экскурсовода тронули меня настолько, что несколько дней спустя я решила вернуться в музей и узнать как можно больше об этом необычном букете. Марианна Манучарян, исполняющая обязанности директора Музея Параджанова, поделилась интересными фактами об инсталляции, отметив, что, к сожалению, многое об этой работе искусствоведам и культурологам пока ещё неизвестно.

«Эта инсталляция посвящена кузену Параджанова, которого также звали Сергей. Будучи совсем молодым, он отправился из Ленинграда на фронт и, к сожалению, так и не вернулся. Инсталляция была выполнена лишь годы спустя после окончания войны, в 86-м году, когда Параджанов уже остался наедине со своими эмоциями. Он уже был на свободе, но его душевное состояние было подавлено: его преследовала грусть, и тени предков».

Фото © Ася Ерицян

Фото © Ася Ерицян

Марианна Манучарян рассказала также о других интересных деталях этой работы: «Мы видим в углу инсталляции мраморного слона. Это очень интересная деталь, ведь, знаете, Советский Союз считался родиной этих мраморных слонов. Практически в каждом доме встречались такие фигурки: маленькие или большие, чёрные или белые. В доме у Параджанова тоже было много таких фигурок. Считалось, что эти слоны, с поднятым к небу хоботом, приносили успех и удачу. А теперь обратите внимание, что в данной работе положение слона таково, что создаётся впечатление, будто удача покидает этот дом».

И, конечно, я не могла не спросить Марианну Манучарян о главной детали инсталляции — о новогодних игрушках. Почему же Параджанов решил сделать букет для невернувшегося солдата именно из них? «Что касается новогодних игрушек, то здесь тоже есть глубокий символизм, который интерпретируют по-разному. Восприятие очень индивидуально, и здесь нет какого-либо точного и научного анализа. В основном, новогодние игрушки — это символ новой жизни. Но новая жизнь для солдата так и не наступила. Она была прервана, как и было прервано его детство», — ответила мне Марианна.

Фото © Ася Ерицян

Фото © Ася Ерицян

Пророческий символизм в инсталляции «Эхо войны»

«Букет невернувшемуся брату» — не единственная композиция Сергея Параджанова на тему войны. В ереванском музее хранится другая, масштабная и не менее эмоциональная инсталляция (ассамбляж) мастера — «Эхо войны».

Мрачные детали, пыльные окна, обшарпанные оконные рамы — в этом доме, скорее всего, больше никто не живёт. Может быть, война заставила хозяев оставить свой когда-то уютный дом и бежать? Заготовки и разная утварь остались, а людей больше нет. Интерпретаций много, и мы с Марианной Манучарян долго обсуждали эту работу. Ведь каждая деталь этой инсталляции наглядно показывает, какие тяжёлые последствия оставляет война: искалеченные судьбы, тяжёлое и разбитое детство, покинутые дома, где когда-то горел свет.

Сергей Параджанов. «Эхо войны». Фото © Ася Ерицян

Сергей Параджанов. «Эхо войны». Фото © Ася Ерицян

«Куклы символизируют детство. И мы видим, что здесь куклы в разорванной и грязной одежде, что говорит о трудном и разбитом детстве. Мы видим запятнанные окна, через которые отражаются все тяжести войны. И знаете, есть какая-то мистическая сила, какой-то пророческий символизм в работах Параджанова», — рассказывает Марианна Манучарян. По её словам, все эти символы «Эха войны» — лампа, керосиновая горелка, атмосфера мрака и серости — стали символами нашего быта в 90-е, в «холодные и тёмные годы».

«Эта работа действительно стала пророческой. Ведь в 90-е годы она стала для нас реальностью. Но тогда на экскурсиях мы всегда отмечали, что несмотря на все трудности, мы победили. Победили как в Великой Отечественной, так и в первой Арцахской войне. А сейчас, после 44-дневной войны, мы ощутили на своей коже, каково это — потерять частичку Родины. И именно сейчас мы как никогда остро и болезненно воспринимаем эту инсталляцию», — добавила Марианна Манучарян.

Фото © Ася Ерицян

Фото © Ася Ерицян

Великая Отечественная война, войны в Арцахе — все эти события останутся в нашей памяти. Ведь война отражается тяжёлым эхом в наших сердцах. И неважно, сколько прошло лет. Сейчас мы действительно намного отчётливее и острее слышим эхо войны: ведь к искалеченным судьбам, потерянному детству, опустевшим домам прибавилась боль от потери частички Родины.

Журналист, преподаватель Российско-Армянского университета Ася Ерицян (Ереван)
специально для Армянского музея Москвы

Эхо войны: пророческий символизм в инсталляциях Сергея Параджанова