История кеманчиста Аика Узляна

Звуки кеманчи, древнего струнного инструмента, веками переплетались с историей армянского народа. Этот инструмент, известный под разными именами — понтийская лира, каманча, кеменче — стал символом культурной преемственности для амшенских армян, нашедших новую родину в Адыгее. Эта история — о жизни и музыке талантливого кеманчиста Аика Узляна.
Кеманча — это струнный смычковый инструмент типа лютни с длинной шейкой. В разных регионах его называют по-разному: понтийская лира, каманча, кяманча, кеманча, кеменче, кемендже, кеменджеси, кементсия, гиджак. Кеманча популярна в Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и других странах. Армяне, проживавшие в исторической Западной Армении, и их потомки традиционно называют музыкальный инструмент кеменче.
Первое письменное упоминание музыкального инструмента встречается в поэме «Книга скорбных песнопений» армянского монаха и богослова Григора Нарекаци, датированной концом X века. Первое изображение инструмента найдено на чаше из средневековой армянской столицы Двина, датируемой IX–X веками.
В начале XX века в Адыгею пришла вторая волна армянских переселенцев. Около 30 тысяч человек прибыли из Западной Армении, Персии и Закавказья. Многие нашли новую родину в районе Майкопа.
В 1925 году в Майкопском округе появился Армянский национальный район с центром в селе Елисаветпольское (ныне Шаумян). Армяне быстро адаптировались к новым условиям благодаря сходству природно-климатических условий. Они сохранили свою культуру, но переняли некоторые местные традиции. На всех праздниках переселенцев звучали традиционные армянские инструменты: зурна, кеманча и барабан-даул.
История семьи Аика Узляна
Аик Саркисович Узлян — известный музыкант из хутора Шаумян (ныне Цветочный) в Майкопском районе. Он родился 19 февраля 1920 года в Абхазской АССР.
Аик Саркисович Узлян
Его отец, Саркис Торосович Узлян, родом из города Измир (прежде Смирна), ещё в детстве переехал с семьей в село Мала. Именно там их настигла трагедия: турки убили родителей, братьев Мелкона, Ариса и Задека, а также сестру Юхапер.
По словам дочери музыканта Ануш Аиковны Каракян (Узлян), дедушке удалось переправиться через Чёрное море в Сухуми, где после он и встретил Еву Хачиковну Демирян.
Её семья тоже познала немало горя: отец, Хачик Бедросович Демирян, погиб, купаясь в реке Сера. Мать, Анна Богосовна Киян, с детьми бежала из родного края в Сухуми, а затем в Краснодарский край, на хутор Шаумян (ныне Цветочный).
В 1913 году к Еве приехал родной брат, но, узнав в 1915-м о погромах армян в Западной Армении, поспешил вернуться в село Сера. Там он узнал, что турки обезглавили его родителей и четырёх братьев вместе с семьями. Потрясённый горем, мужчина был вынужден бежать в Россию. Некоторое время он жил на хуторе Шаумян у сестры Анны Богосовны, но впоследствии решил вернуться на родину, чтобы отомстить. С тех пор он пропал без вести.
Из воспоминаний Ануш Аиковны Каракян (Узлян):
«Мама моей бабушки Ева Хачиковна Киян-Демирян похоронена в посёлке Тульский Майкопского района. У моих дедушки Саркиса Торосовича и бабушки Евы Хачиковны, было десять детей: шесть сыновей — Вагаршак, Гамаяк, Гомпарц, Эдвард, Вартан и отец Аик — и четыре дочери — Арусяк, Анжела, Гайкуи и Анаида.
После войны Вагаршак вернулся в Абхазию и стал отцом четверых детей. Гамаяк служил в морской пехоте во время Великой Отечественной войны. Он погиб на Сапун-горе в Севастополе.
Аик Узлян — отец двух сыновей и двух дочерей. У Вартана двое сыновей, а у Эдварда — три дочери.
После смерти Евы Хачиковны заботы о доме взяла на себя Арусяк. В 45 лет она умерла от болезни, так и не создав своей семьи.
У Анаиды три дочери, у Анжелы — сын и дочь. Младшая сестра, Гайкуи, тоже не вышла замуж и не родила детей. Она ушла из жизни из-за болезни».
