«Морская фигура, замри!»: пляжная идиллия в живописи Шарля Атамяна

Прозрачный воздух, блики на воде, разноцветные зонтики и радостные крики детей — всё это оживает на полотнах Шарля Атамяна. В день рождения художника, чьё имя навсегда связано с Сен-Жиль-сюр-Ви, вспоминаем «пляжный» цикл, ставший визитной карточкой и прославивший его как мастера передачи света и цвета.
Шарль Атамян. Источник
Гарабед Атамян (в будущем он возьмёт имя Шарль) родился 18 сентября 1872 года в Константинополе в семье ювелира и музыканта Мкртича Атамяна и Марии Афкерян. Окружённый искусством с детства, он рано проявил свой талант.
Учился в армянской школе в европейской части Стамбула, затем перевёлся во французскую среднюю школу Сен-Бенуа. Продолжил образование уже в Венеции: в армянской школе на острове Сан-Ладзаро дельи Армени, затем в гимназии Мурад-Рафаэлян. В 1887–1893 годах брал уроки живописи у профессора Антонио Паолетти.
Некоторое время обучался в Академии изящных искусств, но в 1894 году был вынужден вернуться в Стамбул, не окончив курса.
По возвращении работал главным дизайнером на фарфоровом заводе и вплоть до 1897 года создавал изысканные изделия, параллельно экспериментируя с акварелью. Этот период, хотя и оставил незначительный след в его творчестве, сыграл важную роль в формировании его художественного вкуса и понимания цвета и формы.
В конце 1897 года, чтобы жениться на своей возлюбленной — Мари-Жозеф Валери Снидарсич, он переехал в Париж и поселился в одной из студий Виллы искусств на улице Эжезипп Моро. Его соседями стали такие художники, как Эжен Каррьер, Пикабиа и Поль Сезанн.
В Париже Атамяну пришлось начинать всё заново. Чтобы заработать на жизнь, он брался за разную работу — иллюстрировал французские и английские журналы, сотрудничая с такими изданиями, как L’Illustration и Le Monde illustré, создавал декорации и плакаты для театров. Он художественно оформил более 150 книг, в том числе произведения Анатоля Франса, Ги де Мопассана, Анри Бордо и Рене Базена. Накопив достаточно средств, Атамян наконец-то смог открыть собственную мастерскую и полностью посвятить себя живописи. Его дебют в Осеннем салоне в 1903 году ознаменовал начало успешной карьеры. Он стал постоянным участником выставок, где его работы неизменно получали признание публики и критиков.
Во время Первой мировой войны Атамян, как подданный Османской империи оказывается под домашним арестом в Париже. В этот период он работает иллюстратором для французских и английских журналов, а также создаёт плакаты для театрального режиссёра Гюстава Кенсона.
После войны, в 1918 году, Атамян отправляется на юг Франции, где создаёт серию работ, посвящённых Марселю и его окрестностям. В 1920 году он исследует и пишет пейзажи Сен-Жан-де-Люз, а в 1921 и 1923 годах выставляется в галереях Аллар и Пти соответственно.
Лето 1923 года Атамян проводит в коммуне Сен-Жиль-сюр-Ви в Вандее — месте, которое станет знаковым для его творчества. Именно здесь, окрылённый светом, морем и атмосферой беззаботности, он создал свои знаменитые «пляжные» картины. Каждое утро, вооружившись мольбертом и красками, Атамян отправлялся на берег, стремясь остаться незамеченным и запечатлеть естественные, непринуждённые позы отдыхающих. Если кто-то замечал художника и начинал специально позировать, Атамян терял интерес и переключал внимание на детей, чья непосредственность и жизнерадостность служили ему неиссякаемым источником вдохновения.
В своих «пляжных» сценах Атамян виртуозно передавал сияние солнца, отражающегося в воде, лёгкость прозрачного воздуха и динамику морских волн. Он использовал мелкие, энергичные мазки, часто накладывая краску мастихином, чтобы создать эффект мерцания и вибрации света. Силуэты женщин и детей, написанные в контражуре на фоне сверкающего моря, словно растворяются в солнечном свете, передавая атмосферу безмятежности и радости.
За период с 1923 по 1939 год Атамян создал в Сен-Жиль-сюр-Ви более 200 картин, превратив этот уголок Франции в своеобразный музей под открытым небом.
В 1926 году Атамян принял участие в «Салоне Франции», вырученные средства от которого пошли на восстановление страны. В 1928 году он получил французское гражданство и стал членом Национального общества художников.
В 1940 году, во время Второй мировой войны, Атамян вынужден переехать в Пулен, там он создаёт новые пейзажи окрестностей Барзеля.
В 1941 году смерть жены и собственное состояние здоровья поставили точку на творческом пути Атамяна. Его последняя работа — автопортрет, написанный в том же году. С 1941 по 1947 годы он боролся с тяжёлой болезнью. Умер в своей мастерской 30 июля 1947 года.
В 1995 году его внучка передала 42 полотна художника коммуне Сен-Жиль-Круа-де-Ви, сохранив память о мастере, нашедшем здесь своё вдохновение. Помимо живописи, Атамян был талантливым керамистом, иллюстратором, портретистом, театральным декоратором, фотографом и плакатистом. Его творчество — это песнь жизни, любви и красоте, наполненная светом и радостью бытия.