Российско-армянское сотрудничество в сфере образования и педагогики: история и современность

Российско-армянское сотрудничество в сфере образования и педагогики: история и современность

После распада СССР в 1991 году прекратила существование единая система образования с общими для всех республик нормативами и языком обучения. Молодые независимые государства начали строить собственные образовательные модели — одни опирались на советское наследие, другие ориентировались на западные стандарты.

Глобализация потребовала согласования этих систем, и идея единого образовательного пространства СНГ, с общими стандартами и научно-педагогическим полем, стала важным шагом к интеграции, укреплению гуманитарных связей и решению глобальных задач.

История культурного сосуществования народов Российской империи и СССР — пример устойчивого взаимодействия, охватывающего в том числе сферу образования. Показательна в этом контексте история российско-армянского образовательного сотрудничества, основанного не только на политических и экономических интересах, но и на глубоком духовном и культурном родстве. Ещё до становления педагогики как науки развитие этих связей обеспечивали переводы религиозной, исторической и философской литературы. Принятие христианства на Руси укрепило культурный диалог, активизировалась переводческая деятельность.

Так, в конце XII – начале XIII века появилось армянское проложное сказание о Борисе и Глебе, вероятно созданное на основе древнерусского «Сказания», что свидетельствует о тесных связях двух культур. Также в Киевской Руси с XI века были известны армянские источники — «Житие Григория Просветителя» и «Мученичество Рипсимэ и спутниц», рассказывающие о христианизации Армении при Трдатe III. Эти памятники подчеркивают важную роль духовного обмена в формировании образовательных и культурных взаимодействий между армянами и славянами.

Присоединение Восточной Армении к России по Туркманчайскому договору 1828 года стало поворотным моментом: армянский народ, избежав угрозы физического уничтожения, вступил в новую фазу общественного и культурного развития. Это дало импульс углублению российско-армянских связей, особенно в сфере образования.

 

Переговоры российской и персидской делегаций в Дейкаргане (Деххваргане), 6 (19) ноября 1827 года. Источник

 

В составе Российской империи Восточная Армения преодолела экономическую отсталость, укрепила производственные силы и получила условия для национальной консолидации. Развивались культура, педагогика, образование. Русская школа оказывала влияние не только на Армению, но и на армянские общины в Турции и Иране — через восточноармянскую педагогическую традицию.

Российская власть рассматривала школы Закавказья как важный элемент своей восточной политики. Русские педагоги, работавшие в Армении, открывали частные и воскресные школы, создавали библиотеки, публиковали учебные материалы и статьи в кавказской русской прессе. Среди выпускников этих школ были те, кто, вдохновлённый идеями своих наставников, стал продолжателем просветительской миссии.

Важнейшую роль в развитии русско-армянских педагогических связей сыграли университеты — прежде всего Московский и Петербургский. Армянские студенты, обучавшиеся там, активно впитывали идеи русских общественных и педагогических движений, что впоследствии сказалось на развитии армянской школы и культуры.

Хачатур Абовян (1809–1848?) — основоположник новой армянской демократической педагогики и литературы, получил образование в Дерптском университете (ныне Тартуский), где сформировались его просветительские и демократические взгляды. Сторонник русской ориентации, он вернулся на родину как педагог и писатель европейского уровня. Абовян выступал за светское, всестороннее образование, доступное для всех слоёв общества, независимо от пола и достатка. Он последовательно боролся с клерикально-схоластической системой, утверждая принципы гуманизма и народности в воспитании. Признавая решающую роль России в судьбе Армении, Абовян подчёркивал значение русской культуры и лично дружил с В. А. Жуковским, чьё творчество оказало на него глубокое влияние.

 

Хачатур Абовян (1809–1848?). Источник

 

Среди армянских просветителей, связывающих либеральные надежды с Россией, был Степанос Назарян (1812–1889) — видный педагог, публицист и лидер армянского просветительского движения 1850-х годов. Получив философское образование в Дерптском университете, он считал просвещение главным инструментом борьбы с несправедливостью и стремился реализовать свои идеи через реформу школьного образования.

 

Степанос Назарян (1812–1889). Источник

 

Назарян выступал за обновление народной школы, внедрение прогрессивной методики и переход с грабара на ашхарабар как языка обучения. На его взгляды повлияли как европейские просветители, так и русское общественное движение 1840-х годов. Он пропагандировал русскую и зарубежную литературу, активно занимался переводами, преподавал в Казанском университете и Лазаревском институте восточных языков.

