Художник-ориенталист и мастер натюрморта Овсеп Пушман

Овсеп Пушман (1877–1966) — армянско-американский художник, известный своими ориенталистскими натюрмортами и портретами. В основе его художественного языка синтез восточных традиций и западный академический стиль. Член американской ассоциации искусств Парижа, член Калифорнийского Art Club, почётный член «Союза художников Армении», он вошёл в историю американского искусства первой половины XX века, но сегодня о нём вспоминают и говорят крайне редко.
Овсеп Пушман
Овсеп Пушман (Пушманян) родился в Диярбакыре в 1877 году. В 1886 году его семья перебралась в Константинополь.
Уже в 11 лет он получил именную стипендию на учёбу в Константинопольской императорской академии изящных искусств, став самым молодым студентом за всю историю академии.
В 1896 году семья была вынуждена эмигрировать в США из-за преследований армян при султане Абдул-Хамиде II. В Америке они поселились в Чикаго, где Пушман продолжил образование в Академии Смита.
Молодой художник погрузился в изучение азиатского искусства, и это оказало большое влияние на его творческий путь.
В 1910 году Пушман уехал в Париж, чтобы продолжить обучение в академии Жюлиана. Его учителями стали известные художники Тони Робер Флёри, Жюль-Жозеф Лефевр и Адольф Дешено. Здесь Пушман освоил европейские техники и усиленно работал над передачей цвета и света.
В 1914 году он получил бронзовую медаль на парижском салоне художников. В том же году вернулся в США, в 1916 году переехал в Риверсайд, штат Калифорния, где жил в гостинице «Миссия» до 1919 года. В 1918 году Пушман вместе с группой калифорнийских художников основал Ассоциацию искусств Лагуна-Бич, и в том же году был награждён премией Аккермана Калифорнийского художественного клуба.
В 1921 году Пушман снова отправляется в Париж, где открывает собственную студию. Он работает над мистическими натюрмортами, составленными из предметов из собственной коллекции.
В 1923 году художник возвращается в Штаты, но на этот раз решает обосноваться в Нью-Йорке. Его новая студия расположилась в престижном здании Карнеги-холла. В Нью-Йорке Пушман установил тесные связи с Эрвином Барри и Уолтером Лейтоном Кларком, представлявшими Grand Central Art Galleries. Его выставки в галерее, проходившие с конца 1920-х по 1966 год, были значимыми событиями в культурной жизни. Картины Пушмана привлекали внимание коллекционеров и критиков, многие работы продавались в первые дни экспозиций. Так, на выставке 1932 года все 16 картин были распроданы в первый день, включая полотно, приобретённое Метрополитен-музеем.
Персональные выставки Пушмана состоялись в ряде известных музеев и галерей, включая Художественный музей Сент-Луиса (1915), Музей истории, науки и искусства Лос-Анджелеса (1916, 1919 и 1921), нью-йоркскую галерею «Макбет» (1920), парижскую галерею Бернхайма-Жёна (1926), чикагскую галерею Финдли (1944) и Публичную библиотеку Бронксвилла (1948).
Овсеп Пушман создавал фигуративные композиции и ориенталистские натюрморты со старинными восточными артефактами: статуэтками, тарелками, стеклянными сосудами, деревянными шкатулками, редкими тканями и гобеленами. Художник тщательно продумывал свет, цвет и фактуру, чтобы передать тонкость и глубину предметов. Он использовал мотивы и символику, характерные для культур Индии, Китая, Персии и Ближнего Востока. Пушман сопровождал многие картины стихотворными комментариями, раскрывая их смысл и композиционную структуру.
В статье «Искусство: самый дорогой художник», опубликованной в журнале Time (от 28 сентября 1942 года), мастерская Пушмана описывается так: «Окутанные бархатистым полумраком, все прекрасные вещи, которые так любит и с таким изяществом пишет художник Пушман. Вот уже 20 лет они появляются в его натюрмортах: крошечные фарфоровые вазы, блестящие эгейские фляги, тибетские статуэтки, куски великолепной парчи, пожелтевшие страницы древних книг. На высоких комодах, обитых малиновым плюшем, ряд за рядом стоят Будды, восточные боги войны, смеха, милосердия и невообразимых вещей».
Известны и его женские портреты. Он показывал образ восточной женщины с глубокой эмоциональной выразительностью, сохраняя её внутреннюю красоту и спокойствие.
Пушман также известен тем, что контролировал качество своих репродукций. С 1934 по 1966 год издательство Frost & Reed в Англии выпускало серию из 29 репродукций его работ, которые художник лично проверял по цвету и деталям. Этот факт свидетельствует о его внимании к художественным стандартам и стремлении сохранить подлинность образа.
Несмотря на значительный вклад в искусство, биографические детали Пушмана остаются частично закрытыми, поскольку семья художника не раскрывает многие архивные материалы. Это привело к тому, что в масштабных исследованиях американского натюрморта Пушман упоминается лишь как примечательный мастер, не получивший широкой известности.
Пушман умер в 1966 году, работая в своей студии в Карнеги-холл до последних месяцев жизни. Его наследие представляет собой важный этап в истории ориенталистской живописи и развития жанра натюрморта в США.
Картины Овсепа Пушмана хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, в том числе в фондах следующих музеев и галерей:
Детройтский институт искусств (Детройт);
Хьюстонский художественный музей (Хьюстон);
Музей Метрополитен (Нью-Йорк);
Институт искусств Милуоки (Милуоки);
Миннеаполисский художественный музей (Миннеаполис);
Монклерский художественный музей (Монклер);
Музей изобразительных искусств (Бостон);
Норфолкская ассоциация искусств (Норфолк);
Филбрукский арт-центр (Талса);
Сиэтлский художественный музей (Сиэтл).
Для подготовки материала были использованы информация и изображения (фото Овсепа Пушмана и его картин)
с сайта, посвящённого художнику, который содержит самый большой каталог его работ,