Последствия Геноцида армян и реакция мирового сообщества

Последствия Геноцида армян и реакция мирового сообщества

После Первой мировой войны армяне, пережившие Геноцид, пытались вернуться на свои исторические земли и восстановить прежнюю жизнь. Однако националистическое движение кемалистов возобновило насилие и попытки изгнания армян из Западной Армении и Киликии. Это привело к массовой миграции. Миллионы армян, лишившись своей родины, расселились по всему миру. В этом материале рассказываем о последствиях Геноцида и реакциях мирового сообщества на одну из самых трагических страниц XX века.

Реакция мирового сообщества

На протяжении всего Геноцида армян многочисленные иностранцы — дипломаты, солдаты, миссионеры и путешественники — стали свидетелями депортаций и уничтожения армян на территории Османской империи. Их показания из первых рук публиковались и распространялись по всему миру с самого начала чудовищных событий. Среди известных очевидцев — Генри Моргентау, посол США в Османской империи; Лесли Дэвис, консул США в Харберде; Эйнар аф Вирсен, военный атташе Швеции; Фаиз эль-Гуссейн, арабский адвокат; Сеид Мохаммед Али Джамал-Заде, персидский писатель; Анри Барби, французский журналист; Юрий Веселовский, русский писатель; Джакомо Горрини, итальянский дипломат; а также миссионеры — Мария Якобсен, Альма Юханссон, Берта Морли, Кларенс Ашер и многие другие.

Критические свидетельства очевидцев о Геноциде армян были систематизированы в книге «Обращение с армянами в Османской империи, 1915–1916» — ключевом труде, опубликованном британским министерством иностранных дел в Лондоне в 1916 году. Его составителями выступили лорд Джеймс Брайс, видный британский политик, и Арнольд Тойнби — известный историк Великобритании.

Многочисленные международные политические, культурные, религиозные и общественные деятели выразили своё возмущение беспрецедентными массовыми убийствами. Многие оказали поддержку выжившим армянам и беженцам, которые после геноцида столкнулись с нищетой и лишениями. Проармянское движение набирало силу в США, Великобритании, Франции, России и странах Скандинавии — здесь организовывались благотворительные акции и сборы средств для повышения осведомлённости и оказания помощи пострадавшим.

 

Изображения:


850 детей в детском доме в Бакубе, находящемся в ведении Ассоциации «Ворбахнам». 1919
(The Nubar Library AGBU)

Сироты, собранные в Иерусалиме и его окрестностях, в армянском монастыре Святого Иакова. 1918
(The Nubar Library AGBU)

Александрополь (ныне Гюмри, Армения), где 18 000 сирот содержались по линии Ближневосточной помощи.
Октябрь 1926 года
(Музей-институт Геноцида армян)

В ноябре 1915 года Генри Моргентау вместе с другими видными американцами учредил Американский комитет помощи армянам и сирийцам — впоследствии известный как «Помощь Ближнему Востоку» (с августа 1919 года). За последующие 15 лет эта организация вложила более 110 миллионов долларов США в гуманитарные программы по спасению и поддержке беженцев и сирот на Ближнем Востоке, включая армян.

 

Армянские дети. Сирия, 1920-е годы

Музей-институт Геноцида армян (Ереван, Армения)
Коллекция Карен Зеппе

Армянские сироты и персонал детского дома «Птичье гнездо» во время медицинского осмотра. Датская миссионерка Мария Якобсен (справа) меняет повязку. Ливан, конец 1920-х годов

Музей-институт Геноцида армян (Ереван, Армения)

 

Десятки миссионеров по всему миру откликнулись на зверства, совершённые в отношении армян в Османской империи, и объединили свои усилия, чтобы помочь выжить тысячам армянских сирот и беженцев.

 

Изображения:

Фритьоф Нансен в «Городе сирот». Александрополь, 1925
(Музей-институт Геноцида армян).

Фритьоф Нансен в «Городе сирот». Александрополь, 1925
(Национальный архив Армении).

Норвежский полярник, учёный, общественный деятель Фритьоф Нансен стал инициатором создания паспорта для лиц без гражданства: документа, который признают все страны, чтобы упростить пересечение границ беженцам и гарантировать им основные права и защиту. Паспорт выдавался под эгидой Лиги наций и получил широкую международную поддержку. В 1922 году Фритьоф Нансен был удостоен Нобелевской премии мира «за многолетние усилия по оказанию помощи уязвимым группам». Все денежные средства, полученные им от Нобелевского комитета, он пожертвовал в фонд помощи беженцам.


