Страсти по кино или почему мы так любим «Золотой абрикос»?

Страсти по кино или почему мы так любим «Золотой абрикос»?

На прошлой неделе в Ереване завершился 20-й юбилейный кинофестиваль «Золотой абрикос». Церемония закрытия фестиваля сопровождалась вспышками папарацци, чествованием мэтров мирового кинематографа, встречами с известными актерами и режиссерами на красной ковровой дорожке. Но весь этот церемониал проходил уже в совершенно другой атмосфере: в более узком кругу и с чувством приятной ностальгии по сумасшедшей неделе, которая вновь подарила нам возможность погрузиться в захватывающий и противоречивый мир кинематографа.

Однако страсти по кино с завершением фестиваля не угасают. После «Золотого абрикоса» всегда остается приятное послевкусие. Пока обсуждения показов еще в самом разгаре, а впечатления от фестиваля еще не успели осесть где-то в глубине подсознания, мы расскажем о фильмах, которые стали обладателями главных призов юбилейного «Золотого абрикоса».

Обладателем гран-при фестиваля международного конкурса полнометражных фильмов стала лента греческого режиссера Спироса Яковидеса «Черный камень», в которой раскрывается тема безграничной материнской любви и незыблемости хрупких семейных связей. Картина Спироса Яковидеса повествует о трудных и драматичных жизненных обстоятельствах, в которых то и дело оказываются главные герои. Но при этом она не лишена легкой иронии и юмора. Драма португальского режиссера Симана Кайати «Бродяга» удостоилась «Серебряного абрикоса» — второго приза кинофестиваля.

Победителем конкурса армянских короткометражных фильмов «Кориз» стала анимационная лента «Песня летающих листьев» — дебютная работа Армине Анды.  Трогательная и светлая история о встрече девочки Суны со старцем, которому доступны тайны мироздания, цепляет непосредственностью и глубоким символизмом.

Приз «Серебряный абрикос» короткометражной конкурсной программы получил фильм Армана Айвазяна «Камни», затрагивающий последствия Арцахской войны 2020 года.  Автору задокументировал настоящий подвиг жителей Кашатагского района, которые спасали и вывозили из зоны бедствия хачкары — важнейшие символы армянской национальной культуры.  

Победителем конкурса «Региональная панорама» стала лента иранского режиссера Аббаса Амини «Бесконечные границы». Этот фильм не просто о людях, идущих на риск в поисках справедливости и в борьбе с предрассудками. Героям картины хочется сопереживать. Это то, чего так не хватает современному кинематографу. Фильм Абасса Амини возвращает главному герою веру в то, что даже в самых тяжелых ситуациях можно найти выход, не изменив своим принципам, как это получилось у главного героя фильма — учителя-идеалиста Ахмада. 

Приз «Серебряный абрикос» региональной конкурсной программы получил фильм Мариам Чачия и Ника Войта «Волшебная гора» (Грузия, Польша). Пронзительная документальная картина повествует об острой социальной драме, развернувшейся вокруг туберкулезной больницы Абастумани, расположенной в горах Грузии.  

Каждый год «Золотой абрикос» знакомит нас с фильмами о совершенно разных людях и совершенно разных, но до боли знакомых жизненных обстоятельствах. Мы можем перенимать или не перенимать тот опыт, через который проходят главные и второстепенные герои фильмов. Мы можем восхищаться ими, а можем и вовсе испытывать к ним отвращение. Но именно за этот спектр эмоций, а также за возможность взглянуть на привычные вещи с непривычного ракурса мы так полюбили «Золотой абрикос».

Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета

Обложка: Постер к фильму «Песня летающих листьев»

Страсти по кино или почему мы так любим «Золотой абрикос»?