Маро Горки: «Я ношу в себе родину моего отца»

Этой весной в Лондоне проходят сразу две выставки Маро Горки — американо-армянской художницы, дочери одного из основоположников абстрактного экспрессионизма Аршила Горки. Галерея Saatchi сосредоточилась на живописных работах Маро разных лет, начиная с 1980-х годов, самого активного периода творчества художницы, и заканчивая двумя большими холстами — Spring Vines («Весенние лозы») и Autumn Vines («Осенние лозы»), дописанными зимой прошлого года. В то же время другая лондонская галерея Long&Ryle, более 40 лет представляющая работы Маро Горки в Англии, выставила не менее интересные её рисунки, которые к тому же можно купить вовсе не за баснословные деньги, — удивительный, редкий случай для современного арт-рынка.
Маро Горки. Весенние лозы. 2025
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Маро Горки на выставке в галерее Saatchi
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Маро Горки. Осенние лозы. 2025
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Маро Горки родилась в 1943 году в Нью-Йорке в семье армянского беженца из Вана Аршила Горки и американки Агнес Магрюдер, которую он прозвал на армянский манер — Мугуч. Первые годы Маро и её младшей сестры Наташи прошли в мастерской Аршила на Манхеттене, в богемной художественной среде, не совсем подходящей для семейной жизни с двумя маленькими детьми. Но именно там Маро делала свои первые шаги — шаги ребёнка и шаги художника. Правда, рисовать и держать кисть в руках она стала раньше, чем ходить.
Друзья папы, частые гости в студии Аршила (среди них сюрреалисты Андре Бретон и Роберто Матта), рассказывали девочке самые невероятные и увлекательные вещи о цветах и красках! Сам Аршил не хотел, чтобы Маро в дальнейшем ходила в школу, он желал, чтобы она только и делала, что рисовала. В то же время, когда Маро перебиралась с собственного мольберта на отцовские холсты, он злился. Дети мешали ему работать. В документальном фильме Without Gorky, снятом в 2011 году его внучкой Козимой Спендер, Мугуч с горечью вспоминает, как она с детьми изнурительно долгими часами гуляла в парке и по городу, лишь бы Аршил мог в тишине писать и не раздражался.
Когда мать Мугуч купила ферму в Вирджинии, семейство Горки стало проводить там каждое лето. Аршил рисовал пейзажи, интерпретируя в свойственной ему манере созданный природой мир. Одной из главных тем творчества Маро станут пейзажи.
Когда Маро было пять, отец покончил с собой. Нет чего-то совершенно неожиданного в таком трагическом уходе человека, пережившего Геноцид, гибель матери, страшную болезнь и аварию, и кто знает, что ещё саднило душу Аршила, о чём он, возможно, никому не говорил.
Хоть Маро и росла в космополитичной урбанистической среде, жила, кроме Америки, по многу лет в Англии, во Франции, в Испании, хотела она более далёкого от «цивилизованного мира» существования, а мысль о том, чтобы растить детей в большом городе, приводила её в ужас. И в 1967 году, окончив учёбу в лондонской Школе изящных искусств Феликса Слейда, она вышла замуж за скульптора и писателя Мэтью Спендера и уехала с ним в Италию.
Чтобы быть подальше от городского шума, Маро и Мэтью купили в Тоскане, в получасе езды от Сиены, старый разваливающийся дом, своими силами отремонтировали его и соорудили кое-какую мебель. Дом наполнился скульптурами Мэтью, а Маро расписала все стены, двери, плитку и изготовила посуду по собственному дизайну. Получилось не просто жилое пространство, а настоящее произведение искусства. Оно затем попало на страницы лучших интерьерных журналов вроде Architectural Digest и даже вдохновило самого Бернардо Бертолуччи при создании фильма «Ускользающая красота».


Изображения:
Cпальня в тосканском доме Маро Горки и Мэтью Спендера.
Интерьер дома Маро Горки и Мэтью Спендера.
