Пять голосов армянского феминизма в книге Лерны Экмекчиоглу и Мелиссы Билал

Пять голосов армянского феминизма в книге Лерны Экмекчиоглу и Мелиссы Билал

«Мы открыто называем этих писательниц феминистками, а их учение — феминизмом», — пишут Лерна Экмекчиоглу и Мелисса Билал в предисловии к книге «Крик о справедливости. Пять армянских писательниц-феминисток от Османской империи до Турции».

Книга, о которой идёт речь, включает в себя отрывки из нехудожественных произведений Эльбис Гезаратсян, Србуи Дюсап, Забель Асадур (Сибил), Забель Есаян и Айкануш Марк. Каждая из них внесла значительный вклад в формирование и продвижение идей равных прав и возможностей для женщин в армянской общине Турции.

«Крик о справедливости. Пять армянских писательниц-феминисток от Османской империи до Турции» единственная работа на тему армянских феминисток на турецком языке. Она призвана стать справочным пособием для исследователей, занимающихся историей женской борьбы за равноправие.

 
 

Изображения: Лерна Экмекчиоглу и Мелисса Билал

 

Во введении авторы книги сообщают:

«Борьба османских женщин за эмансипацию в сферах семьи, образования, труда и политики началась в середине XIX века. Среди них было немало армянок.

Какие представления о мире были у армянских феминисток? Что для них значили равенство и свобода? Какими путями они стремились их достичь? Эта книга — попытка ответить на эти и другие вопросы, сосредоточившись на биографиях, деятельности и произведениях пяти ведущих активисток и писательниц армянского женского движения (Эльбис Гезаратсян, Србуи Дюсап, Забел Асадур (Сибил), Забел Есаян, Айкануш Марк), родившихся в Стамбуле и оказавших значительное влияние на развитие общественного сознания на территории Анатолии, Балкан, Ближнего Востока и Кавказа.

Политические позиции Гезаратсян, Дюсап, Асадур, Есаян и Марк, сформированные на основе собственной армянской и женской идентичности, находились в тесной взаимосвязи с важнейшими социально-политическими движениями той эпохи — османизмом, национализмом и социализмом. Одна из целей этого сборника — представить хотя бы часть документальных источников, необходимых для глубокого анализа этих связей. Таким образом, можно сделать шаги к пониманию исторической основы условий существования категорий «армянка» и «женщина» в Турции.

В этот сборник включены работы, отражающие политические взгляды и позиции авторов по женскому вопросу, а не их литературную деятельность. Анализ представленных текстов позволяет проследить сходства и различия в их риторике, выявить постоянные и меняющиеся элементы женского движения, а также ключевые точки расхождения и единства позиций и мнений.

Мы открыто называем этих писательниц феминистками, а их учение — феминизмом, поскольку каждая из них независимо друг от друга подчёркивала несправедливость и ущемление прав женщин по сравнению с мужчинами, настаивая на важности коллективной борьбы за собственные права. Как видно из выбранных текстов, концептуальные инструменты и предлагаемые ими решения проблемы гендерного неравенства перекликаются с теоретическими рамками Первой волны феминизма, набиравшей силу во всем мире. Именно благодаря своей новаторской роли в деле защиты прав женщин в армянском сообществе Османской империи пять упомянутых женщин вошли в историю как первопроходцы женского освобождения: они инициировали создание организаций, выпуск газет и журналов, писали художественные произведения, способствующие достижению поставленных целей».


 

Эльбис Гезаратсян в 1862-1863 годах издавала первый женский журнал на армянском языке «Гитар». Выходящий под лозунгом «Призыв к армянским девушкам», журнал просуществовал всего семь номеров из-за финансовых трудностей. В журнале Гезаратсян публиковала статьи, в которых выступала за участие женщин в общественной жизни и получение ими образования, утверждая, что это поможет им лучше выполнять свои семейные обязанности. Она анализировала причины неравенства полов и утверждала, что для прогресса общества женщинам необходима эмансипация. В 1879 году она опубликовала книгу «Письма к образованной армянской женщине»), где развивала эти идеи в эпистолярном жанре.

