Армянский спорт в Османской империи. Часть I

В 1905 году на стамбульском поле команда «Балталиман» разгромила «Галатасарай» со счётом 5:0. Матч остался в памяти очевидцев не столько счётом, сколько составом победителей. «Балталиман» была первой армянской футбольной командой в Османской империи. Её основал двадцатилетний Шаварш Крисян, выпускник Роберт колледжа, увлечённый идеей физического воспитания народа. В команде играли братья Григор и Левон Акопяны, Вараг Погарян, Вардгес Агабекян, Мигран Накашян и несколько иностранцев. Они заняли второе место в константинопольском турнире. Для армянской общины это был символический триумф. Для турецких националистов, тогда ещё не пришедших к власти, такая победа станет болезненным уколом.
Спорт в Османской империи возник не из праздного любопытства к западным забавам. Он появился как ответ на вопросы идентичности, которые в многонациональном государстве решались не только на уровне политических деклараций, но и в повседневных практиках. Когда в конце XIX века британские резиденты Салоник начали играть в футбол, мало кто предполагал, что через два десятилетия эта игра станет полем ожесточённой национальной конкуренции. Но империя, где жили турки, армяне, греки, евреи, арабы, курды, не могла оставаться нейтральной даже в выборе развлечений. То, что казалось игрой, превращалось в демонстрацию силы, ловкости, организованности. А значит, в доказательство жизнеспособности нации.
Армянский футбольный клуб Аракс. Начало 1910-х годов. Источник
Для армян Османской империи спорт стал одним из немногих пространств, где можно было утверждать своё достоинство без открытого политического вызова. При султане Абдул-Гамиде II публичные занятия физкультурой для мусульман и вообще для подданных империи были фактически запрещены. Опасались самоорганизации молодёжи. Но за стенами американских и французских учебных заведений армянские, греческие, еврейские юноши осваивали гимнастику, бег, прыжки, плавание. Они учились играть в футбол, теннис, занимались велоспортом. Когда в 1908 году младотурки совершили революцию и провозгласили конституцию, армянская спортивная жизнь вышла из подполья колледжей на открытый воздух.
К началу 1910-х годов в одном только Константинополе действовало около сорока армянских спортивных клубов. В их названиях читалась история и география армянского народа: «Аракс», «Торк», «Арарат», «Сисван», «Левон», «Рубен», «Киликия», «Сасун», «Рафи». Были и районные клубы: «Кумкапы», «Скутар», «Маштоц», «Санасарян». Действовали союзы при школах — «Кедронакан», «Есаян», «Никогосян». Одни клубы специализировались на футболе, другие занимались лёгкой атлетикой, третьи развивали плавание или велоспорт. Вагаршак Варджапетян и Ашот Папазян не знали себе равных в велосипедных гонках. Ваган Чераз и Арарат Крисян блистали в плавательных соревнованиях. Ваграм Ширанян, выпускник союза «Айординер», многократно выигрывал турецкий чемпионат по теннису.
Футбольные команды создавались одна за другой. После «Балталимана» появился «Сантрал», основанный Ваганом Черазом, который вернулся из Англии с мячом и знанием правил игры. Чераз обучил одноклассников из колледжа Кедронакан, и команда стала профессиональной. Он же помог создать ещё одну команду на острове Проти (Кыналыада), куда вошли Габриель Мачарян, Тигран Хоян и другие. Возникли клубы «Скутар», «Кумкапы», «Торк». Последний образовался из слияния «Кумкапы» и «Сантрала» и объединил молодых армян из разных районов Константинополя. Они занимались не только футболом, но и плаванием, полевыми играми, туризмом.
После революции 1908 года одной из сильнейших стала команда «Аракс». Её основными игроками были Онник Френкян, Гарегин Дарбинян, Левон Нарлян, Айк Чололян, Амазасп Паносян, Погос Насипян, братья Тат и Миджи Татяны, Петрос Саваян, Марут Марутян и другие. «Аракс» успешно выступал в международной лиге «Румели», проводившейся в Макрикёе, и в 1911 году стал победителем турнира. Армянские команды участвовали в лиговых соревнованиях, играли с греческими, английскими, еврейскими командами. У них была своя спортивная форма, свои эмблемы. Перед фотографированием игроки обычно записывали на мяче название команды и дату, фиксируя момент для истории.
