Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: заброшенный вокзал, женщины с телефонами и ромбовидные окна

Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: заброшенный вокзал, женщины с телефонами и ромбовидные окна

Гости армянской столицы, особенно если оказались здесь ненадолго, обычно знакомятся с главными достопримечательностями: торжественным ансамблем площади Республики, Каскадом, монументальным зданием Национального академического театра оперы и балета, дореволюционной застройкой улицы Абовяна. Однако в Ереване есть и менее очевидные памятники архитектуры — объекты, которые, скорее всего, гиды не покажут на обзорной экскурсии. Они находятся в стороне от популярных маршрутов, в некоторых случаях утратили первоначальный облик и переживают не лучшие времена, но всё же занимают важное место в архитектурной истории города. О некоторых из них мы и вспомним в этой подборке.


Вокзал станции Айреник Детской железной дороги

Архитектор: Гоар Григорян

Время постройки: конец 1940-х

Архитектурный стиль/направление: неоклассицизм

Адрес: улица Дзорапа, 130

 
 

Детская железная дорога в городском парке ущелья реки Раздан была торжественно открыта 6 сентября 1937 года. Проект всего комплекса — от железнодорожной линии с необходимой инфраструктурой до благоустройства парковой территории — разработал архитектор Микаел Мазманян. Его же авторству принадлежало и первое здание станции «Айреник» («Родина») — деревянное.

 

Первое вокзальное здание станции Айреник, деревянное. Фото 1939 г. Источник

 

На линии были были предусмотрены три остановки: две конечные — «Айреник» и «Пионеракан» («Пионерская»), а также промежуточная платформа «Урахутюн» («Радостная»).

В конце 1940-х деревянное здание заменили на каменное, построенное по проекту Гоар Григорян. Как и предшественник, новый вокзал был возведён прямо над оросительным Арташатским каналом — это определило и его конструкцию: к станции ведёт лестница с низкими перилами, предположительно спроектированными с расчётом на детскую аудиторию.

 

Второе вокзальное здание станции Айреник, каменное. Фото нач. 1960-х гг. Источник

 

Основное ядро вокзала опоясывают арочные галереи, с них можно наблюдать, как внизу журчит вода, а затем спуститься к путям. Центральный зал — двухъярусный, под потолком — пять ажурных светильников.

 
 

Полукруглые арки первого этажа украшены разноцветными витражами с изображениями птиц, цветов, и геометрических узоров. В былые времена по боковым лестницам посетители могли подняться на второй ярус, со внешней стороны с двух сторон выделенный полукруглыми балкончиками и балюстрадами. Венчает здание выразительная башенка со шпилем.

 
 
 
 
 
 

Детская железная дорога находилась в эксплуатации до 2024 года, когда была официально и окончательно закрыта. Её судьба видится мрачной. Некогда праздничное здание вокзала, несмотря на охрану, продолжает медленно разрушаться: в витражах остается все меньше целых стекол. Если вы хотите застать памятник архитектуры хотя бы в таком виде, то лучше не откладывать посещение этого места.

 

Фото от 18 мая 2023 г.

Фото от 19 июня 2025 г.

 

Институт связи

Архитекторы: Армен Агалян, Григорий Григорян

Время постройки: 1971—1978

Архитектурный стиль/направление: советский модернизм

Адрес: проспект Азатутян, 24/

 
 

11-этажное здание на проспекте Азатутян, в народе часто именуемое Институтом связи, было спроектировано архитекторами Арменом Агаляном и Григорием Григоряном в 1971 году, а спустя 7 лет его в полном объеме ввели в эксплуатацию. Внутри расположилась Междугородная телефонная станция, а вместе с ней — телеграфная станция и вычислительный центр.

 
 

Институт связи отличают железобетонные оконные панели необычной формы с узором из пересекающихся полукружий. Этот же узор, к слову, повторяет и конструкция современной велосипедной парковки во внутреннем дворе. 

 
 

Для каждого проекта Армен Агалян придумывал свой рисунок оконных панелей, которые изготавливались по спецзаказу на заводе ЖБИ (железобетонны изделий) и после монтажа служили солнцезащитным экраном. Благодаря им здание меньше нагревается в условиях жаркого климата. 

 
 

Бывшая Междугородная телефонная станция интересна своими тематическими монументальными рельефами авторства скульптора Ваге Арутюняна, который часто работал с Агаляном над совместными проектами.

 
 

Самый большой бронзовый горельеф находится на западном фасаде, на уровне второго этажа стилобатной части. В центре композиции — женская фигура с поднятыми руками, у нее за спиной — искусственные спутники Земли, звезды, планеты и парящие космонавты. Внизу — две женщины по обеим сторонам, как кажется, разговаривающие друг с другом по телефону. Между ними — серьезного вида рабочие, держащие невидимый кабель, будто намекая на перспективы развития беспроводной связи. Здесь же рядом — люди, многозначительно указывающие на свои уши.

 
 

Со стороны внутреннего двора можно увидеть барельеф, в котором традиционный сюжет танцующих армянских девушек сочетается с демонстрацией технического прогресса — спутниковым сигналом, расходящимся от передатчиков концентрическими кругами. На соседней стене женщина держит телефонную трубку. Остальные барельефы тоже поддерживают тему телефонии, аппаратуры и дистанционной коммуникации. Из верхней части основного объема здания выступает загадочный футуристичный «глобус».

 
 

Телефонные сети в Армении до 1995 года находились в ведении государства, после чего перешли на коммерческую основу. Сейчас здание занимает крупная армянская компания в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, здесь располагаются офисы.

 
 

Жилые кварталы завода «Синтетический каучук»

Архитекторы: Геворг Кочар, Микаел Мазманян, Ованес Маркарян, Самвел Сафарян, Арсен Агаронян

Время постройки: ок. 1932—1933

Архитектурный стиль/направление: конструктивизм

Адрес: улица Ехбайрутян, 14-16, 22-24; улица Чехова, 15-17, 23-25

 
 

Рабочий городок был построен в начале 1930-х годов в будущем административном районе Шенгавит для трудящихся нового ереванского завода «Синтетический каучук». Это крупнейший конструктивистский объект в Армении, в создании которого принимали участие самые яркие представители авангарда той поры — Микаел Мазманян и Геворг Кочар.

 
 

Корпуса расположены в глубине жилых массивов по обе стороны улицы Багратуняц недалеко от площади Гарегина Нжде. Всего было построено восемь трёхэтажных корпусов, каждый из которых состоит из четырёх крыльев, образующих в плане незамкнутый квадрат с внутренним двором и бассейном в центре.

 

Южные кварталы рабочего городка, состоящие из 4 домов, на спутниковом снимке. Источник

 

Фасады домов выражены ритмом выступающих из плоскости стены кубических объемов, перемежающихся с вертикалями подъездов. Для удобства жильцов проектом были предусмотрены балкончики и лоджии. Композиционная доминанта каждого корпуса — угловая башня. Самой яркой отличительной чертой домов южной половины городка выступают ромбовидные окна лестничных клеток.

 
 
 
 

К сожалению, по большей части корпуса находятся в весьма печальном состоянии и требуют реставрации. Одно из зданий частично пошло под снос.

 
 

Это лишь три примера из множества интересных. Мы продолжим знакомить вас с не самыми очевидными памятниками архитектуры Еревана в последующих материалах

Искусствовед, историк и теоретик архитектуры,
гид проекта «Ереван глазами инженера»
Дмитрий Котов


*В статье использованы фото автора, если не указано иного


Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: заброшенный вокзал, женщины с телефонами и ромбовидные окна