После прибытия в Сухуми из Турции переселенцы столкнулись с трудными условиями жизни. Климат был влажным, а местность заросла густыми лесами. Когда-то здесь жили казаки, но из-за неблагоприятных условий они покинули эти места.
Личная и творческая биография Аика Узуляна
Аик Саркисович Узлян с детства страдал от ревматизма. Каждую неделю его возили на телеге за 10 километров в больницу, где делали инъекции. В это время он научился играть на кеменче — традиционном армянском инструменте, который привезли из Западной Армении. В семье его всегда называли именно так.
Во времена проживания семьи Аика в Турции, его отца, Саркиса, часто приглашали на свадьбы, где присутствовали состоятельные армяне и турки. По словам Саркиса, армяне составляли большинство населения в их районе, хотя они и жили бок о бок с турками.
Аик Саркисович окончил всего четыре класса и посещал уроки игры на скрипке. Однажды отец забрал его с занятий и сказал: «Ты хорошо играешь, идём, нужно сыграть на свадьбе». Они отправились высоко в горы, где Айку пришлось исполнять танцевальные мелодии на кеменче.
“Сижу на табуретке, ноги не касаются земли, играю на кеменче, а вокруг весело танцуют взрослые люди”
Аик Саркисович Узлян был призван в армию в 1940 году. На фронте он служил в 28-й стрелковой роте, в 2227-м стрелковом полку и в 214-м артиллерийском Трансильванском полку 38-й стрелковой дивизии (1941–1943). Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин объявил благодарность всему личному составу соединения. За взятие Сату-Маре и Карей — важных опорных пунктов обороны противника. Это позволило завершить освобождение Трансильвании. За овладение Эгером и Сиксо — ключевыми городами Венгрии. За захват Мишкольца — крупного узла коммуникаций и мощного опорного пункта, важного центра военного производства Венгрии. Узлян Аик был удостоен медали «За оборону Кавказа» за участие в героической обороне региона. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года присвоил ему это высокое звание. Медаль была вручена 1 марта 1945 года по распоряжению Президиума Верховного Совета СССР.
Аик выполнял не только боевые задачи, но и другие важные функции. Он был санитаром, парикмахером и даже удалял больные зубы. Его фронтовой кожаный чемоданчик коричневого цвета, наполненный инструментами, до сих пор хранится в семье.
После войны Аик женился на Такуги Агасаровне Калайджан. Она ждала его долгих семь лет.
Отец Такуги, будучи подростком, вместе с двоюродным братом чудом спасся от резни: они сели на первый попавшийся корабль и отправились в Сухуми. Около двух месяцев ребята жили на берегу Чёрного моря; ночевали, где придётся. Пока однажды не встретили пожилого односельчанина, который помог им встать на ноги.
В 1947 году молодая семья Узлян переехала из села Шаумяновка Гульрипшского района Абхазской Автономной области в Краснодарский край, в хутор Шаумян, ныне посёлок Цветочный Майкопского района. Аик Узлян с женой Такуги вступили в колхоз «Путь к коммунизму» и одновременно вели личное подсобное хозяйство. Сначала жили в квартире, потом приобрели дом. Аик отремонтировал его, постелив дощатый пол, что тогда было редкостью. Тагуги украшала жилище кружевными занавесками, вязала и шила. Она обшивала соседей, мастеря платья, брюки и рубашки. Владея армянским, турецким и грузинским языками, Тагуги быстро освоила русский и вскоре тоже начала работать в колхозе. В семье общались на армянском и русском, но ссорясь, переходили на турецкий, чтобы дети не понимали.
На участке в тридцать соток выращивали картофель, кукурузу, фасоль, огурцы, помидоры, лук, чеснок, другие овощи и клубнику. Был и фруктовый сад. Аик, плотник по профессии, строил в колхозе производственные здания, жилые дома и фермы. Он был мастером на все руки. Когда мост через речушку (ныне река Кремёнка) смыло, Аик самостоятельно построил новый. Он всегда был готов прийти на помощь.
Дочь кеманчиста, Ануш Каракян (Узлян), вспоминает отца как искреннего, отзывчивого, добродушного и жизнерадостного человека. Активно участвуя в трудовой и общественной жизни, он всегда находил время для любимого увлечения — игры на кеменче. Музыка дарила ему вдохновение. Иногда он играл во дворе на лавочке, собирая вокруг себя соседей и односельчан. Люди накрывали столы, общались, танцевали и веселились. Аика Саркисовича приглашали играть на свадьбах не только амшенские армяне Майкопского района, но и жители других поселений Краснодарского края.
