Пограничное искусство Ромео Меликяна

Ромео Меликян, художник, рисовальщик и скульптор из Берда (Тавушская область), демонстрирует стойкость своего творческого пути, продолжая работать вопреки скептицизму окружающих. Он отмечает, что в его родных краях профессия художника не пользуется высоким уважением. Однако им движет внутренняя мотивация, которая не зависит от чьей-либо оценки.
Творческий процесс Меликяна характеризуется работой над сериями и циклами, что можно описать как создание произведений «во множественном числе». Художник интересуется изображением множеств — будь то толпы людей, здания или сооружения. Он активно использует найденные «бесполезные» материалы, превращая их в новые объекты творчества: киберпанк-скульптуры и ассамбляжи.
Меликян не хранит свои работы дома, у него нет предпочтительных или лучших произведений. Он сам является критиком своего творчества, что свидетельствует о постоянном самоанализе и стремлении к развитию.
География выставочной деятельности Ромео Меликяна впечатляет. Его работы были представлены на многочисленных групповых выставках не только в Армении и России, но и в Ливане, Сербии, Германии, Нидерландах, Англии, Саудовской Аравии и Кувейте.
Стоит отметить, что в 2018 году в Ереванском музее современного искусства состоялась персональная выставка Меликяна. Ныне его картины являются частью постоянной экспозиции этого уважаемого музея, что является несомненным маркером его значимости в современном творческом процессе.
Работы Ромео Меликяна хранятся в частных коллекциях по всему миру, включая Армению, Россию, Ливан, Германию, Нидерланды, Великобританию и США.
Основные вехи жизни и творчества Ромео Меликяна
2011 — Окончил Государственное художественное училище имени Фаноса Терлемезяна, (Ереван, Армения).
2015 — Член Международной федерации художников и Союза художников Российской Федерации.
2019 — Член Союза художников Армении.
Персональная выставка:
2018 — Ереванский музей современного искусства (Армения).
Избранные групповые выставки:
2008 — «Шаг вперёд», Союз художников Армении (Ереван, Армения);
2009 — «Потерянная Родина», Галерея Терлемезяна, (Ереван, Армения);
2010 — «Армения–Росс» (Москва, Россия);
2012 — «Новое поколение: избранные художники» (Ереван, Армения);
2012 — «Подари жизнь» (Ереван, Армения);
2012 — «Симфония цвета» (Бейрут, Ливан);
2013 — 10-летие художественной галереи Arame (Ереван, Армения);
2014 — Групповая выставка в галерее Elysium (Линкольн, Великобритания);
2016 — «Фест этноискусства Россия–Великобритания» (Лондон, Великобритания);
2018 — «Выставка 11 молодых армянских художников» (Бейрут, Ливан);
2019 — Armenia Art Fair (Ереван, Армения);
2019 — «Конвергенция» в AGBU (Ереван, Армения);
2019 — «Современное армянское изобразительное искусство» (Кувейт);
2019 — «Грёзы на холсте» (Бейрут, Ливан);
2019 — «Симпозиум: Искусство без границ» (Белград, Сербия);
2019 — Групповая выставка (Висбаден, Германия);
2019 — Групповая выставка в галерее Unexpected (Гронинген, Нидерланды);
2021 — Международная триеннале современной графики (Новосибирск, Россия);
2022 — «Двойная матрица», Союз художников Армении (Ереван, Армения);
2022 — «Всё, что у нас есть — сейчас», Арт-квартал (Ереван, Армения);
2023 — «Армения-Диаспора», NPAK (Ереван, Армения);
2024 — «Другое измерение», Ереванский музей современного искусства (Армения);
2024 — «За пределами границ» в галерее Naila, (Эр-Рияд, Саудовская Аравия).
Отзывы о творчестве Ромео Меликяна
«Талантливый живописец Ромео Меликян — один из тех смелых художников, которые, преодолевая различные препятствия, действуя твёрдо и настойчиво, с терпением и амбициями создают сложные картины, наполненные индивидуальным подходом, выражающим восприятие мира художником.
Серия «Случай в городе» показывает, как художник заставляет зрителя представить и стать частью своего уникального мира.
Сопоставляя здания с огромными толпами, художник наделяет картины драматизмом и напряжением, что ещё ярче отражается в его последующих сериях «Толпа», «В нашем городе» и «Борьба». В этих работах изображенные здания кажутся пустыми и безжизненными, напоминая огромных призраков. Глядя на этих призраков, ощущается запах паники и тишины, а скопление толпы, заполнившей непривычную пустоту, призвано вернуть нас к реальности, а реальность в картинах — это выражение внутренней борьбы и бунта, кипящего в их душах. Чтобы сделать работы ещё более острыми, художник сохраняет неопределённость места и времени, оставляя зрителя в сложных и глубоких раздумьях.
Художник не смог устоять перед соблазном создания скульптур. Серия «Военное дело» включает в себя преимущественно железные скульптуры, напоминающие военные объекты, такие как пушки, подводные лодки и т.д. Эти работы могут показаться на первый взгляд довольно простыми по технике исполнения, но благодаря уникальной концепции и свежему подходу они по-новому раскрывают скрытые секреты художника. В работах художника преобладают коллажи. Серии «Горожане», «Мужской портрет» и «Композиция» иллюстрируют уникальный образ мышления художника и его исключительный вкус к точному синтезу палитры. В его последней серии «Конфликт» карта мира используется в качестве фона, а случайно выбранные её фрагменты изображены на небольших холстах. В этих работах мы видим мир, открытый Меликяном, мир с его, казалось бы, бесконечными и неразрешимыми проблемами конфликтов. Вереницы солдат, марширующих по континентам этой карты, скопления артиллерии в воздухе, на воде и на суше не могут оставить равнодушным ни одного зрителя. Таким подходом художник стремится привлечь внимание к устрашающим масштабам военных опасностей, нависших над планетой. Более того, взглянув на эти работы, мы безошибочно утверждаем, что в лице Ромео Меликяна мы имеем дело с серьёзным, самобытным и поистине талантливым художником, чьи неутомимые и постоянные поиски поразят не только ценителей его творчества, но и искусствоведов».
Искусствовед Вардан Варданян
«Для всех посетителей Берд представляется раем. Залитым мягким солнцем после дождя, где горная роса дрожит в осенней паутине, а в воздухе витает аромат шелестящих листьев и трав. Если забыть, что это пограничье, место, ещё недавно служившее свидетелем разрушений и страданий, без которых немыслима человеческая безответственность. Здесь всё близко — страх, природа и Бог. И, конечно же, искусство. Ромео живёт и творит в пограничье Берда; это его ответственность, его осознанность и его выбор.
В его мастерской — белые балконные двери с железными решётками, сквозь которые видны пятиэтажки советских времён. Он использует детали, найденные на заброшенных заводах советских времён, для создания своих необычных скульптур — гибрида кашалота и самолёта с рыбой-иглой, каркасов зданий, напоминающих скелеты вымерших левиафанов, и мельчайших деталей гигантских сооружений, похожих на муравейники — зданий и городов, где, кажется, всё есть, но при этом там больше никто не живёт и никого нет. Это погружает нас в особое чувство запустения и тишины, несмотря на огромное количество деталей, труда и поколений, прошедших с момента их создания.
Гибрид природы и огромного человеческого труда, оказавшийся бессмысленным из-за самой человеческой разрушительности, и всё же природа не покидает нас... Она всегда торжествует и продолжается, особенно здесь, в Берде».
Художник Алина Соболевская
Источники:
Аккаунт художника в запрещённой социальной сети;