Шесть путешествий Жана-Батиста Тавернье

Личность фламандско-французского торговца драгоценными камнями Жана-Батиста Тавернье (1605–1689) вызывает интерес исследователей и любителей истории даже спустя столетия. Путешественник не только обогатил Европу экзотическими сокровищами, но и предоставил бесценную информацию о культуре, обычаях и торговле далёких земель.
Жан-Батист Тавернье родился в 1605 году в Париже в семье протестантских купцов из Антверпена. К 16 годам он уже успел объехать соседние с Францией страны по торговым делам отца. Поступив на службу к имперскому наместнику Венгрии, он получил первый боевой опыт, участвуя в действиях против турок. Затем он служил мантуанским герцогам из дома Гонзага.
В 1630 году Тавернье загорелся идеей отправиться на Восток. Его первое путешествие началось в компании трёх миссионеров. Он добрался до Стамбула, откуда через Эрзурум и Баку направился в Исфахан. Обратный путь пролегал через Багдад и Алеппо, и в 1633 году Тавернье вновь оказался в Париже.
За этим последовало еще пять грандиозных экспедиций, продолжавшихся до 1668 года. В ходе этих путешествий Тавернье превратился в успешного торговца драгоценными камнями, дружбу с которым ценили восточные правители. Он скупал бриллианты у местных князей и завозил их в Европу, став, в частности, обладателем знаменитого проклятого голубого бриллианта.
Благодаря своим шести экспедициям, Жан-Батист Тавернье собрал обширный материал, ставший основой его знаменитого труда. В 1675 году, по поручению своего покровителя, короля Людовика XIV, он приступил к систематизации этих записей, результатом чего стало издание в 1676 году книги «Шесть путешествий Жана-Батиста Тавернье».
За сорок лет странствий Тавернье преодолел около двухсот сорока тысяч километров. Его глубокие познания о местных обычаях, религиях, системах управления и торговли, а также пристальное внимание к денежному обращению и мерам весов, сделали его записи бесценным материалом не только для купцов, но и для историков и этнографов. Эта книга неоднократно упоминалась учёными разных эпох, включая и Затика Ханзадяна. В справочном блоке его атласа «Историческая картография Армении» упоминаются и путешествия Тавернье:
«…Эта часть Армении — от Токата до Тебриза — по-прежнему оставалась в руках армян. Это подтверждается неопровержимыми свидетельствами, в том числе отчетами Жана-Батиста Тавернье о его шести путешествиях в 1655 году. Вот один из известных фрагментов из его записок: "От Токата до Тебриза страну почти полностью населяют христиане. И поскольку эта обширная территория была когда-то известна как провинция Армения, не удивительно, что в городах и селах армян можно встретить в пятьдесят раз больше, чем мусульман"».
Логично, что земли, населённые армянами, упоминаются в книге в ключе маршрутов. Например, про Нахиджеван Тавернье пишет следующее: «Из Еревана в Тавриз обычно десять дней пути, Нахиджеван же расположен на одинаковом расстоянии от них. Нахиджеван (Naksivan), который, согласно мнению армян, наиболее древний город мира, построен он приблизительно на расстоянии трех льё от горы, на которой остановился Ковчег Ноя. Это оттуда он взял свое имя: поскольку Nak по-армянски означает Корабль (Navire), а Sivan — лежащий или проживающий (posé ou demeuré). Это достаточно большой город, полностью разрушенный армией султана Амурата».
Интересно, что автор не ограничивается географией и историей региона. Культурно-регилиозному аспекту армянского бытия он посвящает несколько обширных глав, сопровождающихся иллюстрациями.
В главах об Армении автор последовательно рассказывает о таинстве причастия, свадебных и похоронных традициях и других важных религиозных обрядах. В самой первой из этих глав Тавернье пишет: «В этом кратком трактате о религии армян я расскажу только об их основных церемониях, некоторые весьма примечательные особенности которых, возможно, пока не всем известны.
С тех пор, как армяне поселились в Европе, их церкви стали украшаться лучше, чем прежде. Они не жалеют средств для украшения алтаря и алтарной части; они повсюду ходят по красивым коврам и используют для строительства и украшения лучшие работы мастеров и самые красивые ткани, которые только могут найти».
В качестве примеров, иллюстрирующих традиции и быт армян, автор приводит примеры из жизни, свидетелем которых стал во время своих путешествий. Ещё при жизни автора книга вышла за рамки рассказа о дальних землях, став свидетельством времени и превратив неутомимого купца в летописца.
Не стало Жана-Батиста Тавернье в 1689 году в Московии. Почему он решил снова отправится в дальний путь на 84-м году жизни до сих пор остаётся загадкой.
Итальянская карта 1682 года, ссылающаяся на Тавернье среди своих источников. Карта хранится в специальной коллекции Библиотеки Гонконгского научно-технического университета. Опубликована этой библиотекой в книге China in European Maps (Китай на европейских картах), Гонконг, 2003. Источник
Источники:
Затик Ханзадян. Атлас «Историческая картография Армении». 1960;
Illustrations from Armenia by Jean-Baptiste Tavernier (1605 – 1689);