От Сасуна до Константинополя: Гамидовская резня 1894–1896 годов в документах и свидетельствах

От Сасуна до Константинополя: Гамидовская резня 1894–1896 годов в документах и свидетельствах

Архивы по всему миру хранят ценнейшие сведения армянской истории, скрытые от шумного и быстроменяющегося мира. Французская газета L'Arménie от первого января 1894 года сообщает о курдских кавалеристах, которые «завершили своё дело под радостные возгласы». Манускрипт от десятого сентября 1896 года содержит угрозу: «Мы снова заставим смерть вступить в спор». Список конфискованного оружия перечисляет револьверы и патроны, изъятые у армянских учителей, священников, ремесленников. Между этими документами — пространство ужаса, которое историография пытается заполнить уже полтора столетия.

События середины 1890-х годов в Османской империи часто называют Гамидовской резнёй, по имени султана Абдул-Гамида II. Однако сами армяне до 1915 года именовали их «Великой резней» — медз чартэ. Термин указывал на беспрецедентный масштаб насилия, которое началось летом 1894 года в отдалённом районе Сасун и растянулось на три года, достигнув пика осенью 1895-го. Цифры потерь варьируются в широком диапазоне: от ста до трёхсот тысяч погибших, что само по себе свидетельствует о хаосе тех дней, когда документальная фиксация становилась невозможной.

Немецкий пастор Иоганнес Лепсиус, переодевшийся торговцем коврами, путешествовал по Восточной Анатолии весной 1896 года. Он скрупулёзно подсчитал разрушения: 88 243 погибших армянина, 546 тысяч доведённых до нищеты, 2493 уничтоженных деревни, 645 оскверненных церквей и монастырей, из которых 328 были превращены в мечети. К этому Лепсиус добавил ещё сто тысяч умерших от голода и болезней. Его книга «Армения и Европа», изданная в августе 1896 года, имела подзаголовок «Обвинительный акт». Работа разошлась семью изданиями за первый год и была переведена на несколько языков. Лепсиус обвинял не только султана, но и европейские христианские державы, которые предпочли дипломатические протесты реальному вмешательству.

 

Фотография У. Л. Сахтлебена, сделанная 1 ноября 1895 года на армянском кладбище Карина(Эрзерума), запечатлевает сбор тел 321 армянина, убитых во время резни 30 октября 1895 года. Источник

 

Контекст насилия складывался десятилетиями. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Берлинский конгресс зафиксировал в статье 61 Берлинского договора обязательство Османской империи провести реформы в армянских провинциях и гарантировать безопасность армянского населения от курдских набегов. Высокая Порта формально согласилась, даже создала комиссию в 1880 году, но реальных изменений не последовало. Армянское население оставалось под двойным прессом: османской бюрократии, которая взимала дополнительные налоги, и курдских племён, получивших от султана полуофициальный статус через создание Хамидие — иррегулярных кавалерийских формирований. Эти отряды, состоявшие преимущественно из курдов, но также из турок, арабов, туркменов и черкесов, получили право безнаказанно грабить армянские деревни, конфисковывать зерно и угонять скот. Подсудность военным судам гарантировала им иммунитет.

В ответ на усиливающееся давление среди армян возникли революционные организации — Гнчак (социал-демократическая партия, основанная в Швейцарии в 1887 году) и Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация, основанная в Тифлисе в 1890 году). Обе партии не имели массовой поддержки в армянском обществе. Британские консульские отчёты фиксировали, что революционеры «терроризировали своих более спокойных соотечественников», убивая тех, кого подозревали в предательстве или отказе финансировать революционную борьбу. Однако султан использовал деятельность этих групп как предлог для системной репрессии всего армянского населения.

Первый удар пришёлся на Сасун в августе 1894 года. Когда армянские крестьяне отказались платить двойной налог — и османским чиновникам, и курдским вождям, — султан приказал провести карательную операцию. Резня длилась двадцать четыре дня, с 18 августа по 10 сентября. Свидетельства описывают молодых людей, связанных по рукам и ногам, выложенных в ряд и сожжённых заживо. Европейские державы выразили обеспокоенность и призвали к реформам, но дальше словесных протестов дело не продвинулось.

В сентябре 1895 года армянские политические организации провели демонстрацию в Константинополе, пытаясь надавить на правительство и европейские державы с требованием реализации обещанных реформ. Около четырёх тысяч демонстрантов, многие из которых были вооружены пистолетами и ножами, двинулись к правительственным зданиям. Полиция и войска заблокировали процессию. Раздались выстрелы. Погибли 60 армян и 15 жандармов. Этот инцидент стал детонатором волны насилия, которая прокатилась по империи.

