Армянский спорт в Османской империи. Часть II

Сорок клубов в Константинополе, команды в Смирне и Киликии, четыре Армянских Олимпиады, первый спортивный журнал империи — всё это готовило почву для главного испытания. Армянский спорт в Османской империи должен был доказать свою состоятельность не только внутри страны, но и на международной арене. Момент настал в 1912 году, когда империя впервые решила принять участие в Олимпийских играх. То, что произошло в Стокгольме тем летом, навсегда войдёт в историю как триумф и одновременно — как горькое предзнаменование.
Однако главным триумфом армянского спорта стало участие в международных Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Османская империя вступила в Международный олимпийский комитет в 1911 году. Делегат турецкого Национального олимпийского комитета Селим Сырры Тарджан разместил объявления в газетах «Икдам» и «Сабах», приглашая атлетов империи принять участие в Играх. Но желающих оказалось мало. В итоге поехали только двое. Оба — армяне.
Перед отъездом в армянской общине разгорелись споры. Кого посылать — Ваграма Папазяна или Мкртича Мкряна Оба учились в Роберт колледже, оба активно занимались спортом и передавали свои знания другим молодым армянам. Представители клубов собрались на совещание, организованное «Мармнамарзом». Голосованием семь против одного выбрали Мкряна. Но началась кампания по сбору средств, и на Олимпиаду отправились оба. Армяне собрали деньги сами, потому что Тарджан объявил, что спортсмены должны оплачивать поездку из собственного кармана. Намерение было очевидным раз спорт не удаётся «национализировать», пусть армяне несут свои расходы. Благодаря усилиям клуба «Артавазд» оба атлета смогли преодолеть препятствия и собрать достаточно средств.
В Стокгольме соревновались две тысячи пятьсот сорок один атлет из двадцати восьми стран. Помимо Османской империи, впервые участвовали представители Египта, Люксембурга, Португалии, Сербии и Японии. Папазян участвовал в забегах на восемьсот и полторы тысячи метров, Мкрян — в толкании ядра двумя руками, метании диска, пятиборье и десятиборье.
Когда армянские спортсмены прибыли в Стокгольм, они обнаружили, что флага Османской империи нет среди флагов участвующих стран. Они пошли к устроителям Игр и в турецкое посольство, потребовав исправить ситуацию. Папазян вспоминал:
«Утром, попав в Стокгольм, я заметил, что улицы и важные учреждения украшены флагами всех больших и малых стран, участвующих в Олимпийских играх, но среди них не было ни одного турецкого флага. Меня очень обеспокоил этот факт. В конце концов, я официально представлял Турцию, и это неучтивое отношение к моей стране было своего рода упрёком для меня. Я взял такси и поехал прямо в турецкое посольство выразить свой гнев и потребовать немедленных действий, с чемоданами в руке, даже не зайдя в предоставленную мне квартиру. Представившись и получив поздравления от посла, я сказал: „Бей-эфенди, воздух Стокгольма угнетает меня, и я хотел бы вернуться в свою страну. Весь Стокгольм украшен иностранными флагами, кроме турецких, и этот факт — своего рода упрёк мне и моей стране. Я останусь здесь только если будут приняты меры и флаг моей страны будет развеваться рядом со всеми остальными флагами“».
Турецкий посол был потрясён. Как и многие другие, он не мог поверить, что армянин может иметь столь сильную любовь и уважение к турецкой стране.
Через два часа турецкий флаг действительно развевался на всех углах благодаря молодому армянину, который через несколько лет будет оплакивать миллионы непогребённых трупов армян. Организационный комитет разместил османские флаги на улицах и на главном стадионе Стокгольма. Впервые в истории Олимпийских игр флаг Османской империи был поднят благодаря армянским спортсменам. Позже армяне узнали, что шведы отказались поднимать турецкий флаг в знак протеста против бесконечного насилия, совершаемого османским правительством.
Примечательно, что представитель турецкого Олимпийского комитета Селим Сырры Тарджан не присутствовал на церемонии открытия, чтобы пройти в процессии с армянскими спортсменами, хотя находился в Стокгольме и договаривался о встрече с делегацией.