Последствия Геноцида: окончательный исход армян с родины

После поражения Османской империи в Первой мировой войне в октябре 1918 года многие армяне, пережившие Геноцид, попытались вернуться на земли своих предков и начать новую жизнь. Однако растущее националистическое движение под руководством турецкого офицера Мустафы Кемаля (впоследствии Ататюрка) набирало силу в восточных регионах империи — это движение заняло враждебную позицию по отношению к репатриантам и проводило политику, направленную на предотвращение их поселения в Западной Армении и Киликии. Кемалисты вскоре инициировали новую волну насилия по всей территории империи, жестоко преследуя армян, вернувшихся домой.

10 августа 1920 года союзные державы, включая Республику Армения, подписали Севрский договор с Турцией, предполагающий передачу некоторых территорий Западной Армении Республике Армения. Однако этот договор так и не был реализован в полном объёме — осенью 1920 года Мустафа Кемаль начал военные действия против Армении, в результате которых она потерпела поражение и вышла из соглашения. Современная армяно-турецкая граница по рекам Ахурян и Аракс была установлена 16 марта 1921 года в рамках русско-турецкого «Московского» договора.

В октябре 1921 года французское правительство достигло соглашения с кемалистами, что привело к выводу французских войск из Киликии. Армянское население, вернувшееся туда после Геноцида, было вынуждено эвакуироваться вместе с французскими войсками.

 

Последние караваны киликийских армян покидают свою родину.
Адана, ноябрь 1921 года

Фото Поля дю Веу
Paul du Veou, La Passion de la Cilicie, 1919–1922. Paris, 1938

Армянские дети навсегда покидают Киликию. 1920

Фото Поля дю Веу
Национальный архив Армении (Ереван, Армения)

 

Захват Киликии и Западной Армении кемалистами стал частью их плана по укреплению власти в Малой Азии. Военные действия велись против греческой армии, расставленной на полуострове, чтобы укрепить свои позиции. После победы над греками в сентябре 1922 года турецкие войска заняли Смирну (Измир) и подожгли греческие и армянские кварталы города. Армяне и греки Смирны, а также пережившие Геноцид переселенцы из других регионов Малой Азии вновь были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище в других странах.

 

Изображения:

Армянский квартал Смирны. Открытка

Горящая Смирна. 1922

Беженцы в порту Смирны. 1922

Беженцы покидают Смирну. 1922

Смирна после пожара

(Музей-институт Геноцида армян)

Итогом полного изгнания армян с их исторической родины стал Лозаннский договор, подписанный 24 июля 1923 года между кемалистским правительством и державами Антанты. Турецкие власти категорически отвергли идею создания «Армянского национального дома» для оставшихся в живых армян на территории Турецкой Республики, лишив тем самым остатки армянского народа права на возвращение и проживание на земле предков.


Возникновение армянской диаспоры

В результате Геноцида армян к ноябрю 1922 года в пределах Османской империи осталось лишь около 200 тысяч армян из прежних 2,5 миллионов. Лишённые своей исторической родины, сотни тысяч западных армян рассеялись по всему миру, ища убежище в регионах Кавказа, Сирии, Египта, Греции, Болгарии, Румынии, Франции, России, Соединённых Штатах Америки и других странах. Армянские беженцы часто сталкивались с множеством трудностей в процессе адаптации к новым сообществам — изначально многие, спасшиеся от геноцида, находили временное пристанище в палаточных лагерях. Со временем западноармянские беженцы и сироты обзавелись новыми домами, внося заметный вклад в культурную и образовательную жизнь принимающих стран и оказывая значительное влияние на их национальное и культурное развитие.

 

Карта основного исхода армян в Сирию и Ливан. 19211930

Р. Кеворкян, Л. Нордикян, В. Тачджян. Les Arméniens, 1917–1939. La quéte d'un refuge, Saint-Joseph, 2006

 

Значительное число армян также переселилось в Советскую Армению в рамках многочисленных волн репатриации. Начиная с 1920-х годов для репатриантов на территории Советской Армении создавались новые посёлки и кварталы, которые нередко получили названия, напоминавшие об утраченых городах и районах Западной Армении и Киликии — например, Новый Харберд, Новый Арабкир, Новая Себастия, Новый Хаджин, Новая Киликия, Новый Зейтун и другие.