 

Набросок очевидца резни армян, совершённой фанатичными софтами — мусульманскими студентами — возле собора Святой Софии во время Хамидийских погромов. Иллюстрация из книги преп. Эдвина Манселла Блисса Turkey and the Armenian Atrocities (1896). Источник

 

Начавшись в Трапезунде на Черном море, резня распространилась на юг через почти каждый крупный город с армянским населением. Паттерн событий свидетельствовал о заранее спланированной операции: нападения происходили по схожему сценарию, часто координировались из мечетей при молчаливом или активном содействии местных властей. В декабре 1895 года произошла одна из самых страшных трагедий: около трёх тысяч армян, укрывшихся в соборе города Урфа (древняя Эдесса), были сожжены заживо внутри здания.

Французская дипломатическая переписка 1895 года фиксирует попытки послов России и Франции воздействовать на Высокую Порту. «Англия больше не там, чтобы защищать вас», — говорили дипломаты султану, намекая на франко-русский союз. Однако противоречивые интересы европейских держав, поддержка султана со стороны кайзера Вильгельма II и реакционная политика царя Александра III в России нейтрализовали способность великих держав обуздать жестокую автократию Абдул-Хамида.

Документ от 26 августа 1897 года, подписанный представителями Дашнакцутюн, захватившими Оттоманский банк, содержит отчаянный ультиматум: «Мы выйдем отсюда через два дня». Требования включали установление мира в стране через международное вмешательство и гарантии жизни для всех участников захвата. «В противном случае деньги и все деловые бумаги будут уничтожены, а мы вместе с персоналом найдём смерть под руинами банка». Эта отчаянная попытка привлечь внимание мира обернулась трагедией: правительство ответило массовыми репрессиями, в результате которых за три дня на глазах у европейских посольств было убито от пяти до шести тысяч армян.

Насилие сопровождалось массовыми насильственными обращениями в ислам. Турецкий историк Селим Дерингил в своём исследовании обращений периода 1895-1897 годов доказывает, что османские чиновники утверждали о добровольности этих актов, но современные учёные считают их либо прямым принуждением, либо актами отчаяния. В районах Хизан и Ширван провинции Битлис эти обращения приняли особенно масштабный характер, о чём свидетельствуют британские, армянские и османские источники.

Экономические последствия были катастрофическими. Разграбление домов и предприятий разорило бесчисленное множество семей. Десятки тысяч бежали из страны. Нищих и обездоленных насчитывались сотни тысяч. Американская пресса называла события «Армянским холокостом», а журнал Catholic World заявлял, что «никакие ароматы Аравии не смогут отмыть руки Турции настолько чисто, чтобы ей было позволено держать поводья власти хотя бы над дюймом христианской территории». Король Бельгии Леопольд II предлагал британскому премьер-министру Солсбери послать свои конголезские войска для «вторжения и оккупации» Армении.

В Соединённых Штатах армянский вопрос стал важной темой для президента Гровера Кливленда, а республиканский кандидат Уильям Маккинли включил спасение армян в число своих главных внешнеполитических приоритетов. Османская дипломатическая миссия в Вашингтоне, возглавляемая Александром Мавройени-беем, пыталась переформатировать сообщения о насилии против армян как оправданный ответ на то, что они называли «мятежом». Эта кампания отрицания, тщательно задокументированная в недавних исследованиях, включала сотрудничество с американским мусульманином-конвертом Александром Расселом Уэббом и использовала аналогии с коренными американцами для делегитимации армянской активности.

Гамидовская резня установили опасный прецедент. Они продемонстрировали способность турецкого государства проводить систематическую политику убийств и грабежей против меньшинства и обеспечивать безнаказанность всем участникам перед лицом международного протеста. Ретроспективно это был прообраз всех элементов, которые будут воспроизведены во время Геноцида армян 1915 года, за исключением организованной депортации.

Западные историки долго спорили о степени централизованного планирования этих событий. Традиционная армянская и западная перспектива утверждает, что насилие было организовано или, по крайней мере, спровоцировано османскими властями. Официальная турецкая историография описывает события 1894-1896 годов как серию восстаний армянских революционеров, преуменьшая или вовсе избегая термина «резня». Недавние исследования, основанные на тщательном анализе османских, британских и армянских архивов, показывают более сложную картину, где роль как османских властей, так и армянских революционных организаций требует дальнейшего изучения.

 

Подписание Сан-Стефанского мирного договора, 23 марта 1878 года. Именно этот договор вскоре стал причиной созыва Берлинского конгресса для его пересмотра. Иллюстрация из The Illustrated London News. Источник

 

Парадокс Берлинского договора состоял в том, что, пытаясь защитить армян, он фактически сделал их мишенью. Британский визирь писал в 1896 году: «Если бы не было Берлинского договора и англо-турецкой конвенции, армяне, несомненно, продолжали бы подвергаться угнетению, как они подвергались ему веками. Но они были бы избавлены от бури огня, голода и резни, которая обрушилась на них в 1895 году. До Берлинского договора у султана не было особой враждебности к армянам, и у армянского народа не было политических устремлений. Именно положения, сделанные для их защиты, впервые отметили их для подозрений и ненависти».

