Экспедиция 1909 года: как Марр и Смирнов нашли первые мегалиты Армении

Экспедиция 1909 года: как Марр и Смирнов нашли первые мегалиты Армении

Впервые о вишапах археологи Николай Марр и Яков Смирнов узнали в 1909 году от местных жителей Гарни, которые указали на их расположение в горах Гегамского хребта. Экспедиция подтвердила существование мегалитов: учёные обнаружили более двадцати «драконов» и их фрагментов.

 

Армянские вишапы. 1970-е. Источник

 

Подробности этой находки и детальный анализ местоположения, надписей и рисунков на мегалитах содержатся в докладах учёных, которые были опубликованы в 1931 году Государственной академией истории материальной культуры (ГАИМК — научно-исследовательское учреждение в области археологического и художественного изучения и охраны вещественных памятников России). 

Первый том издания «Вишапы» содержит «извлечение из доклада Н.Я. Марра, читанного в Русском археологическом обществе 17.12.1910», «извлечение из доклада Я.И. Смирнова, читанного в Московском археологическом обществе», предисловие Н.Я. Марра и таблицы (фотоотчёт).


 

Николай Яковлевич Марр (6 января 1865 года, Кутаис — 20 декабря 1934 года, Ленинград) — грузинский, российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, академик Императорской академии наук (1912), затем академик и вице-президент АН СССР.

Яков Иванович Смирнов (1 мая 1869 года, Иркутск — 23 октября 1918 года, Петроград) — русский археолог и историк искусства, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1907), академик Российской академии наук по Отделению русского языка и словесности (1917).

 

Предлагаем вам «прогуляться» по следу археологов и посмотреть на это фантастическое открытие их глазами.

Я.И. Смирнов. Вишапы. Извлечение из доклада, читанного в Московском археологическом обществе:

«Собирая во время раскопок в Гарни сведения от местных жителей о различных окрестных памятниках древностей, Н.Я. Марр неоднократно и в разных более или менее невероятных редакциях слышал упоминания о каких-то камнях с изображениями змей или драконов, или просто о каменных драконах, находящихся где-то на горах на летних кочёвках. Расспросы его увенчались наконец отысканием человека, рассказавшего о них, как очевидец, знавший к ним дорогу и бравшийся нас туда проводить; его прежняя должность лесного объездчика внушала в связи с иными его свойствами достаточно доверия, чтобы в одно из воскресений, 19 июля 1909 года, когда раскопок не производилось, принять его предложение и отправиться на целый день в горы; поездка эта заняла чуть ли не круглые сутки: выехав в половине третьего часа ночи, мы вернулись около полуночи. Путь наш шёл вверх по Гарни-чаю по северной его стороне, местами по старой дороге, идущей отсюда через Гехамские горы к озеру Севан. Мы поднялись в этом с.-в. направлении столь высоко, что объехали через 2,5 часа пути ущелье верховьев Гарни-чая, не видав стоящего там знаменитого пещерного на половину Гехартского монастыря.

Обогнув вершину этого ущелья, мы остановились пить чай в летней кочёвке, называемой по имени первого владельца развалин Тиридатова Трона — Гаспар-кенд. Кочёвка эта совместная армян и татар, и палатки их стоят одни против других. Отсюда нужно было подниматься ещё более часу по общему направлению на ю.-в. к горным вершинам, на которых местами лежал ещё снег, чтобы достичь так называемой курдско-турецкой кочёвки Аждага-юрта или, по-армянски, Вишап-нер, где обещанные изваяния, действительно, оказались.

 

Источник: Н.Я. Марр и Я.И. Смирнов. Вишапы. Т. I. — Труды Государственной академии истории материальной культуры. 1931

 

Своим именем кочёвка эта обязана именно этим изваяниям, носящим у турок имя аждагаков, а у армян вишапов, т. е., по теперешнему значению этих равнозначащих слов, — имя драконов. Не мало было поэтому наше удивление, когда вместо ожидаемых змей или драконов мы увидели перед собою каменных рыб. Хотя между двумя изваяниями их и есть значительная разница, но иначе как рыбами назвать то и другое невозможно: на то ясно указывают, помимо общей формы, такие характерные особенности, как хвосты и плавники, обозначенные на обоих изваяниях. Материалом обоих является твёрдая чёрная пористая лава, т.е. тот материал, на котором вырезано большинство так называемых ванских клинообразных надписей».

 
 

В самом начале доклада Смирнов сообщает, что будет стараться не повторяться с Марром, из чего мы понимаем, что его отчёт был написан позже. Марр выступал в Русском Археологическом обществе в декабре 1910 года и начал он с повествования о расцвете городов в области Ширак в XIII веке.

Марр отмечал, что, наряду с Ани, важную роль в жизни региона в тот период играли такие города как Двин — крупный политический, культурный и торговый центр, резиденция католикоса и место встреч разных религий. Учёный был убеждён, что городское благоустройство во многом зависело от надёжного водоснабжения, что могло даже приводить к перемещению городов ради доступа к воде. По его мнению, падение великих городов Армении связано не столько с вражескими нашествиями, сколько с упадком культурного уровня и утратой эффективной системы водоснабжения. Речных вод, таких как Аракс и Азат, было недостаточно для нужд населения и сельского хозяйства Араратской долины, где города были окружены садами и полями. Для обеспечения стабильного водоснабжения использовались искусственные накопительные сооружения — например, бассейн на Гегамских горах (Токмаган-гел/Ванки-гел). Это рукотворное озеро аккумулировало воду, которую затем подавали по арыкам в населённые пункты.