 

 

Србуи Дюсап — автор романов «Майда» (1883), «Сирануш» (1884), «Араксия или гувернантка» (1887). Ее творчество направлено на критику патриархального устройства общества и требования автономии и личной свободы для женщин. Остро критиковала традиционные брачные нормы и ограничения, накладываемые обществом на личную свободу женщины. Основала первое просветительское общество армянских женщин Общество Любительниц Образования (1879). Отличалась радикальностью подхода и откровенностью повествования, привлекая большое внимание публики и критики.

 

 

Забель Асадур (Сибил) — известная армянская писательница, педагог и общественный деятель. Родилась в Стамбуле, выступала за организованную солидарность среди женщин; занималась образованием девочек в сельской местности через Патриотическое Общество Армянских Женщин, сооснователем которого стала в 17 лет. Преподавала литературу и вела занятия по культуре родного языка, составляя совместно с мужем учебники. Была популярна в среде интеллигенции за сочувствие бедствующим слоям населения. Её стихи и статьи публиковались в известных газетах того времени, таких как «Масис» и «Айреник».

 

 

Забель Есаян — выдающаяся писательница и публицист, игравшая важную роль в интеллектуальной жизни армянской диаспоры. В юности проявила себя талантливым автором рассказов и статей, опубликованных в журналах и газетах Османской империи. Она родилась в Стамбуле, в 1895 году, в связи с политической нестабильностью 1890-х годов, переехала в Париж. Посещала лекции по литературе и философии в Сорбонне, став первой армянской женщиной, получившей университетское образование. В 1902 году вернулась в Стамбул. Участвовала в движении сопротивления армянскому Геноциду, помогала жертвам трагедий, лично отправляясь в зоны конфликтов. Много лет занималась организацией помощи армянским сиротам и беженцам на Кавказе, в Бейруте и Египте. В 1933 году переехала в Советскую Армению. В 1937 году была арестована во время сталинских репрессий, в 1942 году находилась в тюрьме в Баку, а в 1943 году умерла в Сибири при невыясненных обстоятельствах. Оставила яркий след как критик системы насилия и социального угнетения, разделяя идеи гуманизма и пацифизма.

 

 

Айкануш Марк — основоположница женского журналистского дела, посвятившая жизнь борьбе за права женщин. Издатель самого долго выходившего армянского женского журнала Hay Gin («Армянская Женщина», 1919–1933). Активно писала статьи, направленные на повышение уровня образованности и сознательности среди женщин, выступала за создание образовательной среды для молодых поколений, подчеркивая важность личного достоинства и самостоятельности женщин. Айкануш Марк, всю жизнь проработавшая в женских организациях, стала активной сторонницей феминизма. В книге «Крик о справедливости — пять армянских писательниц-феминисток от Османской империи до Турции» есть рассказ самой Айкануш Марк о её «встрече» с феминизмом:

 
Неустойчивость жизни, несправедливые и угнетающие практики социальных механизмов пробудили меня в очень раннем возрасте. Как женщина, я была раздавлена тяжестью своих обязанностей, а права, которые мне давали взамен, были практически ничтожны. Я твёрдо верила, что феминизм — это крик о справедливости. Требовать прав было бы ребячеством; я должна была взять их своими руками.
Это стало моим основополагающим принципом
— Айкануш Марк

Изображение на обложке:

Учительница Такухи Тавит Калантар со своими учениками. Фото было опубликовано в выпуске Hay Gin от 1 июня 1921 года: «Hay Gin представил матерей, работающих на благо своей страны, как доказательство того, что женщины заслуживают равных прав...»

Источник изображения.

При подготовке материала были использованы: сама книга Лерны Экмекчиоглу и Мелиссы Билал «Крик о справедливости. Пять армянских писательниц-феминисток от Османской империи до Турции» и материал о ней.

Писательница Мари Бейлерян – голос тысяч армянских женщин
Пять голосов армянского феминизма в книге Лерны Экмекчиоглу и Мелиссы Билал