Ещё он сам изготавливал кеменчи. Люди приезжали к нему издалека, чтобы приобрести национальный инструмент, но нередко он, щедрый по натуре, просто дарил его. Аик Саркисович подолгу беседовал с каждым гостем, а затем провожал его с той же теплотой, что и близкого родственника.
В 1984 году в посёлок из Еревана приехал этнограф Володя Яйлян. Услышав игру Аика Узляна, он предложил создать ансамбль. Аик с энтузиазмом принял идею и почти каждый вечер стал играть на кеменче в местном ДК. Любителей потанцевать было много: приходили работники завода ЖБИ и колхозники, жители разных возрастов из Майкопа и Тульского. Так продолжалось четыре месяца.
Однажды Аик посетовал дочери Ануш, что, хотя люди и танцуют с удовольствием, организованного ансамбля не получается. Ануш, зная любовь отца к музыке и сцене, решила ему помочь. Не имея специального образования, она взяла на себя роль художественного руководителя. Начался отбор участников, репетиции, разговоры о дисциплине, взаимоуважении и слаженности. Репертуар сформировали быстро, включив в него народные мелодии, танцы, песни, частушки на амшенском диалекте и, конечно же, кеманчу. Так родился коллектив «Амшен».
Ансамбль «Ашмен»
Аик Саркисович Узлян и ансамбль «Амшен»
Первый концерт ансамбля состоялся в ДК посёлка Цветочный, затем последовали выступления в Тульском, Кужорской, Шаумяне, на стадионе районного центра и в Пролетарском. После концерта в последнем решили создать свой ансамбль.
«Мы с отцом радовались, что наша инициатива нашла отклик. Нашей целью было возрождение и сохранение культуры. Благодаря Володе Яйляну и директору Цветочного совхоза Аслану Ибрагимовичу Чухо нам сшили костюмы и оплатили поездку в Армению», — вспоминает Ануш Аиковна. В 1985 году ансамбль вместе с группой из хутора Пролетарского отправился в Армению, получив разрешение от Министерства культуры Адыгейской автономной области. Там «Амшен» продемонстрировал свою уникальность. Особенно запомнились виртуозная игра на кеменче Аика Саркисовича Узляна и руководителя ансамбля «Тртрук» из Пролетарского, Айказа Мкртычевича Закарьяна. В знак признательности музыканты подарили инструмент, изготовленный Аиком, преподавателю музыки Ереванского университета, где учились как местные, так и иностранные студенты.
Ансамбль выступал на сцене института, в доме глухонемых, на открытых площадках Еревана и в общежитии для студентов из разных стран. Удивительно, но молодые люди из Англии, Колумбии, Сирии, Франции и Ирана с лёгкостью исполняли армянские народные танцы под аккомпанемент кеменче.
12 сентября 1990 года Аик Саркисович ушёл из жизни, так и не осуществив мечту посетить историческую родину предков. Его искусство игры на кеменче продолжает внук.
В хуторе Пролетарском Майкопского района, по примеру шаумянцев, Айказ Закарьян создал при Доме культуры коллектив народного танца «Тртрук».
Айказ Мкртычевич Закарьян
Айказ родился в Сочи и начал играть на кеменче в раннем возрасте.
Он участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. Во время войны, в период антисемитских акций, евреев преследовали. Во время одного из таких облав Айказа приняли за еврея и приговорили к расстрелу. Всю группу, включая Айказа, расстреляли. Чудом выжив после казни, получив тяжёлые ранения, он лежал под трупами до ухода нацистов. Затем бежал и попал в ленинградский госпиталь.
После войны Айказ работал в колхозе и на ВДНХ в Москве, был награждён медалями и автомобилем «Жигули». Переехав в 1959 году в хутор Пролетарский, Айказ стал местной легендой, играя на кеманче на всех праздниках. Музыкант скончался в 1988 году, а местный Дом культуры теперь носит его имя.
Источники: из рассказов Ануш Аиковны Узлян, Андрея Владимировича Каракяна, Вагинака Айказовича Закарьяна.
Фотографии из личного архива семьи.