 

Николай Я́ковлевич Марр у найденного вишапа Токмаган-гёль. 1909 год. Автор фото: Арам Вруйр. Источник: Б.Б. Пиотровский. Вишапы. Каменные статуи в горах Армении. — Ленинград: Армянский филиал АН СССР. 1939

 

Николай Яковлевич акцентирует внимание на вишапах, обнаруженных в рамках изучения древних систем водоснабжения Араратской долины. Во время осмотра руин водохранилища на Гегамских горах (бассейн Токмаган-гел) были обнаружены вишапы, ранее использованные в строительстве гидротехнических сооружений: из них делали желоба и элементы водных шлюзов.

 

Источник: Н.Я. Марр и Я.И. Смирнов. Вишапы. Т. I. — Труды Государственной академии истории материальной культуры. 1931

 

Обратимся же к описанию находок.

Н.Я. Марр. Вишапы. Извлечение из доклада, читанного в Русском археологическом обществе 17.12.1910:

«Одна [каменная рыба — прим.ред.] большая, длиною в 4 м 75 см. На чреве этого большого экземпляра слабо нацарапаны кресты с едва разбираемыми буквами армянской надписи. В позднейшем происхождении и креста и армянской надписи нет никакого сомнения. На чреве другого замысловатая композиция длиною в 2 м 53 см. В нижней части бычья голова, на другом конце пара завитков, оба изображения соединены узкою, как шест, рельефною полосою, по бокам которой и у завитков, и у бычьей головы по паре точно недоразвившихся болтающихся ног или рук или крыльев. В общем это жертвенная часть шкуры с головою: полосы шкуры определённой ширины со спины. <…>

 

Источник: Н.Я. Марр и Я.И. Смирнов. Вишапы. Т. I. — Труды Государственной академии истории материальной культуры. 1931

 

Голова меньшей рыбы чудовищна, она более напоминает рыбу tanar [речь об усаче-чанаре — прим.ред.]. Но в том же участке есть и рыба иной формы, точно сома. Эти вишапы с несколькими другими группируются вместе. Осмотренные нами экземпляры валяются на высоком плоскогорье. Кругом, насколько нам пока удалось осведомиться, нет никаких развалин, откуда могла быть притащена эта пара чудовищных рыб. Да и не такого они веса, чтобы легко можно было переносить их с места на место. По близости нет ничего заслуживающего внимания, кроме родника с прекрасною водою, стекающей вниз по канавке, проложенной между каменными рыбами. <…>

В Гель-юрте найден небольшой мумиеобразный камень с изуродованною воловьей головою и откопан другой, раньше известный, но с верхней лишь стороны. Из четырёх мест культа наибольшее разнообразие проявляет токмаганское семейство вишапов. Памятников оказалось несколько, но наиболее внушительным по размерам остается памятник с журавлями или аистами. В двух-трёх минутах ходьбы от камня с журавлями на северо-запад находится вишап. Его видели раньше "погрязшим в лужу" и признали в нём рыбу. Когда мы подошли, действительно, виден был лишь гребень. Когда докопались до его основания, показалась вода: земля тягучая, глинистая. С большим трудом при содействии собравшихся пастухов, руководимых нашими рабочими, удалось отрыть камень. Обычная композиция. Голова с ногами сохранилась так непочато, как ни на одном камне. Это и есть третий номер Токмаганской группы: из-под бычьей головы — изображение волнистыми линиями водяной струи. Я перечислил лишь часть, их дошло больше, но и всеми дошедшими до нас экземплярами не ограничивались памятники Токмаганской поляны, обращённой в озеро».

 
 

«Разнообразны и характерны памятники Имирзекской группы. Чудовище вишап иного типа. Это чудовище плоское с одной стороны, с гребнем на другой; на плоской стороне рельефно высечены четыре головы какого-то животного. Чрезвычайно важен пятый имирзекский вишап. Это второй экземпляр с журавлями или аистами. В нём имеем опять вишапа с накинутою на пасть шкурою жертвенного животного. Но в Имирзеке имеется прекрасный экземпляр вишапа или рыбы-чудовища с не покрытою ничем головою: вполне ясна форма рыбьей головы. С поляны вишапов, обращённой в Токмаганское озеро, видны вершины обоих Араратов, и Большого, и Малого. Вид на священную гору отличает всегда местонахождение вишапов. Всего вишапов пока 23; до двадцать третьего мы дошли лишь упорным и повторным исканием. Поиски надо продолжать. Ведь это совершенно новый мир».

 
 

Источники:

  1. Н.Я. Марр и Я.И. Смирнов. Вишапы. Т. I. Труды Государственной академии истории материальной культуры. 1931;

  2. Б.Б. Пиотровский. Вишапы. Каменные статуи в горах Армении.  Ленинград: Армянский филиал АН СССР. 1939.

Вишапы: от мифа до камня
Экспедиция 1909 года: как Марр и Смирнов нашли первые мегалиты Армении