Параллельные процессы шли в Смирне. Там ещё в начале века француз Артур Эльмасян, получивший образование в Париже, вернулся на родину и начал преподавать гимнастику в Армянском национальном колледже. В 1900 году он на собственные средства закупил спортивный инвентарь и создал спортзал во дворе Месропянского колледжа. В июне 1901 года организовал ежегодное спортивное представление, в котором участвовали более ста человек. Показательные выступления проводились тайно. Но в 1905 году на Эльмасяна донесли властям, и ему пришлось покинуть Смирну. Его дело продолжили ученики, основав Месропянский союз.
В Смирне армянские спортсмены поначалу выступали за греческую команду «Пелопс», потому что собственных возможностей не имели. Но постепенно возникли клубы «Кнар», «Васпуракан», «Саакян», а затем появился «Союз футболистов», первая армянская футбольная команда города. Четыре клуба объединились в «Армянский охотничий клуб», который к концу 1912 года насчитывал шестьсот официальных членов и около тысячи активных участников. Благодаря усилиям спортсмена Мкртича Янгяна клуб добился впечатляющих результатов. В 1911-1912 годах смирнская армянская команда последовательно обыграла греческие клубы «Пелопс», «Аполлон», «Панионос» и английский «Бурнабад». В марте 1912 года армяне выиграли серебряный кубок Смирны. Григор Чололян, летописец армянского спорта, писал, что эта победа стала мощным моральным стимулом для всей общины: «Даже скептики и равнодушные почувствовали выразительный дух армянской расы».
Спортивная жизнь распространялась по всей империи. В Эрзеруме, где действовал знаменитый Санасарянский колледж, плавание и фигурное катание были поставлены на прочную основу. Сохранившиеся фотографии показательных выступлений студентов Санасарянского колледжа свидетельствуют о высоком уровне подготовки. Примечательно, что в дипломах выпускников колледжа специально указывались достижения в спорте. В Себастии при Центральном колледже действовал клуб «Ванк». В Кесарии, Харберде, Ване, Карсе, Трапезунде, Адапазары, Кютахье возникали спортивные кружки и союзы. В Самсуне работал клуб «Арцив», который так впечатлил местное турецкое население, что власти обратились к армянским тренерам с просьбой организовать подобные мероприятия для турецкой молодёжи.
В Киликии спортивное движение набирало обороты после страшной резни армян весной 1909 года. Население осознало важность самообороны, физической подготовки. В Дёртйоле (Чорк-Марзпан) при Центральном армянском колледже действовали футбольные команды «Сисван», «Гетум», «Левон», «Рубен». В Адане и Искендеруне регулярно проводились показательные выступления. В апреле 1914 года к северу от Чорк-Марзпана, прославившегося героической самообороной во время резни, состоялись Киликийские Олимпийские игры. Участвовали клубы из Аданы и Александретты. Тысячи зрителей, включая около сорока турецких офицеров, наблюдали за соревнованиями. Прошёл футбольный матч между командой «Сисван» и сборной Александретты. Состоялись забеги и прыжки в длину между командами Александретты, Аданы, Чорк-Марзпана и Келекянского приюта. Выпускники Центрального колледжа выполнили шведские упражнения, произведшие сильное впечатление на зрителей. Участники получили специальные медали с надписью «Киликийские Олимпийские игры, 1914, Чорк-Марзпан».
Женщины тоже включились в спортивное движение, хотя это было нелегко в мусульманском обществе. После революции 1908 года армянкам разрешили заниматься спортом. Сначала они не участвовали в соревнованиях, но выступали на показательных мероприятиях и Олимпийских играх, помогали при церемониях открытия и награждения. Шаварш Крисян активно продвигал идею женского спорта. В статьях «Мармнамарза» он и другие авторы писали, что здоровая мать — залог здорового поколения. Крисян создал в Константинополе союз «Есаян», первый женский спортивный клуб западноармянского общества. В 1912 году в районе Ускюдар возник второй клуб «Изи» («Здоровье»), основанный по инициативе нескольких женщин. В 1913 году выпускницы колледжа Никогосяна учредили женский клуб «Еранд», который вскоре насчитывал более шестидесяти участниц. В Сиврихисаре действовал женский союз «Заварян», использовавший шведскую методику тренировок. В 1913 году армянские спортсменки впервые приняли участие во вторых Армянских Олимпийских играх.
Всё это движение нуждалось в координации, идеологии, информационной поддержке. В феврале 1911 года вышел первый номер журнала «Мармнамарз». Это было первое спортивное издание в Османской империи. Его основатель и редактор, Шаварш Крисян, поставил перед журналом амбициозные задачи: пропагандировать спорт, информировать о соревнованиях, координировать деятельность клубов, готовить почву для создания общеармянской спортивной федерации.
