0
0

Айрены

Айрены

0.00

Айрены 

 монострофическая твёрдая форма армянской средневековой поэзии. Состоит из четырех 15-сложных стихов[1][2]. В средневековой Армении айрены исполнялись в песенной форме.[3]

Айрены являются вершиной армянской любовной лирики XIV — XVI веков, корнями уходят в фольклор, из которого почерпнуты мотивы и формы. Любовь, горькая судьба скитальца-пандухта, философские раздумья являются основными мотивами айренов, в большинстве своем однострофных стихов, являющимися функциональным армянским эквивалентом сонета. Для айренов характерны культ чувства любви, поклонение возлюбленной, как святыне.[4] Иногда используются библейские образы и мотивы, но они включаются в изображение реальной любви.[5] Во многих айренах наблюдается отход от традиционно пышного описания женской красоты и обнаруживается тончайший художественный вкус автора.

Своей психологической глубиной и разносторонностью айрены заметно обогатили армянскую любовную лирику. Самые сильные айрены — это стихи о страдании, горечи, разлуке. В любовных айренах отражался весь гуманизм поэтов. Настолько глубока была вера поэтов в человека, что даже в мыслях не допускалось измены в любви, которая сравнивалась со снегопадом средь лета. Подобные воззрения на любовь находились в противоречии с обычаями феодального общества, попирающими свободные чувства человека

Add To Cart

О жанре

Айрен состоит, как правило, из четырёх пятнадцатисложных строк (изредка из пяти). Каждая строка отчётливо делится цезурой на две полустроки. Двухсложная и трёхсложная стопа строго чередуются. Таким образом, ударными в каждой строке оказываются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 12-й, 15-й слоги. Рифма мужская, обычно сквозная (созвучны окончания всех четырёх строк). Иногда присутствует дополнительная рифма: некоторые середины строк, обозначенные цезурой, рифмуются друг с другом, либо с окончанием своей или соседней строки. В соответствии с этими особенностями некоторые русские переводчики (например, В.Я. БрюсовП.Г. АнтокольскийВ.К. Звягинцева) передавали айрены четверостишиями, а некоторые (например, Н.И. ГребневА.С. Кушнер) — восьмистишиями.

Иногда айрен выступает только как форма, а не как стихотворная единица, законченное произведение. Так, форму айренов имеют строфы «Прекрасной и благородной оды» — средневековой армянской песни о женитьбе московского царя Ивана III на царевне из Анконы (опубликована в журнале «Москва»[6]. Форму айренов имеют и некоторые из стихотворных вставок в «Повесть об Александре Македонском» (локализованная в Армении версия сочинения Псевдо-Каллисфена [7]).

Образцы айренов, Наапет Кучак


 

Образцы айренов. Наапет Кучак


Пришёл по делу, вышла ты,
и я забыл о деле,
И шагу не могу ступить,
и руки онемели.
Ну что ты делаешь с людьми,
чтоб двинуться не смели?
Любил не раз я -
в первый раз не достигаю цели.

 

Душа моя ушла из тела,
и горько плакал я:
— Душа, куда ты улетела,
в тебе вся жизнь моя?
— Я думала, что ты умнее,
безумна речь твоя:
Когда разрушен дом,
хозяин уходит из жилья.

Шла она с другим,
болтая по привычке к многословью,
Жалуясь ему на что-то,
поводя сердито бровью.
«Бог с ней, — сердце подсказало, -
отойди не прекословя,
Ведь любовь по принужденью
не считается любовью».