Источник фото: сайт Financial Times
Фотограф: Стефан Гифталер (Stefan Giftthaler)
В начале 1990-х австралийский живописец Джефри Смарт подарил семейству Горки-Спендер пару павлинов, которые начали активно размножаться, и вскоре стало их вместо двух — семнадцать. Естественно, что эти хвостатые красавцы тут же заняли свое место на холстах Маро — как такое не рисовать! Кстати, можно предположить, что из-за этой «павлиньей» истории и родилось название кинокомпании дочки Маро и Мэтью, режиссёра Козимы Спендер – Peacock Pictures (англ. peacock — «павлин»).
Маро Горки. Гнездящиеся павлины II. 2009
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Всё, что окружало Маро, она переводила на язык форм и цветов. Она будто проникала внутрь материй, изучала их под лупой, а затем выныривала, возвращалась к белому листу и рассказывала об увиденном, используя свою оригинальную технику. Диалог действительности и воображения.
Маро Горки. Весна. 2014
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Маро Горки. Лето. 2014
Источник: сайт галереи Long&Ryle
После рождения девочек, Козимы и Саскии, Маро работала намного меньше, чем бы ей хотелось. Но по мере того как дети росли, прибавлялись силы и у самой Маро. Настоящий профессиональный рывок случился в начале 1980-х: в 1983 году в Лондоне Сара Лонг устроила первую серьёзную выставку Маро Горки. Та самая Сара Лонг, которая этой весной вот уже в который раз открывает в Saatchi и в своей галерее Long&Ryle выставку Маро. История успеха этой по-настоящему талантливой женщины развивалась буквально на глазах у Сары, и сегодня можно смело утверждать, что 82-летняя Маро Горки — большой художник с международным признанием.
Галерея Long&Ryle. Выставка Maro Gorki
Фото Карины Ерицян
И дело вовсе не в том, чья она дочь. Ей давно удалось уйти из тени знаменитого отца (а это вовсе не так просто). Но его присутствие незримо и, наверное, бессознательно всегда где-то очень близко.
В середине 2010-х Маро с семьёй едет в Западную Армению, ныне принадлежащую Турции, чтобы найти родные места отца, где были церковь, которой уже давно нет, и дом. Увидеть то, что с рождения и до изгнания видел Аршил Горки.
«Я ношу в себе родину моего отца», — говорит Маро. И внимательный зритель с настроенной оптикой это увидит, узнает, почувствует — несмотря на то, что её пейзажи фактически итальянские, греческие, ближневосточные, а не армянские. В качестве, возможно, не совсем правильного, но любопытного эксперимента, можно было бы поставить рядом «Плато в Наксосе» Маро и один из армянских пейзажей Мартироса Сарьяна. Глядя на них, возникает какое-то неуловимое ощущение родственности.
Маро Горки. Плато в Наксосе. 1988
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Мартирос Сарьян. Горный пейзаж. Сурб-хачские скалы. Гохтан, 1914
Источник: Wikiart
Маро Горки. Зима в Торнано. 2007
Источник: сайт галереи Long&Ryle
Мартирос Сарьян. Гора Шамирам. 1922
Источник: Wikiart
Ответом Маро и на травмы детства, и на травму выжившего в Геноциде потомка, и на несчастливый брак родителей стало её пронизанное любовью и жаждой жизни искусство.
И, конечно, её собственная семья и то, как и какую жизнь она построила. Любящий муж, искренне восхищающийся её талантом, двое детей и четверо внуков, роды одного из которых прошли в «родовом гнезде», в доме Горки и Спендера (как рассказывает Маро, акушерке нужно было лишь «поймать» малыша), профессиональная самореализация, а ещё — любимый сад с тысячей деревьев, посаженных своими руками.
Карина Ерицян
Выставки работ Маро Горки, которые проходят в мае 2025 года:
Maro Gorky: The thread of Colour, Saatchi Gallery, 26 марта — 8 июня 2025
Maro Gorky: Maps of Feelings, Long&Ryle, 4 марта — 16 мая 2025
Источники:
1. Сайт галереи Long&Ryle;
2. Сайт Financial Times;
3. Документальный фильм Without Gorky (2011), снятый Козимой Спендер.