«Театр не может быть одинаковым»: интервью с режиссёром Эдгаром Закаряном

«Театр не может быть одинаковым»: интервью с режиссёром Эдгаром Закаряном

«Театр — это постоянный диалог со зрителем», — убеждён режиссёр Эдгар Закарян. Он ставит спектакли в БДТ, Театре на Таганке и других известных площадках, а в период пандемии даже перенёс классику в виртуальный мир Minecraft. В интервью Армянскому музею он рассказал о важности зрительской реакции, поиске новых форм и о том, как идти в ногу со временем, сохраняя верность вечным театральным ценностям.

— Эдгар, как Вы пришли в театральную режиссуру? Осознанный выбор, детская мечта или стечение обстоятельств?

— Изначально я учился на актёрском. Сначала я поступил в ГИТИС — проучился около полугода, взял паузу и ушёл. Через какое-то время снова решился попробовать, на этот раз — в РГИСИ (Санкт-Петербург). Поступил. Но не знаю, к счастью или к сожалению, и оттуда ушёл примерно через полгода.

Интуитивно я понимал, что актёрство — это не моё. Я честно признавал: как артист я, мягко говоря, не блистал. Мне всегда было интереснее придумывать, строить миры, находиться по другую сторону — где всё начинается.

Однажды я начал ощущать, что мне ближе именно эта территория. Тогда это был лишь зачаток понимания, что мне интереснее не выходить на сцену, а создавать её и всё, что на ней происходит.

К тому времени я стал больше читать. Говорю «к тому времени», потому что, к сожалению, в юности книги занимали меня мало. Потом я начал интересоваться режиссурой уже сознательно — изучать, кто где преподаёт, какие мастерские существуют, кто кого набирает.

Так я пошёл поступать во ВГИК. И параллельно поехал в Петербург к Андрею Могучему. Я уже слышал его имя и видел спектакль «Гроза», который тогда произвёл на меня очень сильное впечатление. В итоге меня приняли и во ВГИК, и в мастерскую Андрея Могучего. Я выбрал учиться у Могучего.

 

Спектакль Эдгара Закаряна «Рыжий. Я всех любил. Без дураков». Театр на Таганке. Источник

— Обучение у Андрея Могучего — это значительный этап в жизни любого молодого режиссёра. Что Вам дал этот опыт?

— Этот опыт меня закалил. У нас было очень интересное обучение со множеством разных мастер-классов. При этом не было ощущения, что тебя «учат» в классическом смысле. Если тебе это действительно нужно, ты впитываешь знания, если нет — медленно тонешь. Это жестокая профессия, и отбор в ней тоже жестокий. Как писал Ницше: «Падающего — толкни» («Так говорил Заратустра»). В театре всё ровно так: если актёр плохо сыграл — виноват режиссёр, а если хорошо — просто скажут, что актёр талантливый. Это неблагодарная профессия, требующая постоянной вовлечённости.

И, что важнее закалки и обретения «стального» характера, — воспитание вкуса и чувств. Понимание, что хорошо, а что плохо. Умение видеть подлинное и распознавать «дыры» в спектаклях или фильмах, чувствовать неточное существование в жанре.

— Расскажите о Вашем опыте создания виртуальных Minecraft-спектаклей. Что Вас вдохновило на этот эксперимент, и какие выводы Вы сделали из этой работы?

— Это была первая волна ковида. Я тогда учился, кажется, на третьем курсе. Учёба приостановилась и перешла в дистанционный формат. Я уехал из Петербурга обратно в Москву. Сидел дома.

Честно говоря, уже не помню, как именно это пришло в голову, но мысль была примерно такая: а что, если перенести театр в компьютерную игру и попробовать сделать спектакль там?

После этой безумной идеи я позвонил своему мастеру и рассказал. Мне казалось, что Андрей Анатольевич отреагирует скептически, потому что идея выглядела странно. Но он сказал: «Пробуй».

И мы начали искать, кто мог бы создать копию БДТ в компьютерной игре Minecraft. Нашли мальчика лет 13, который взялся за это. И он действительно сделал точную цифровую копию театра — сцену, зал, всё. Когда проект был готов, я показал его Андрею Анатольевичу. Ему понравилось, и он сказал: «Ставь спектакль».

Тогда я выбрал артистов из труппы театра, и первой постановкой стал «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. Репетировали дистанционно. Актёры подключались из дома, заходили в игру, и мы встречались прямо на сцене — в Minecraft.

Начали вместе изучать механику игры, пробовать, как можно использовать её инструменты, чтобы сыграть «Вишнёвый сад» в этом новом пространстве. Звучит странно, я понимаю, но мы это сделали. И видеозапись спектакля до сих пор есть на YouTube.

Какой главный вывод я для себя сделал? Парадоксально: мы вроде бы максимально отдалились от привычного театра, но всё равно никуда от него не ушли. Какую бы фантазию ни придумали, мы вернулись к сцене. К чёрной коробке. К пространству, где встречаются актёры и зрители. Наверное, именно это — самое удивительное.

 

Minecraft-спектакль БДТ «Вишнёвый сад». Источник

 

— Вы довольно рано начали ставить спектакли на профессиональной сцене. С какими трудностями Вы столкнулись и как их преодолевали? Были ли какие-то препятствия, связанные с Вашим возрастом?

