Урарту: Хронология раскопок и открытий. Часть 6. Эребуни

Урарту: Хронология раскопок и открытий. Часть 6. Эребуни

В заключительном материале, посвящённом хронологии раскопок и открытий, связанных с Урарту, поговорим о том, как 1950-е обогатили познания в области истории древнего мира.

 

Урарту. Краткая хронология раскопок и открытий на основе материалов атласа «Историческая картография Армении» Затика Ханзадяна

  • 1827: Экспедиция Фридриха Эдуарда Шульца к озеру Ван и открытие Урарту.

  • 1848: Отец Нерсес Саркисян посетил Ван и Топраккале.

  • 1850: Лейард продолжил исследования в районе Вана, на скале и холме Топраккале. Клейтон и Рейнольдс обнаружили там храм со значительными сокровищами. В 1898 году Леман и Бельк продолжили тайные раскопки.

  • 1870: Гийяр расшифровал клинописные таблички, найденные Шульцем.

  • 1878: Рассам обнаружил бронзовые пластины ворот Балавата, посвященные походам Салманасара III против Араме из Урарту.

  • 1911: Орбели раскопал стену из красного мрамора, подтвердив значение ванских памятников для изучения урартских монументов.

  • 1916: Российское археологическое общество начало раскопки. Марр исследовал Топраккале, а Орбели расчищал ниши на северном склоне Ванской скалы (Дверь Мгера, Дверь Сокровищ).

  • 1927: Обнаружен храм Халди на озере Севан.

  • 1934: Открыта Тейшебаини, последняя столица Урарту.

  • 1936: Демёхин обнаружил крепость Тейшебаини (Кармир-Блур) на холме возле Еревана.

  • 1950: Открытие Ирпуни благодаря надписям на Арин-Берде (Гянлы-Тапа на юге Ереванского района). Р.Д. Барнетт исследовал реконструкцию трона Урарту (раскопки Топраккале).

  • 1950–1960: Продолжение исследований.

  • 1955: Фридрих Вильгельм Кёниг провел исследование — Handbuch der Chaldäischen Inschriften.

  • 1958: Раскопки в Армении. М.Э.Л. Мэллоуан руководил раскопками в Нимруде (Кальху).

 

 

Руководитель археологической экспедицией, занимавшейся раскопками древнего Урартского города Эребуни, Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, археолог Константин Оганесян исследует клинописную надпись царя Аргишти I у входа в храм «Суси» в Эребуни, обнаруженную в 1956 году. Автор снимка: Валерий Шустов. 1968 год. Источник

 
 

1950: Открытие Эребуни

Эребуни (Ирпуни, Ирепуни, Эревани) находится на холме Арин-Берд на территории современного Еревана. Город был основан урартским царём Аргишти I в 782 году до н.э. для укрепления позиций Урарту в Араратской долине. Считается одной из древнейших крепостей мира.

25 октября 1950 года во время археологической разведки архитектор Константин Левонович Оганесян нашёл два базальтовых камня с клинописью: на одном из них сообщилось о строительстве зернохранилища урартским царём Сардури II, другой приписывал постройку крепости Эребуни царю Аргишти I.

После этой находки возникло предположение, что Арин-Берд скрывает руины древнего города. Раскопки продолжились в 1952 году, а вели их экспедиции Института археологии и этнографии АН Армянской ССР и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина под руководством Бориса Борисовича Пиотровского.

Так как много предметов с надписью «Эребуни» нашли в соседнем Тейшебаини, были сомнения в местоположении города и в том, что табличка, найденная Оганесяном в 1950 году, попала на холм случайно. В 1958 году обнаружили ещё одну надпись об основании города Аргишти I — теперь уже на камне, заложенном в древнюю стену. Так сомнения в местонахождении Эребуни были окончательно развеяны.

1950: Вклад Барнетта

Раскопки древних армянских городов во второй половине XIX века больше напоминали поиски сокровищ, нежели научные исследования. Нередко найденные предметы оказывались у перекупщиков, откуда попадали в частные и музейные коллекции России и Европы. Часть предметов оказалась в фондах Британского музея, где пролежала несколько десятилетий. В 1950 году Британский археолог, хранитель Отдела западноазиатских древностей Британского музея Ричард Дэвид Барнетт (1909–1986) описал урартские артефакты, в числе которых был и трон, покрытый позолотой и клинописью.

 Из письма антиквара из Вана профессору К. Паханову (1884):

«В прошлом году англичане хорошенько покопались в этих обширных руинах за счет Британского музея. Было обнаружено красивое здание, напоминающее дворец. Однако, несмотря на все расходы, они выкопали лишь единственный щит и маленькую статуэтку, подобную найденным мною. Этим открытиям британская пресса приписала важнейшее значение. Они собираются тщательно исследовать это место во всех деталях. Когда-то там было обнаружено несколько великолепных предметов, таких, как невероятно большой трон, сплошь покрытый клинописью и позолотой. Однако должен с прискорбием упомянуть о том, что, вернувшись из Европы, я узнал, что он был разбит и уничтожен».

 

 

План крепости в экспозиции Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». Изображение из открытых сетевых источников

 

1950–1960: Продолжение исследований

Востоковед Борис Пиотровский в книге «Ванское царство (Урарту)» отразил исследовательские процессы 1950-х годов:

«В 1950 г. по поручению Отдела охраны исторических памятников Комитета культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Армянской ССР архитектором К.Л. Оганесяном, при консультации Б.Б. Пиотровского, были произведены консервационные работы с небольшими по объёму раскопками, во время которых были найдены два камня с клинописями. В одной из них, принадлежавшей Аргишти I, рассказывалось о постройке города Эребуни, а в другой о сооружении царём Сардури II зернохранилища. Таким образом, при помощи клинописи, найденной на холме Арин-берд, удалось точно определить местоположение урартского города Эребуни. Вторая надпись Аргишти I о постройке Эребуни обнаружена при раскопках 1958 г.