Папазян участвовал в забеге на полторы тысячи метров с османским символом на груди. Интересно, что предложение нашить флаг Османской империи сделала жена османского посла в Швеции. Мкрян достиг отличных результатов в пятиборье и метании диска, заняв пятое место. Он стал единственным атлетом, представлявшим Турцию в пяти видах спорта на одной Олимпиаде — рекорд, который не был побит. Папазян лидировал в забеге на полторы тысячи метров и был близок к финишу, но, к несчастью, упал на землю в нескольких метрах от финишной черты и потерял победное место.
Старт забега на 1500 метров на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году. Ваграм Папазян второй справа. Источник
Шведские СМИ писали об участии армян. Газета «Стадиум» пригласила Мкряна в редакцию и взяла у него интервью:
«Господин Мкртич Мкрян — один из немногих османов, участвующих в Олимпийских играх. Мкрян в сопровождении секретаря османского консульства в Стокгольме, спортсмена, вчера посетил нашу редакцию. Господину Мкряну девятнадцать лет. Он студент Роберт колледжа и выпускник этого года. Мкрян собирается участвовать в десятиборье и пятиборье, метании диска правой и левой руками, метании копья и молота. В прошлом году он был победителем соревнований, проводившихся в Афинах. У него также сильные навыки в борьбе».
Хотя армянские спортсмены не получили призов, их участие в столь важном международном соревновании широко обсуждалось в армянских и турецких кругах. После закрытия Игр Тарджан написал с горечью:
«Представители двадцати шести стран были там, кроме нас. Эта боль наполнила мои глаза слезами. Огромная Османская империя, которая когда-то дала европейцам фразу „храбрый, как турок“, сегодня не участвует в этом сильном соревновании. Это очень болезненная неудача. Естественно, я обратился к правительству, чтобы отправить нескольких турецких спортсменов на это важное мероприятие, поскольку мы привыкли за годы ожидать, что всё осуществляется правительством. Однако я не мог поделиться своей озабоченностью ни с кем. Ответ от Военного министерства сделал меня ещё более скорбным. В ответ на мою личную и официальную просьбу Фуат-паша, советник Военного министерства, ответил „Вопрос не имеет военного значения. Таким образом, нет необходимости посылать полицейских на это мероприятие“. Как можно не отчаяться от подобного ответа».
Тарджан рассматривал спортивные соревнования как состязание в военной сфере, где представители участвующих стран должны были продемонстрировать превосходство над соперниками.
Шаварш Крисян ответил статьёй под названием «Наш ответ»:
«Мы внимательно прочитали вышеуказанную статью Селима Сырры-бея несколько раз. Нет нужды говорить, что мы представляем эту статью читателям только из-за содержащихся в ней мнений и точек зрения. Отсутствие турецких полицейских на Олимпийских играх нас никогда не расстраивало. Напротив, мы чувствуем себя оскорблёнными тем, что Селим Сырры-бей прилагает все усилия, чтобы различать христианского османа и турецкого османа, если он вообще признаёт, что христиане — османы. Оба наших армянских атлета соревновались на Олимпийских играх за Османскую империю. Мы рады этому и надеемся, что ещё больше армян примут участие в шестых Международных Олимпийских играх, которые состоятся в 1916 году в Берлине».
Крисян также написал, что молодые армянские люди должны стать физически сильными и улучшать Армению, «иначе плач и жалобы будут бесполезны». Эти слова оказались пророческими.
Участие армян в Стокгольме не получило признания в турецких кругах. Никто из турецких политиков или интеллектуалов не похвалил усилия армянской общины представить империю на столь важном мероприятии. Это показывало не только негативное отношение к неконтролируемому самовыражению армян в мире, но и раскрывало изначальную негативную и националистическую настроенность среди турецких политических и интеллектуальных кругов.
Между тем именно успехи армян и греков подтолкнули турецкие власти к форсированному созданию собственных спортивных структур. Комитет единения и прогресса осознал, что меньшинства опережают титульную нацию в этой сфере, и это обстоятельство вызывало болезненную реакцию. В 1913 году было создано парамилитаристское общество «Тюрк Гюджю Джемиети», целью которого стало развитие физического воспитания среди турецкой молодёжи. Их деятельность была направлена главным образом на «улучшение здоровья, восстановление физической силы турок и взращивание активных поколений, стойких в трудные времена».