В 1850–1860-е годы армянская молодёжь, обучавшаяся в России, находилась под влиянием идей Добролюбова, Герцена, Чернышевского и Белинского. Вдохновлённые русской демократической мыслью, молодые армяне активно переводили и публиковали статьи в армянской прессе, содействуя развитию национальной педагогики.

Одним из ключевых представителей этого направления стал Микаэл Налбандян (1829–1866), получивший образование в Петербургском и Московском университетах. Под влиянием революционных изданий «Колокол» и «Современник» он первым среди армянских писателей встал на революционно-демократические позиции. Налбандян поднимал вопросы народного образования, выступал за внедрение разговорного армянского языка в школу, подчёркивая при этом важность изучения русского и других языков как инструмента просвещения.

В 1850–1860-х годах важным распространителем революционно-просветительских идей в Восточной Армении стал журнал «Юсисапайл» («Северное сияние», 1858–1864), основанный Степаносом Назаряном и редактируемый совместно с Микаэлом Налбандяном. Подобные темы поднимались и в других изданиях: «Мегу Айастани» Ст. Мандиняна (1858–1886 гг.), «Арарат» Г. Патканяна (1850-1859 гг.), «Крунк Айоц ашхари» («Журавль страны армянской») М. Агабекяна (1860-1863 гг.), «Масяц Ахавни» Г. Айвазовского (1860–1864 гг.).

Периодическая печать стала площадкой для обсуждения педагогических реформ, развития армянской школы и воспитания молодёжи. Журналы публиковали труды русских и европейских педагогов, способствуя формированию армяно-русских и армяно-европейских связей в сфере образования.

Темпы развития армянской школы и педагогической мысли привели к созданию в 1864 году в Тифлисе первого армянского педагогического журнала — «Айкакан ашхар» («Армянский мир»), созданный Хореном Степане (1840–1900). Издание положило начало армянской педагогической прессе.

 

«Армянский мир», обложка выпуска № 8—9, 1877 год, Баку. Источник

 

Журнал ставил своей целью воспитание, образование и просвещение армянского народа, рассматривая школу и церковь как опоры национального самосознания. Несмотря на выраженный религиозный акцент, он сыграл важную роль в развитии национальной школы и в укреплении армяно-русских образовательных связей.

«Армянский мир» публиковал статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, поднимал темы семьи, школы и воспитания. Следуя идеям народности, издание отвергало универсальные педагогические схемы, настаивая на связи воспитания с национальными традициями — под влиянием русской демократической педагогики, особенно идей К.Д. Ушинского.

Развитие армянской школы было тесно связано с появлением педагогической прессы, созданием учебных пособий и внедрением прогрессивных методов обучения. Эти процессы во многом опирались на русскую демократическую педагогику и идеи К.Д. Ушинского, распространявшиеся в Армении через выпускников Московского и Петербургского университетов.

Многие армянские просветители, включая Хорена Степане, получили образование в российских вузах, впитав не только знания, но и идеологию эпохи. Один из них — Ваан Бастамян, выпускник Лазаревского института и Московского университета, — редактировал журнал «Дпроц» («Школа», 1874–1877) в Вагаршапате. Он придерживался буржуазно-демократических взглядов и считал, что в образовательный процесс должны быть вовлечены лишь образованные представители духовенства.

Разделял взгляды русских революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова также выдающийся армянский писатель и педагог Газарос Агаян (1840–1911). Он боролся за демократизацию образования, освобождение школы от влияния духовенства, внедрение светского, трудового и творческого воспитания, а также за равные права в обучении — независимо от пола, сословия и национальности.

 

Газарос Агаян (1840–1911). Источник

 

Агаян считал русскую культуру важнейшим фактором развития армянского просвещения и следовал педагогическим идеям К.Д. Ушинского. Он продвигал звуковой метод обучения, разработал букварь, в котором настаивал на задействовании всех органов чувств ребёнка, отказываясь от односторонней зрительной наглядности.

На рубеже XIX–XX веков Россия переживала интенсивное развитие в науке, философии и образовании. Это способствовало формированию многоукладной системы народного образования и новым педагогическим теориям, укрепившим связи между научным знанием и общественными реформами.

Расширение русско-армянских педагогических связей проявилось, в частности, в появлении в армянских школах женщин-преподавателей с высшим образованием. Этому способствовали Бестужевские курсы в Петербурге (с 1878 г.) и Московские высшие женские курсы (с 1872 г.). На Кавказе в это же время открываются женские учебные заведения, включая школу Гаянян (1869) и Мариамян-Овнанян (1877) в Тифлисе — центры подготовки учительниц, действовавшие до начала XX века.