Изображения:

1. Армянские беженцы в Бейруте. 1925
Р. Кеворкян, Л. Нордикян, В. Тачджян. Les Arméniens, 1917–1939. La quéte d'un refuge, Saint-Joseph, 2006


2. Армянские беженцы в поселке Зейтун-хан в Алеппо. 1920-е годы
Фото Гульбенга
Коллекция Миграна Минасяна

3. Армянские беженцы в поселке Зейтун-хан в Алеппо. 1920-е годы
Фото Вардана Деруняна
Коллекция Миграна Минасяна


Изображения:

4. Прибытие армянских детей-беженцев в Нью-Йорк. 1916
The Times. История и энциклопедия войны. Июль 1916 года


5. Пароход «Армения», перевозящий армянских беженцев из Греции в Советскую Армению. 1932
Музей-институт Геноцида армян (Ереван, Армения)

 

Уничтожение следов армянского наследия: культурный Геноцид

Неотъемлемой частью Геноцида армян стало преднамеренное уничтожение армянских культурных памятников — попытка безвозвратно стереть все следы армянского присутствия на их исконной родине.

С 1915 по 1923 год происходило систематическое разрушение тысяч исторических и архитектурных памятников, церквей и монастырей, школ, духовных семинарий, музеев, архивов и библиотек — в которых хранились уникальные древние рукописи, церковная утварь, реликвии и иные исторические артефакты.

 

Панорамный вид на армянский квартал Кагакамедж. Ван, 1900-е годы
Национальный архив Армении (Ереван, Армения)

 

Согласно официальному меморандуму, представленному армянской делегацией на Парижской мирной конференции (1919–1920), во время Геноцида были полностью или частично уничтожены 83 армянских кафедральных собора, 1860 церквей и часовен, 229 монастырей, 26 колледжей, 1439 школ и 42 детских дома.

Политика разрушения культурного наследия, начатая младотурками, продолжилась и в период Турецкой Республики. Армянские памятники постигала разная судьба:

  • Многие из них были переданы местному мусульманскому населению и переоборудованы в оружейные склады, конюшни, сеновалы, хлева для скота, тюрьмы, спортивные и танцевальные клубы, публичные дома и прочие объекты;

  • Хачкары и каменные элементы армянских монастырей и церквей использовались как строительный материал для деревенских домов;

  •  Часть древних памятников была намеренно разрушена или применялась турецкой армией как мишени во время военных учений — подобная практика продолжалась вплоть до 1960-х годов. Среди них — церковь Святой Троицы в Текоре (V век), церковь Святого Ованеса в Багреванде (631 год), монастырский комплекс Хцконк (IX–XI века) и многие другие;

  • Многие армянские церкви были превращены в мечети.

 

Изображения:

  1. Монастырь Святых Апостолов (V-XIX вв.).
    Вид с востока.
    Муш, 1900-е.

    (Фонд изучения армянской архитектуры)

3. Монастырь Варагаванк
(V-XIX вв.).
Вид с северо-запада.
Ван, 1900-е.

(Фонд изучения армянской архитектуры)

5. Монастырь Сурб Григор
(V-XIV вв.).
Вид с юго-запада. Салнапат, 1913.

Фото Уолтера Бахмана
(Фонд изучения армянской архитектуры)

 

Изображения:

2. Руины монастыря Святых Апостолов.
Муш, 2006

Фото Самвела Карапетяна
(Фонд изучения армянской архитектуры)

 

4. Курдское село Бакрачли было построено на месте монастыря Варагаванк. Ван, 2005      

Фото Самвела Карапетяна
(Фонд изучения армянской архитектуры)

 

6. Руины монастыря Святого Григора (V-XIV вв.) после взрыва в 1940-50-х годах. Вид с юго-запада. Салнапат, 2004

Фото Самвела Карапетяна
(Фонд изучения армянской архитектуры)

Ещё одним аспектом культурного геноцида стало искажение многочисленных армянских топонимов. Турецкие власти переименовали очищенную от армян территорию Западной Армении в «Восточную Анатолию», стерев её историческую армянскую идентичность.


Публикация подготовлена на основе материалов выставки «Раны памяти: Геноцид армян в словах и образах», предоставленных Музеем-институтом Геноцида армян в Ереване.

Выставка «Раны памяти: Геноцид армян в словах и образах» проходит в Армянском музее с 23 апреля по 23 мая 2025 года.

Последствия Геноцида армян и реакция мирового сообщества