К началу войны таких организаций насчитывалось 706: 351 в городах и 355 в провинциях. Младотурецкие лидеры Зия Гёкальп и Энвер-паша лично курировали создание турецких спортивных клубов, которые служили филиалами правящей партии. Энвер-паша стал президентом турецкой скаутской организации, подчёркивая важность скаутского движения для подготовки будущих солдат и офицеров. Он лично взял на себя роль промоутера, призывая членов этих молодёжных организаций вступать в Комитет единения и прогресса.
Селим Сырры Тарджан, основатель османского Олимпийского комитета, начал свою педагогическую деятельность среди турецкой молодёжи в 1909 году. Поселившись в Швеции, он посещал курсы физического воспитания в Школе физической подготовки тренеров в Стокгольме. Ещё во времена правления Абдул-Гамида II он часто появлялся на площадях и в школах в спортивной одежде, пытаясь привить интерес к спорту среди турецкой молодёжи. Тарджану удалось включить физическую подготовку в учебную программу турецких школ, а также в расписание медресе. Поначалу он сотрудничал с Шаваршем Крисяном, который назвал Тарджана «нашим партнёром» в одном из номеров «Мармнамарза». Позже Селим Сырры Тарджан последовал примеру Шаварша Крисяна и начал издавать турецкий спортивный журнал, который, однако, просуществовал недолго, потому что начинание Тарджана не нашло отклика среди турецкой молодёжи, и немногие проявили интерес к спорту.
В 1914 году Шаварш Крисян обратился во французское консульство с просьбой зачислить его во французскую армию. Его приняли, но из-за болезни отъезд из Константинополя затянулся. Когда началась Первая мировая война, младотурецкое руководство приступило к планомерному уничтожению армян. Двадцать четвёртого апреля 1915 года были арестованы видные представители армянской интеллигенции, общественные деятели, духовенство. Среди них оказался и Шаварш Крисян. Его отправили в тюрьму Аяш вместе с сотнями других писателей, художников, врачей, учителей, священников. Там, в этой тюрьме, он погиб. Ему было двадцать девять лет. Его мечта о создании общеармянской спортивной федерации, о проведении всеармянских Олимпийских игр, объединяющих армян из всех концов империи и даже с Кавказа, так и не осуществилась.
Крисян писал о своей мечте:
«Армянские Олимпиады должны перестать объединять только спортивные учреждения Константинополя. этот факт лишь ограничит их ценность. Вместо этого люди должны поощрять игры и таким образом сделать их хорошо организованным мероприятием. Армянские Олимпийские игры должны стать общеармянским событием, которое соберёт всё армянское население Турецкой Армении. Они должны стать местом сбора армян с Кавказа и из других центров, густонаселённых армянами. Они должны напоминать древние греческие Олимпиады. Для этой цели необходимо, чтобы провинциальное население было вовлечено, обучено и организовано. Когда будет установлена связь между различными союзами, собранными для единой цели, и будут доступны финансовые средства, все атлетические и спортивные клубы сформируют единый союз. Этот союз обязательно будет поддерживать связь со всеми другими подобными организациями, расположенными в центрах, густонаселённых армянами. Таким образом, Армянские Олимпиады станут общеармянским событием, национальным средством выражения гармоничной силы и тем самым докажут свою ценность».
Вместе с Крисяном погибли тысячи других армянских спортсменов, тренеров, энтузиастов. Полтора миллиона армян были уничтожены в ходе Геноцида. Клубы прекратили существование. Журнал «Мармнамарз» перестал выходить. Поля, на которых играли армянские команды, опустели.
Ваграм Папазян и Мкртич Мкрян пережили Геноцид. Папазян в 1915 году обосновался в Бейруте, женился на Анет Егавян, родились четверо детей. Он служил телеграфистом в османской армии на Галлиполийском фронте. Позже семья переехала в Соединённые Штаты. Папазян прожил долгую жизнь и умер в возрасте девяноста двух лет. В 1962 году, спустя полвека после Стокгольма, он написал в мемуарах, как благодаря армянам турецкий флаг впервые занял своё место среди флагов других стран. О Мкртиче Мкряне информации сохранилось мало. Известно лишь, что он пережил Геноцид, но дальнейшие следы теряются. Архивные материалы о нём не сохранились.