Особое значение имел вклад армянских учёных и педагогов в образовательную жизнь России, прежде всего в рамках Лазаревского института восточных языков в Москве, основанного братьями Лазаревыми (Лазарянами) в 1815 году. Изначально функционировавший как гимназия, институт стал важным центром арменоведения и востоковедения, а также платформой для сближения российской и армянской научно-педагогической мысли. Близость к Московскому университету, взаимодействие с российскими учёными и погружение в прогрессивную интеллектуальную среду способствовали росту уровня армянского просвещения и укреплению связей между народами.

 

Гравюра на стали с ручной раскраской «Коллеж армян в Москве», опубликованная в одном из томов L'Univers (Париж) в 1838 году. Источник

 

Лазаревский институт восточных языков быстро завоевал репутацию образцового учебного заведения, применяя лучшие методики, заимствованные из практик России и Западной Европы. Он получил статус учебного заведения первой ступени с восьмилетним курсом и был высоко оценён за подготовку специалистов по восточным языкам, особенно востребованных в условиях активных связей с Востоком.

Институт стал важным центром изучения востоковедения и культуры народов России. В нём царила атмосфера уважения к многообразию культур, и он сыграл ключевую роль в формировании московской школы ориенталистики, сотрудничая с Московским университетом. Более ста лет институт оставался ведущим научно-образовательным центром, внёс вклад в иранистику, тюркологию, арабистику и арменоведение. Среди его выпускников — выдающиеся востоковеды, педагоги, дипломаты и общественные деятели, обеспечившие ему широкое признание в России и за её пределами. Сегодня он считается предшественником Института востоковедения РАН.

В процессе сближения и взаимного обогащения культур народов Российской империи и СССР ключевую роль играли русская культура и русский язык, выполнявший функцию межнационального общения. Благодаря русскому языку, народы, включая армян, получили доступ к достижениям мировой цивилизации и культур других народов.

Армянский язык, как важнейшая часть национальной культуры, был и остаётся фактором самоидентификации, государственной целостности и духовной устойчивости. Однако на всём протяжении новейшей истории, за исключением краткого постсоветского периода, русскому языку также отводилась важная роль — как средству расширения культурных и образовательных горизонтов армянского народа.

Русская речь воспринималась в Армении не просто как инструмент общения, но как система культурных координат. Даже с учётом исторической, социальной и конфессиональной специфики, русскоязычная культура остаётся значимой частью культурного поля Армении.

Система образования в республике окончательно оформилась в советский период по российскому образцу, с приоритетной ролью русского языка. Он стал не только языком обучения, но и основным каналом просвещения, культурного обмена и межгосударственного сотрудничества.

Сегодня использование русского языка в повседневной коммуникации, документообороте, научной, экономической и культурной сферах, а также публикации литературы на русском языке подтверждают стремление Армении быть частью единого образовательного пространства СНГ.

Русско-армянские образовательные и культурные связи являются исторически обусловленными. Хотя европейская педагогика также оказывала влияние, особенно на западноармянскую традицию, именно русская культура и педагогическая мысль в наибольшей степени повлияли на развитие армянской школы и образования — прежде всего в Восточной Армении. Это объясняется многовековыми связями двух народов в политической, военной, экономической и духовной сферах.

Таким образом, сегодня имеются все основания утверждать, что стремление России и Армении к развитию взаимоотношений, особенно в сфере образования, — не просто формальный отклик на процессы глобализации, а важное социальное, культурное, философское и духовное явление с глубокими историческими корнями.

Философско-культурологический анализ этих связей, обобщение накопленного опыта с учётом новых социально-исторических условий могут способствовать дальнейшему укреплению сотрудничества и формированию единого образовательного пространства. Осознание важности такого пространства актуально для всех стран СНГ, стремящихся к устойчивому культурному и образовательному прогрессу. При этом необходимо учитывать как положительный опыт — в частности, образовательные программы, разработанные высококлассными специалистами советского периода, — так и негативные явления, включая чрезмерную унификацию и централизацию образования, отрицательный отбор педагогических кадров в позднем СССР.

Модель русско-армянских образовательных связей, сформированная на протяжении веков, может служить примером для развития межгосударственных культурно-просветительских инициатив на пространстве Содружества.

Тигран Мариносян,
кандидат философских наук,
руководитель отдела международных связей
Академии гуманитарных исследований,
заведующий отделом философии образования
журнала «Философские науки».


Российско-армянское сотрудничество в сфере образования и педагогики: история и современность