Шаварш Крисян родился в 1886 году в Бешикташе. Окончил Американское училище Партизака (турецкое название — Бахджеджик) и колледж Роберта. Уже в колледже его захватила идея физического воспитания. Через однокурсника Григора Акопяна, будущего лидера армянского скаутского движения, Крисян установил переписку с профессором Дебоне, руководителем парижского лицея Жансон, чьи методы физического воспитания считались передовыми. В 1906 году поехал в Париж изучать эти методы непосредственно у Дебоне. Затем провёл три с половиной года в Лондоне, работая и занимаясь спортом в свободное время. Англия того времени была одной из спортивных держав мира. Там Крисян увидел, как спорт может быть организован масштабно, профессионально, как он проникает в жизнь общества.
В 1909 году вернулся в Константинополь и начал преподавать физкультуру в армянских училищах, одновременно добиваясь открытия спортзалов в районах города. Его поддерживали врач Гаранфилян, Ованес Гиндлян, Арам Никогосян, Левон Акопян. Исполнительным директором журнала стал Каро Унчян. Издание выходило при прямом участии и поддержке Акопа Сируни. Григор Чололян, известный спортсмен из Константинополя и летописец армянской спортивной истории, справедливо отметил, что «Мармнамарз» был «изданием, основанным на личном начинании, усилиях и жертвах».
В первом номере «Мармнамарза» был опубликован манифест, обращённый к армянской молодёжи: «Одна из наших целей — служить средством и поддержкой армянской молодёжи, чтобы избавиться от существующей безжизненности, объединиться и начать открывать клубы в каждом пригороде, деревне и городе, организовывать соревнования, способствовать развитию атлетики. Всё это должно осуществляться, во-первых, чтобы подготовиться к суровой жизни, которая станет испытанием их лучших лет, и, во-вторых, чтобы продемонстрировать благородные корни армянской крови, давшей сильные войска. Армяне до сих пор не участвовали в международных и местных соревнованиях, и причина не в их слабости и не в ином происхождении; они просто не знали о существовании подобных соревнований и потому не были готовы в них участвовать».
Журнал издавался сначала как ежемесячник, затем стал выходить дважды в месяц по просьбе читателей. Редакция несколько раз переезжала с места на место, что намекало на финансовые трудности. Но издание заполнило важную лакуну. Спортсмен и лидер скаутов Тигран Хоян вспоминал: «Мармнамарз» появился вовремя, чтобы помочь осознать важность физического воспитания и поддержать тех, кто сопротивлялся прежним усилиям в этой области. Он стал советчиком и проводником для армянской молодёжи».
«Мармнамарз» поддерживал активную переписку с читателями из Смирны, Кютахьи, Арабкира, Партизака (турецкое название — Бахджеджик), Кесарии и других городов. Письма приходили от армян Египта, Болгарии, даже Соединённых Штатов. Редакция рассылала номера в провинциальные школы и колледжи, иногда бесплатно, чтобы пропагандировать спорт среди армян за пределами столицы.
Крисян мечтал о создании единой структуры. Он писал: «Создание и развитие спортивных клубов очень важно особенно для нас, армян, поскольку спорт объединит нас. Один из самых критикуемых аспектов армянского характера — инстинкт индивидуализма. Армянам всегда трудно подчиняться другим в общественной жизни. Дух индивидуализма должен быть уменьшен с помощью этих клубов, и любовь к общественной жизни должна распространиться среди армянской молодёжи. Словом, спортивные клубы — это плавильни, где куются не только физическая сила, но и организованное единство и гражданское образование».
Идея Крисяна получила конкретное воплощение в 1911 году, когда редакция «Мармнамарза» созвала представителей константинопольских клубов и предложила организовать Армянские Олимпийские игры. Григор Чололян позже вспоминал, как родилась эта идея: «Едва «Мармнамарз» был опубликован, как стал любимым армянским изданием. Нужно было начать уникальный проект, чтобы раздуть эту искру вдохновения. Однажды мы сидели в ресторане, как обычно, когда разговор зашёл о Стокгольмских Олимпийских играх. Внезапно нам пришла идея создать Армянские Олимпийские игры».