 

Одна из находок 1950 года. Источник

 

В 1950 и 1951 гг. исследование Арин-берда производилось кармир-блурской экспедицией Академии наук Армянской ССР и Государственного Эрмитажа (Б.Б. Пиотровский и К.Л. Оганесян). В крепости было раскопано большое удлиненное помещение, по-видимому, храмового назначения, в котором обнаружены остатки осыпавшихся росписей орнаментальные фризы, изображения деревьев с божествами по их сторонам, а также фигуры бога (вероятно, Халди), стоящего на льве.

С 1952 г. раскопки Арин-берда продолжались совместной экспедицией Академии наук Армянской ССР и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (К.Л. Оганесян, И.М. Лосева, при научной консультации Б.Б. Пиотровского). В 1956 г. там же отрядом Академии наук Армянской ССР (М.А. Исраелян) было открыто небольшое прямоугольное сооружение, на цокольных камнях которого по обеим сторонам входа помещены две надписи, одинаковые по содержанию, рассказывающие о сооружении царем Аргишти I для бога Иуарше (Иубше) святилища, определенного в тексте термином суси.

Отряд Музея им. Пушкина (И.М. Лосева, C.И. Ходжаш) работал в части, примыкающей к помещению с росписями. Раскопки выявили значительные перестройки крепостных сооружений: многие дверные проемы были заложены, а сами помещения переделаны, кладовая с карасами для вина была разрушена и сравнена с полом.

Наиболее интересным результатом этих работ явилось открытие большого зала, имевшего 30 деревянных столбов-колонн, от которых сохранились лишь каменные основания баз в углублении пола. Этот зал, по форме совпадающий с ахеменидскими ападанами, рассматривался первоначально как урартский прототип, но архитектурное исследование его, проведенное К.Л. Оганесяном, показало, что он построен в два приёма и что форму ападаны он принял уже на втором этапе строительства.

Раскопки позволили установить, что крепость Эребуни погибла не внезапно при пожаре, не во время нападения врагов, а была заброшена, причем сокровища из её кладовых были перевезены в другую крепость (Тейшебаини). Это объясняется изменением системы административного управления окраин урартского государства, направленным против чрезмерно возвысившихся наместников окраинных областей. Именно в то время в Закавказье потерял своё значение крупнейший урартский административно-хозяйственный центр Аргиштихинили и пришли в упадок другие крепости, построенные в первую половину истории Урарту, при царях Аргишти I и Сардури II. Крепость Эребуни была заброшена, но не разрушена, как Тейшебаини, и в таком заброшенном состоянии она пережила новые урартские центры, которые были разгромлены и сожжены в конце VII или в начале VI в. кочевыми племенами.

После гибели Тейшебаини на его развалинах жизнь не возобновлялась, в Эребуни же продолжалась жизнь и позднее, уже в ахеменидский период. На это указывают находки трёхгранных наконечников стрел ромбической формы без втулки, характерных для ахеменидского времени, бронзовые удила, составленные из колец, и бусы. Но самым важным основанием для такой датировки являются найденные в 1956 г. две серебряные монеты города Милета, датирующиеся V в., но не ранее 478 г. В свете этого можно считать вероятным, что и оформление тридцатиколонного зала-ападаны также относится к послеурартскому периоду».


 

Фрагмент каменного водопровода Эребуни. Источник

 

Анекдот про Урарту

А напоследок забавная история из воспоминаний востоковеда Игоря Михайловича Дьяконова:

«В тот год (1935) Ереховичу, Липину и мне читал курс истории Ассирии и Вавилонии Василий Васильевич Струве. В третий раз я слушал изложение его концепции о рабовладении на древнем Востоке, о частной собственности на «высоких полях», о деспотизме. Нового было мало. Печально качая седовласой головой, как бы с упрёком Хаммурапи и Ашшурбанапалу, он говорил об их жестокости по отношению к рабам — чёрт возьми, это было уж не так актуально, тому прошло четыре тысячи лет! Нововведением была в его курсе история Урарту — было тогда такое «указание»: «Урарту — древнейшее государство на территории СССР».

И опять с тоном упрёка Василий Васильевич говорил тоненьким голосом, качая своей огромной головой:

— Урарту, да, конечно, это было первое государство на территории СССР. Но, к сожалению, к сожалению, мы должны признать, вот признать, — и он разводил коротенькими толстыми ручками, — что Урарту, вот видите, было менее развитым по сравнению с Вавилонией. Потому что, ведь, знаете, вавилоняне сумели использовать воды Евфрата и Тигра для ирригации! Это создало великую, знаете ли, цивилизацию, которая имела огромное мировое значение. А урарты, к сожалению, они не смогли использовать вод Ванского озера...

Я не удержался и сказал с места:

— Василий Васильевич, Ванское озеро солёное. — И тем навеки испортил свои отношения с академиком».


Электронную версию атласа «Историческая картография Армении» Затика Ханзадяна можно получить, отправив запрос на info@armmuseum.ru с указанием цели (научное исследование, подготовка материалов).


Источники:

  1. Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) / отв. ред. И.А. Орбели. — М. : Издательство восточной литературы, 1959. — 286 с;

  2. И.М. Дьяконов. Книга воспоминаний. СПб.: Фонд регионального развития Санкт-Петербурга, Европейский Дом, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 1995. —  770 с;

  3. По страницам истории : Урарту. Нохчий. Армения. Армянский взгляд;

  4. Затик Ханзадян. Историческая картография Армении.

Урарту: Хронология раскопок и открытий. Часть 6. Эребуни