Между империями: история Александр-хана Сетханяна

Между империями: история Александр-хана Сетханяна

Жизнь Александра Сетханяна воплотила в себе историю возывышения семей из этнических меньшинств в позднем Каджарском Иране, где армянские военные офицеры маневрировали между этнической идентичностью и государственной лояльностью, одновременно помогая формировать современную иранскую историю. Рождённый в 1865 году в знатной армяно-иранской военной династии, Сетханян поднялся по служебной лестнице Персидской казачьей бригады, чтобы стать одним из самых влиятельных военных командиров Ирана, участвуя в ключевых моментах от Конституционной революции до установления династии Пехлеви.

Его карьера показывает, как Персидская казачья бригада служила одновременно инструментом российского имперского влияния и школой для будущих лидеров Ирана, включая Резу-хана, который превратился из подчинённого Сетханяна в основателя новой династии. История раскрывает изощрённые стратегии, которые армянские элитные семьи разработали для достижения выдающихся успехов, сохраняя при этом свою культурную идентичность в имперском Иране.

Семья Сетханянов олицетворяла успешные сети армяно-иранских военных династий, которые служили государству Каджаров более столетия. Дедушка Александра, Сет-хан Аствацатурян (1780—1842), служил послом Ирана в Британии и был военным советником Фатх-Али-шаха, играя ключевую роль в персидской военной модернизации в период Большой игры. Его дед по материнской линии — Акоп Овнатанян (1806—1881), знаменитый придворный художник, известный как «Рафаэль Тифлиса», который стал художественным летописцем Насер ад-Дин-шаха.

Это замечательное наследие сочетало дипломатические, военные и художественные традиции, характерные для успешной интеграции армянской элиты. Отец Александра, генерал Цатур-хан, продолжил семейную военную службу, обеспечив сыну лучшее доступное образование. В возрасте 13 лет Александр был отправлен в военную академию в Тифлисе, где овладел русским и французским языками наряду с родными армянским и персидским, получив российское подданство.

Брак 1894 года между Александром и Марьям Давидханян связал две самые выдающиеся армянские военные семьи Ирана. Семья Давидханян служила иранским правителям ещё со времён Сефевидов, а Мартирос-хан Давидханян (1843—1905) служил начальником штаба Персидской казачьей бригады в течение 26 лет, одновременно преподавая французский и русский языки в Дар ул-Фунуне (первое в Иране высшее учебное заведение университетского типа) и работая личным преподавателем русского языка у Насер ад-Дин-шаха. Брачное приданое включало огромный особняк Давидханянов на тегеранской улице Сепах — 50-комнатное здание с отдельными семейными постройками, лилейным прудом, четырьмя теннисными кортами, конюшнями и розовыми садами, который позже станет символическим местом политического перехода Ирана.

Персидская казачья бригада появилась благодаря восхищению Насер ад-Дин-шаха русскими казачьими частями во время его европейского турне 1878—1879 годов. Созданное в 1879 году под командованием российского подполковника Алексея Ивановича Домантовича, это военное формирование станет самой эффективной боевой силой Ирана и главным политическим создателем политических фигур на следующие четыре десятилетия.

 

Искандар-хан и Персидская казачья бригада с Ахмад-шахом Каджаром, Тегеран, 1909 г. Эта широко известная фотография была опубликована в книге американского экономического советника Моргана Шустера The Strangling of Persia («Удушение Персии») с подписью: «Русские и персидские офицеры печально известной „Казачьей бригады“. Это был один из главных инструментов российского влияния и угнетения в Персии»

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

 
 

Фрагмент фотографии персидских казаков с Ахмад-шахом Каджаром. Генерал Ляхов слева, Ахмад-шах внизу справа, Искандар-хан справа.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

 

От скромного формирования численностью в 400 человек, бригада расширилась до 8000 военнослужащих к Первой мировой войне, поддерживая уникальное положение российско-командуемой силы на иранской территории, которая служила двум хозяевам. Русские офицеры, такие как В. А. Косоговский (1895—1903), относились к своим позициям как к возможностям сбора разведывательной информации, отправляя стратегические военные и экономические отчёты российскому генеральному штабу, официально служа каджарскому двору.