Организационный комитет составили Арам Галентер, Геворг Терджиманян, Егише Каджуни, Левон Акопян, Шаварш Крисян, Мартирос Куюмчян и Ованес Саваян. Первые Армянские Олимпийские игры состоялись 1 мая 1911 года на стадионе клуба «Юнион» в Константинополе. Участвовали почти все местные спортивные организации: клуб «Агаронян» из Бешикташа, клуб «Торк» из Кумкапы, «Аспарез», «Аракс» и клуб Дашнакцутюн из Перы, кружок «Жоховурд» из Саматии, «Народный клуб» из Кадыкёя, «Армянский клуб» и клуб «Маштоц», кружок «Кукунян» из Топкапы, Армянский союз молодёжи из Перы, Армянский образовательный союз из Шишли, армянские выпускники американского колледжа Роберта, союз «Рафи», редакция «Мармнамарза», спортивный клуб «Артавазд» из Гурючешме, Прогрессивный союз Скутари, Союз студенческого саморазвития.
Около двух тысяч человек присутствовали на этом беспрецедентном событии. Проводились забеги на сто ярдов для взрослых и детей, на четверть мили, на полмили, на милю, кросс, бег в мешках, эстафеты. Были толкание ядра, метание диска, прыжки в высоту и длину, прыжки с шестом, перетягивание каната, велосипедные гонки на две мили. Среди участников выделялись Саргис Мкрян и Мартирос Гуюмчян из колледжа Роберта, Ваграм Папазян из клуба «Артавазд», Вараг Погарян из клуба «Торк». Победители и призёры получали золотые и серебряные медали.
Вторые Армянские Олимпийские игры прошли 3 июня 1912 года, также на стадионе «Юниона». Программа расширилась, организация улучшилась, установлены новые рекорды. По предложению известного спортсмена Григора Мерджанова участники формировали различные человеческие пирамиды.
Третьи игры состоялись 16 июня 1913 года под патронатом Армянского патриарха Константинополя Завена Тер-Егиаяна и при участии знаменитого музыканта Комитаса, который возглавил церемонию награждения и «не забыл поцеловать победителей в лоб». В играх участвовали армянские скауты и скаутессы, помогавшие поддерживать порядок наряду с действующими офицерами.
Патронаж патриарха вызвал критику в консервативной армянской прессе. Крисян ответил: «Нынешнее положение дел в мире таково: когда нация имеет симпатии других народов, её люди пытаются открыть прошлое и настоящее, общие интеллектуальные, моральные и физические черты этой нации. Армяне находились в подобном состоянии. Эффективные физические тренировки были результатом принятых западных ценностей, и даже самые похвальные движения, начавшиеся в узких кругах, не могли быть замечены и считаться национальными. По этой причине мы хотели присутствия патриарха и одновременно придать национальные черты начавшемуся движению. В этом случае европейцы могли бы сказать: «Вот так армяне походят на нас».
Четвёртые игры планировались на лето 1914 года, но были прерваны началом Первой мировой войны.
Источники:
Hiçyılmaz E.; Kuran A. Osmanlı’dan Günümüze Ermeni – Rum – Musevi Kulüpleri ve Sporcuları. — Gençlik ve Spor Bakanlığı Yayınları. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Günaydın B. Şavarş Krisyan: Yok Edilen Bir Değer // Serbest Atış. — 13.11.2023. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Շավարշ Քրիսյան․ «Բալթալիմանի» ու Համահայկական օլիմպիական խաղերի հիմնադիրը // AlphaNews.am. — 22 Հուլիսի 2024, 22:56. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Ավելացրեք «սպանված լրագրողների» ցանկը // armtimes.com. — 20.04.2011, 14:53. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025). (Armtimes.com)
ՇԱՒԱՐՇ ՔՐԻՍԵԱՆ (1886–1915) // Հ.Մ.Ը.Մ. – Հայ Մարմնակրթական Ընդհանուր Միութիւն (Homenetmen). — [б. д.]. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Babayan H.; Nalbandyan G. Armenian Athletes and the 1915: Part II // Mediamax Sport. — February 16, 2015, 12:30. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Nalbandian G.; Babayan H. Armenian Athletes and the 1915: Part I // Mediamax.am. — Monday 9 February 2015, 13:45. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Ozinian A. The ideal athlete: Smart, agile and not Armenian // Agos. — 09.01.2015. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Armenian athletes – victims of the Armenian Genocide in 1915 // HyeTert. — 2024-04-24. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Demoyan H. Patriotism, Competitive Nationalism and Minority’s Successes: Armenian Sports in the Ottoman Empire in the pre-1915 Period // International Journal of Armenian Genocide Studies. — 2014. — Vol. 1, no. 1. — P. 7–37. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).