Редакция

«Вишапагорги» – легендарные «драконовые» ковры Армении XIV-XVII веков

Редакция
«Вишапагорги» – легендарные «драконовые» ковры Армении XIV-XVII веков

Ковроделие в Армении – не только неотъемлемая часть быта, но и важнейшая отрасль декоративно-прикладного искусства. Среди ковров других народов Востока армянские выделяет самобытный орнамент, сочетающий в себе геометрический узор с изображениями цветов и животных. Ковры в Армении производились на протяжении многих столетий, и в XIV веке возник особый вид – «вишапагорги». Какими бывают «драконовые» ковры? Чем «крылатый» орнамент отличается от «орлиного»? Разбираемся в нашем материале.

Армянское декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось отражением ценностей, в которых воплотились исторические судьбы страны, глубина и образность художественного мышления народа, его представления о прекрасном. Виды национального искусства объединяет единая художественная система: тонкие узоры кружев и вышивок перекликаются с камнерезными орнаментами хачкаров; цветовая гамма ковров, стройность и богатство их композиций отражают структуру оформления иллюстрированных рукописей; в ювелирных изделиях, несмотря на их миниатюрные размеры, можно рассмотреть элементы архитектурного декора.

Вишапагорг XVI века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Вишапагорг XVI века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Особое место в армянском декоративном искусстве занимает ковроделие – древнейший вид ткачества. Ковры в Армении производились издавна во всех ее исторических провинциях. Наличие необходимого сырья – овечьей шерсти и красителей – стало основой для развития ремесла, а оригинальность и богатство вариаций орнаментики обеспечили армянским коврам популярность на мировом рынке и важную роль в системе классического восточного ковроделия.

Ковры и карпеты вешали на стены, ими устилали полы, покрывали сидения, постели, сундуки, использовали вместо одеял. Коврами также завешивали дверные проемы и алтари, из них изготовляли попоны, различные мешочки и чехлы. Орнаменты осваивались ткачами по-разному. Иногда нужные цвета пряжи и количество узлов указывал мастер. Порой рядом со станком находился образец, но иногда рисунок воспроизводился по памяти, что приводило к относительной свободе исполнения.

Арцвагорг XVII века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Арцвагорг XVII века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

«Вишапагорги», или «драконовые» ковры XIV-XVII веков

Армянские ковры можно разделить не только по технике исполнения и регионам: особую роль в классификации играют узоры и символы. Самую древнюю и не имеющей аналогов во всем искусстве ковроделия группу составляют «вишапагорги», то есть «драконовые» ковры. Их композиция, на первый взгляд невероятно сложная и сумбурная, на самом деле имеет определенную систему: площадь изделия заполнена вертикальным, постепенно развивающимся узором. Зеркальное отражение композиции делит ковер по центру на две части. Другая особенность – замысловатая комбинация разнохарактерных элементов.

Для «вишапагоргов» характерно сочетание растительных и животных мотивов, которые символизируют связь всех природных компонентов, пребывающих в глубоком покое и находящихся в то же время в непрерывном движении и внутреннем противостоянии. Важным, хотя и не центральным звеном композиции, является сам вишап – дракон. Центр поля ковра часто пересекает воображаемая ось, вокруг которой располагаются розетки, составленные из лепестков и распустившихся цветов. Иногда ряды розеток образуют перистый узор, напоминающий крылья. Орнамент зачастую ассоциировался с птицей-феникс – такие ковры составили отдельный тип «вишапагоргов».

Вишапагорг XVI века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Вишапагорг XVI века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Виды «вишапагоргов»

«Вишапагорги» можно разделить на несколько групп. Первая – ковры с древом жизни, в композиции которых выделяются стройные деревья. Одно из самых знаменитых изделий с таким сюжетом называют «Ковром Графа», который сейчас хранится в Берлинском музее.

Ковры второй группы «феникс» имеют характерный орнамент, распадающийся на три ряда с «крылатыми» ответвлениями, которые образуют ромбовидные розетки. Напоминающий крылья узор составляет композицию, в которой можно рассмотреть борьбу вишапа с птицей-фениксом. Самым древним образцом из дошедших до нас считается фрагмент ковра XVI века, находящегося в Лондонском музее Виктории и Альберта.

Вишапагорг XVII века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Вишапагорг XVII века. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Третий тип «вишапагоргов» – «орлиные» ковры, или «арцвагорги». Для них характерны лучистые розетки с отростками, которые ткачи называли «орлами». На желто-белом или желтом фоне этих розеток выделяются темно-красные, коричневые или черно-коричневые стрелки, подчеркивающие центральный элемент – подобие солнечного диска. Происхождение ковров этой группы, вероятнее всего, связано с Арцахом и ковроделием Шуши.

В XVII веке возник также растительно-геометрический тип ковров со своими композиционными особенностями. Он включал подтипы «Гуар», ковры с восьмигранниками и другие. Тогда же появились «картушные» ковры. Впоследствии орнаменты становились все сложнее. Ковроделие в Армении развивается и по сей день: традиционные особенности этого ремесла используются современными мастерами и художниками.

Ковер «Гуар», 1680. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Ковер «Гуар», 1680. Фото из книги М. Казарян «Армянские ковры»

Источник: Казарян М. Армянские ковры, 1985.

Фото обложки: pinterest

«Вишапагорги» – легендарные «драконовые» ковры Армении XIV-XVII веков