История армянского спорта в Османской империи продолжалась недолго. Но за этот короткий период успело произойти многое. Возникла целая система клубов, сформировались профессиональные тренеры и атлеты, появилось первое спортивное издание, прошли четыре Армянские Олимпийские игры, армяне представили империю на международной арене. Спорт стал не просто развлечением, но средством национального самоутверждения, доказательством жизнеспособности народа, инструментом формирования новой идентичности и национального единства.
Сегодня турецкая историография предпочитает умалчивать о роли национальных меньшинств в становлении спорта в Османской империи и Турции. Вклад армян, греков, евреев либо замалчивается, либо искажается. Подобное отрицание распространяется не только на спорт, но и на театр, музыку, издательское дело, экономику. Признание заслуг армян противоречит националистическому нарративу, построенному на идее превосходства и самодостаточности турецкой нации. Турецкая историография находит опасным любое признание вклада армян и потому избегает этого вообще.
Между тем документы говорят сами за себя. Первый спортивный журнал в империи был армянским. Первые олимпийцы, представлявшие Османскую империю, были армянами. Греческие и армянские клубы возникли раньше турецких и послужили для них образцом. Первые футбольные матчи в империи игрались британскими резидентами в Салониках ещё в 1875 году, но развитие футбола как массового явления началось с участия христианских общин — армян и греков. Эти факты невозможно стереть.
История Шаварша Крисяна и армянского спорта в Османской империи важна не только как страница забытого прошлого. Она показывает, как в условиях дискриминации и постоянной угрозы насилия народ находил способы утверждать своё достоинство. Каждая победа на футбольном поле, каждая медаль на Олимпийских играх, каждое показательное выступление становились актом сопротивления, утверждением мы существуем, мы сильны, мы достойны уважения.
Флаг над Стокгольмом, поднятый усилиями двух армянских юношей, стал символом этой борьбы. Символом того, что армяне не просто существовали, но были способны представлять державу, которая через три года начнёт их методично истреблять. Символом достоинства, которое невозможно уничтожить никаким насилием.
Источники:
Hiçyılmaz E.; Kuran A. Osmanlı’dan Günümüze Ermeni – Rum – Musevi Kulüpleri ve Sporcuları. — Gençlik ve Spor Bakanlığı Yayınları. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Günaydın B. Şavarş Krisyan: Yok Edilen Bir Değer // Serbest Atış. — 13.11.2023. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Շավարշ Քրիսյան․ «Բալթալիմանի» ու Համահայկական օլիմպիական խաղերի հիմնադիրը // AlphaNews.am. — 22 Հուլիսի 2024, 22:56. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Ավելացրեք «սպանված լրագրողների» ցանկը // armtimes.com. — 20.04.2011, 14:53. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025). (Armtimes.com)
ՇԱՒԱՐՇ ՔՐԻՍԵԱՆ (1886–1915) // Հ.Մ.Ը.Մ. – Հայ Մարմնակրթական Ընդհանուր Միութիւն (Homenetmen). — [б. д.]. — [Էլեկտրոնային ռեսուրս]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Babayan H.; Nalbandyan G. Armenian Athletes and the 1915: Part II // Mediamax Sport. — February 16, 2015, 12:30. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Nalbandian G.; Babayan H. Armenian Athletes and the 1915: Part I // Mediamax.am. — Monday 9 February 2015, 13:45. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Ozinian A. The ideal athlete: Smart, agile and not Armenian // Agos. — 09.01.2015. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Armenian athletes – victims of the Armenian Genocide in 1915 // HyeTert. — 2024-04-24. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).
Demoyan H. Patriotism, Competitive Nationalism and Minority’s Successes: Armenian Sports in the Ottoman Empire in the pre-1915 Period // International Journal of Armenian Genocide Studies. — 2014. — Vol. 1, no. 1. — P. 7–37. — [Electronic resource]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 25.10.2025).