Состав бригады отражал сложный этнический ландшафт Ирана. Первоначально набранная из кавказских мухаджиров — мусульманских иммигрантов, бежавших от российского правления, — она позже включила этнические меньшинства, причём армянские офицеры, такие как Мартирос-хан Давидханян, достигали высших иранских позиций. Это этническое разнообразие в сочетании с российской подготовкой и снаряжением делало бригаду значительно более эффективной, чем традиционные персидские силы с их соотношением 1 офицер на 6—8 человек по сравнению со стандартным соотношением 1:30 в других частях каджарской армии.

Александр Сетханян поступил на службу в 1887 году в звании сарханг (полковник), быстро продвигаясь благодаря своему европейскому военному образованию и языковым навыкам. К 1900 году он достиг звания генерала бригады, а к 1915 году служил начальником штаба — высшей должности, доступной иранскому офицеру.

Самый противоречивый момент Персидской казачьей бригады наступил во время Конституционной революции, когда полковник Владимир Ляхов возглавил бомбардировку парламента Меджлиса 23 июня 1908 года. Эта операция, приказанная Мохаммад-Али-шахом для подавления конституционного правительства, включала шесть артиллерийских орудий, окруживших здание Бахарестана (здания правительства), пока казачьи силы атаковали дома врагов шаха и не позволяли конституционалистам искать убежище.

Сетханян командовал дивизией, которая участвовала в окружении парламента, служа под российскими офицерами, которые оставались истинными командирами бригады. Когда позже его спросили о его роли в этом нападении на конституционное правительство, ответ Сетханяна раскрыл сложные взгляды военных офицеров из меньшинств: «Я солдат, а не политик. Моя верность — бригаде и шаху».

Это оправдание отражало изощрённые стратегии, которые применяли армянские элитные семьи. Вместо того чтобы занимать явные политические позиции, которые могли бы поставить под угрозу их статус, они подчёркивали профессиональный военный долг и институциональную лояльность. За своё участие Сетханян был повышен до амир-тумана (генерал-майора).

Бомбардировка положила начало периоду «Малой тирании» с Тегераном под военным положением, но в конечном итоге вызвала общенациональное сопротивление. 11-месячная осада Тебриза (1908—1909) показала, как конституционные силы под командованием Саттар-хана и Багир-хана разработали инновационные городские партизанские тактики, которые бросили вызов традиционному превосходству бригады. Когда конституционалистские силы из Гиляна совместно с бахтиарскими племенами захватили Тегеран в июле 1909 года, они продемонстрировали, что некогда непобедимую казачью бригаду можно победить народным сопротивлением.

 

Почтовая открытка с изображением Искандар-хана (в центре) и русского генерала, ок. 1910 г.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

Искандар-хан амир-туман, Тегеран, 1915 г.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

 

Инвестиции в образование в Иране оказались критически важными: семьи отправляли детей в российские учебные заведения или европейские школы, чтобы приобрести языковые и технические навыки, делавшие их ценными как переводчиков, дипломатов и культурных посредников. Роль Мартирос-хана в обучении шаха русскому языку олицетворяла это языковое преимущество, в то время как образование Александра в Тифлисе и Москве предоставило военную экспертизу, которая позволила его быстрое продвижение.

Стратегические межнациональные браки внутри армянского сообщества укрепили социальные и экономические сети, сохраняя культурную идентичность. Брак Давидханян—Сетханян объединил военный престиж с дипломатическими связями, демонстрируя, как армянские семьи сохраняли свою особенность, интегрируясь в иранские элитные круги.

