Редакция

Пыл-Пуги – карабахский хитрец и балагур. Армянский фольклор

Редакция
Пыл-Пуги – карабахский хитрец и балагур. Армянский фольклор

Истоки армянского народного творчества восходят к незапамятным временам. Одним из видов древнейшего языческого эпоса являются мифы-предания, в которых рассказывается о подвигах мифических и исторических героев. «В образе духов, героев и богов в них оформлены и запечатлены взгляды первобытных народов, с одной стороны, на общественные отношения и, с другой – на силы и явления природы», – писал Манук Абегян. К начальным временам истории армян относится миф о Хайке – родоначальнике, вожде армянских племен, который борется за освобождение народа от чужеземного тирана, и о легендарном Араме – защитнике границ армянской земли.

Произведения народного творчества передавались от поколения к поколению, оттачивались, шлифовались и в конце концов отливались в письменную форму. Особое место в галерее созданных народом сатирических образов хитрецов-балагуров, шутов-острословов, стоящих у трона великих мира сего и позволяющих себе высмеивать их недостатки, занимает Пыл-Пуги («сумасшедший Пуги»).

В русском фольклоре это шут Балакирев, который смело разговаривает с царем и защищает интересы народа. Представителем сатирико-юмористического жанра в грузинском фольклоре был хумара-шут, который сам сочинял и исполнял анекдоты, остро разоблачающие пороки общества. В творчестве почти каждого народа можно встретить подобных персонажей: Сырдон – у осетинов, Джуха – у арабов, Мушфики – у таджиков, Кемине – у туркмен, Хитрый Петр – у некоторых балканских народов.

Пыл-Пуги. Фото: wikipedia.org

Пыл-Пуги. Фото: wikipedia.org

И хотя Пыл-Пуги имеет немало фольклорных братьев, его образ глубоко национален и связан с армянской действительностью. Народное предание гласит, что Пыл-Пуги действительно существовал и «служил» при дворе карабахского армянского помещика Мелика Шахазара. Некоторые исследователи считают, что он жил с 1713 по 1815 год и похоронен у села Шош (Шушикенд). В обязанности шута входило веселить помещика и его гостей. Пыл-Пуги – неистощимый выдумщик, насмешник, острослов. Он то ведет себя как великий мудрец, то прикидывается дураком («Пыл-Пуги говорит по-персидски»). Как и подобные ему фольклорные герои, персонаж многолик: может предстать как в роли шута или обманщика, так и в роли глупца. Примерять на себя образ юродивого хитрецу бывает явно выгодно, ведь порой это единственный способ сказать правду и избежать последствий.

Разыгрывая простака, Пыл-Пуги позволяет себе дерзко, хитро, изобретательно высмеивать пороки власть имущих. От него достается и богачам, и церковникам, и чиновникам. Шут критикует тупость, невежество и надменность как «своего господина» («Пари Мелика Шахназара и Пыл-Пуги»), так и других высокопоставленных лиц, в том числе и духовенство («Подарок Мелика Шахназара», «Искупление грехов»). Кроме того, герой чувствует моральное превосходство над Шахназаром.

Памятник Пыл-Пуги. Установлен в 1976 году между селами Шош (Шушикенд) и Мхитаришен (Мхитарикенд). Фото: wikipedia.org

Памятник Пыл-Пуги. Установлен в 1976 году между селами Шош (Шушикенд) и Мхитаришен (Мхитарикенд). Фото: wikipedia.org

Порой Пыл-Пуги смело выдвигает обвинения в адрес властей и критикует существующий порядок: «Все крупные грабежи совершаются днем: во дворцах шахов, и в судах, и в монастырях, и в меликстве» («Пыл-Пуги обвиняет»). Но как заметил Ходжа Насреддин, «времяпрепровождение у подножия престола властителя можно уподобить лишь хождению по лезвию сабли над пропастью ада и попыткам комара кусать спину слона». Так, карабахскому балагуру не всегда проходят даром его насмешки. Однако ум и находчивость героя раз за разом выручают его из беды, помогая выйти победителем даже из угрожающих жизни ситуаций («Кто кого одурачил?»).

Житейский опыт и смекалка позволяют Пыл-Пуги решать запутанные дела и тяжбы, при этом герой всегда остается на стороне бедняков, обездоленных и бесправных крестьян («Вдова и ходжа»). В одном из эпизодов, отнюдь не забавных, балагур помог жене торговца опознать нос ее мужа, отрезанный по приказу Шахназара.

Слава поборника справедливости и смельчака-острослова подарила Пыл-Пуги необыкновенную популярность в народе. Жанр забавных историй, героем которых выступает одно лицо, продолжает развиваться и впоследствии, хотя тип фольклорного мудреца заметно тускнеет. На смену истинному остроумию и мудрости Пыл-Пуги приходит мнимое глубокомыслие Обоса. И если карабахский балагур только прикидывался дураком, то его последователь действительно им был. Цикл анекдотов об Обосе – часть всемирно известного комплекса о дураках. Однако в более поздних анекдотах, посвященных шутникам Галоенц Сало и Рубену, относящихся к концу XIX – началу XX века, заключено подлинное остроумие, что делает их продолжателями традиции Пыл-Пуги.

Источник: Армянский фольклор. М., 1979.

Обложка: Пыл-Пуги. Художник Ара Абгарян. Источник: aragastanav.blogspot.com

Пыл-Пуги – карабахский хитрец и балагур. Армянский фольклор