Материальная культура тех событий сохранилась фрагментарно. Списки изъятого оружия из османских полицейских отчётов 1896 года рисуют картину страха: револьверы у торговца иглами, патроны у кабатчика, бомбы в саду частного дома. За каждым предметом — человеческая история: учительница Агавни из армянской школы для девочек в Псаматии, у которой нашли три револьвера; священник Татиос, у которого конфисковали два револьвера и десять патронов. Эти люди готовились к самозащите в мире, где государство превратилось из защитника в преследователя.

Значение Гамидовской резни выходит за пределы армянской истории. Польский студент-юрист Рафаэль Лемкин, изучая эти события, начал разрабатывать концепцию геноцида. Хотя пройдёт более двадцати лет, прежде чем международное сообщество признает геноцид преступлением через принятие Конвенции ООН в 1948 году, интеллектуальные корни этого понятия уходят, среди прочего, в кровавые 1890-е в Османской империи.

Архивы продолжают открываться. Восьмисотстраничная докторская диссертация Йелле Верхейя об Хамидийских резнях, опубликованная в 2022 году Амстердамским университетом, возможно, является первой подробной монографией на эту тему. Исследования последних десятилетий постепенно заполняют лакуны, особенно в понимании локальной динамики насилия в сельских районах. Микроистории отдельных районов показывают, что общие нарративы часто упрощают сложную реальность, где переплетались религиозный фанатизм, экономические интересы, этнические конфликты и политические расчёты.

Память о Великой резне жила в армянских общинах по всему миру до 1915 года, когда новая катастрофа затмила предыдущую. Термин «медз егерн», который изначально применялся к событиям 1890-х, был перенесён на Геноцид 1915-1923 годов. Эта лексическая замена символически указывает на преемственность насилия, которую многие историки, включая советских исследователей Мкртича Нерсисяна, Рубена Саакяна, Джона Киракосяна, а также современных учёных Бенни Морриса и Дрора Зеэви, рассматривают как единый тридцатилетний процесс геноцида.

Патриарх армян Турции Маттеос III в письме от 24 сентября 1895 года умолял европейских послов о коллективном контроле над исполнением реформ. Его просьба осталась без ответа. Европейские державы, связанные противоречивыми интересами и взаимными подозрениями, оказались не способны действовать решительно. Урок безнаказанности, извлечённый турецкими правителями из событий 1890-х, будет страшно актуализирован в 1909 году в Адане и окончательно реализован в 1915 году.

Сегодня более ста тридцати лет спустя споры о признании продолжаются. Более двадцати стран официально признают события 1915 года геноцидом, но Гамидовская резня остаётся менее известной, хотя её значение как прецедента трудно переоценить. Она показала, что коллективное наказание может принять форму массового убийства, что группа может восприниматься как угроза режиму в силу своей идеологии и способности влиять на свой социальный и политический контекст, и что чем быстрее и выше поднимается группа, тем интенсивнее становится оппозиция правительства, ведущая к насилию.


За предоставленные уникальные архивные материалы выражаем глубокую признательность отцу Вагану Оганяну из конгрегации мхитаристов. Использованные архивные материалы вы можете просмотреть в галерее ниже.

 
 

Источники:

  1. Dadrian V. N. The History of the Armenian Genocide: Ethnic Conflict from the Balkans to Anatolia to the Caucasus. — Providence, RI: Berghahn Books, 1995. — X, 452 p.

  2. Dadrian V. N. Warrant for Genocide: Key Elements of Turko-Armenian Conflict. — New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1999. — 224 p.

  3. Der Matossian B. The Ottoman Massacres of Armenians, 1894–1896 and 1909 // The Cambridge World History of Genocide. Vol. 2: Genocide in the Indigenous, Early Modern and Imperial Worlds, from c.1535 to World War One / ed. by N. Blackhawk, B. Kiernan, B. Madley, R. Taylor. — Cambridge: Cambridge University Press, 2023. — P. 609–633. — DOI: 10.1017/9781108765480.026. URL (дата обращения: 10.12.2025).

  4. Kirakossian A. J. (ed.). The Armenian Massacres, 1894–1896: U.S. Media Testimony. — Detroit: Wayne State University Press, 2004. — 324 p.

  5. Lepsius J. Armenia and Europe: An Indictment / ed. by J. Rendel Harris. — London: Hodder and Stoughton, 1897. — XXII, 331, [1] p. URL (дата обращения: 10.12.2025).

  6. Miller O. R. Sasun 1894: Mountains, Missionaries and Massacres at the End of the Ottoman Empire : PhD diss. — New York: Columbia University, 2015. — 455 p. URL (дата обращения: 10.12.2025).

  7. Morris B., Ze’evi D. The Thirty-Year Genocide: Turkey’s Destruction of Its Christian Minorities, 1894–1924. — Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 2019. — 672 p.

  8. Salt J. Imperialism, Evangelism and the Ottoman Armenians, 1878–1896. — London: Frank Cass, 1993. — 188 p.

Источник обложки


Газетная хроника Геноцида: десятилетие поиска и сбора
От Сасуна до Константинополя: Гамидовская резня 1894–1896 годов в документах и свидетельствах