— Дело в том, что во время обучения нам давали возможность сотрудничать с профессиональными артистами с большим стажем — народными и заслуженными, приглашая их участвовать в наших студенческих постановках из труппы театра. Уже тогда, будучи студентами, мы сталкивались с непростой задачей — работать с масштабными личностями. К моменту выпуска я был к этому готов.

Однако после окончания учёбы, когда я начал ставить вне стен родного театра в Москве, мне вновь пришлось столкнуться с рядом известных людей. Естественно, на первых порах они относились ко мне с недоверием — я только что выпустился, был для них неизвестным молодым человеком. У них не было оснований доверять мне, ведь они просто не знали, кто я такой.

Многие вставали в позицию внутренней защиты, и мне приходилось доказывать свой профессионализм, завоёвывать доверие. Работа становилась вдвое, а иногда втрое сложнее: сначала нужно было установить человеческий контакт и только потом переходить к творческому процессу.

 

Спектакль Эдгара Закаряна «Гранатовый уксус» (по мотивам рассказа «Зулали» Наринэ Абгарян). Источник

Репетиция спектакля «Гранатовый уксус».
Источник

— В одном из интервью Вы описывали свой режиссёрский метод как «вертикальный». Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом?

— Я бы не сказал, что это мой основной метод. Скорее, я просто однажды поставил спектакль таким образом.

Вертикальный метод — это когда сначала определяется основная тема, идея спектакля, его тональность, месседж, ритм, жанровое направление. И только потом режиссёр начинает работать с персонажами, разбирать нюансы игры актёров.

А при горизонтальном методе режиссёр может двигаться от сцены к сцене, опираясь на актёрскую импровизацию, искать постановочное решение через сам процесс, через то, что предлагают актёры, через их видение. Здесь работа идёт как бы «вширь», а не «вверх-вниз».

Проще говоря: вертикальный метод — это сначала общее видение, потом детали. Горизонтальный метод — наоборот: сначала детали, а потом из них складывается общая картина.

— Что для Вас важнее в театре: форма или содержание? Как Вы находите баланс между этими двумя составляющими?

— Для меня, в первую очередь, важно, о чём всё это. А как я нахожу баланс… Не знаю. Это, наверное, философский вопрос, и у меня нет конкретного ответа.

Я думаю, что всё сводится к умению слушать себя. Это вопрос наития и чутья — того, что невозможно объяснить логикой.

Здесь многое зависит от характера, воспитания, мировосприятия. Всё это — детали одной невидимой мозаики, собрать которую можно лишь интуитивно. Можно, наверное, назвать это талантом.

 

Спектакль Эдгара Закаряна «Мой бедный Марат» (по пьесе Алексея Арбузова). Театр на Таганке. Источник

— Насколько важна для Вас реакция зрителя? Влияет ли она на Ваши творческие решения?

— Реакция зрителя, конечно, важна, и её нужно брать в расчёт. Но в пределах разумного: будет десять человек — будет и десять разных мнений. Я, признаться, всегда интересуюсь у администрации, сколько человек ушло в антракте. Но мне кажется, самая важная миссия театра — это всё-таки давать пищу для ума, воспитывать зрителя, нести какую-то мысль.

Что я имею в виду? Зритель может не понять и уйти. Я допускаю, что он может не понять только сегодня. Зато, возможно, он пойдёт домой, задумается, и что-то у него в голове перевернётся.

Когда я репетирую, я думаю: поймут ли меня? Правильно ли я всё делаю? Это постоянный внутренний диалог со зрителем ещё до встречи с ним.

И я думаю, что это нормальная здоровая позиция.

— Каковы Ваши дальнейшие творческие планы? Есть ли какие-то проекты, которые Вы хотели бы реализовать? Возможно, связанные с продвижением армянской культуры в театральном искусстве?

— Планы у меня, конечно, грандиозные. Точнее сказать, мечты. Их у меня много.

Что касается Армении, у меня есть одна дорогая мечта: я бы очень хотел поставить балет в Ереване. К сожалению, у меня нет нужных контактов, я не знаю, к кому обратиться, да и пока меня туда не зовут. Возможно, я ещё слишком молодой и малоизвестный — и в Армении, и здесь. И это я говорю без шуток и ложной скромности.

— Как Вы видите будущее театра в современном мире, где все больше размываются границы между реальностью и виртуальностью? Театру — быть?

— Театр не просто существует — сегодня он набирает обороты. Я смотрю на зал — публика самая разная. Раньше — в основном старшее поколение, сейчас — много молодёжи. И это, конечно, вдохновляет.

Нам нужно идти в ногу со временем, чувствовать день, в котором мы живём, вслушиваться в то, что происходит вокруг, а потом пытаться передать это через диалоги, действия, образы, тишину, паузы.

Театр не может быть одинаковым. Он должен быть разным, очень разным. Всё зависит от того, какую историю ты собираешься рассказать и как именно ты это изобразишь на сцене. Это и есть самое важное.

Беседовала Анна Владиславская

«Театр не может быть одинаковым»: интервью с режиссёром Эдгаром Закаряном