Религиозная составляющая требовала особой деликатности. Несмотря на то что они были христианским меньшинством, служившим мусульманским правителям, армянские семьи сохраняли свою веру. Строительство Давидханянами частной бани для армянской общины Тегерана, когда общественные бани исключали немусульман, иллюстрировало как их богатство, так и приверженность благополучию общины, показывая, как успешная интеграция может поддерживать, а не подрывать солидарность меньшинства.

Самым значительным испытанием армянской элитной адаптивности стало возвышение Реза-хана от рядового казачьей бригады до будущего шаха Ирана. Рождённый около 1877—1878 годов в бедной семье в Мазендеране, Реза вступил в бригаду подростком и поднялся по служебной лестнице благодаря интеллекту, решимости и харизматичному лидерству.

Реза служил под командованием Александра Сетханяна в течение двух лет во время своего восхождения к известности, развивая личные отношения, которые окажутся решающими во время переворота 1921 года. Когда генерал Эдмунд Айронсайд повысил Реза-хана до командира всей бригады 14 января 1921 года, другие офицеры обратились к Сетханяну с предложением рассмотреть возможность противостояния этому, поддерживаемому британцами, захвату власти.

Решение Сетханяна не сопротивляться отражало как личную симпатию к своему бывшему подчинённому, так и прагматичные политические расчёты. Пройдя через множественные политические неурядицы в течение своей карьеры, Сетханян понимал, что оппозиция, вероятно, окажется бесплодной и потенциально разрушит столетнюю историю государственной службы его семьи.

 

Сын Искандар-хана, Джахангир, позирует с лошадью перед особняком Сетханянов на Хиябан-е Сепах, Тегеран, 1920 г.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

 

Символическая кульминация наступила в апреле 1921 года, когда Реза-хан посетил особняк Давидханянов для частных обсуждений будущего Ирана. Во время их прогулки вокруг пруда усадьбы Александр остановился на полпути, в то время как Реза-хан положил руку на плечо старшего генерала и продолжил идти — момент, который символически отметил переход от правления Каджаров к Пехлеви и подчинение старой военной элиты новому порядку.

Смерть Александра Сетханяна в 1953 году совпала с организованным ЦРУ переворотом, который восстановил во власти Мохаммад-Реза-шаха, знаменуя конец жизни, которая стала свидетелем трансформации Ирана от традиционной монархии к современному национальному государству. На его похоронах присутствовали правительственные чиновники, офицеры, отдающие дань уважения семье, которая служила Ирану более столетия. Его гроб, покрытый иранским флагом, нёс военный почётный караул по улицам Тегерана.

 
 

Прощание после отпевания в церкви Сурб Аствацацин. Священники, военные офицеры и правительственные чиновники собрались, чтобы публично воздать должное человеку, который, подобно своим предкам, долгие годы служил в иранской армии.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

История семьи Сетханян освещает изощрённую экосистему участия немусульманской элиты в позднем каджарском Иране. К началу XX века армяне составляли крупнейшее христианское меньшинство Ирана с предполагаемыми 100000 человек, сконцентрированных в Новой Джульфе, Тебризе и Тегеране. Они доминировали в международной торговле, особенно в торговле шёлком, одновременно служа в военных и административных ролях, которые требовали европейских языков и технических знаний.

Период конституционной революции раскрыл сложные политические отношения внутри этих сообществ. В то время как армянские политические организации, особенно Армянская революционная федерация, поддерживали конституционное правительство, военные семьи, такие как Сетханяны и Давидханяны, оставались верными каджарскому двору.

 

Семейный портрет Сетханянов, Тегеран, 1927 г. Стоят слева направо: Акоп, Овсеп, Кэтрин, Джахангир, Аслан и Давид. Мариам-ханум сидит слева под портретом своего отца, Мартирос-хана Давидханяна, а Искандар-хан сидит под портретом своего отца, Цатур-хана Сетханяна (см. верхнюю часть фотографии). На постаментах размещены фотографии сына Ованнеса Сетханяна и его русской жены Екатерины, которые в то время находились в Москве и изучали право.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

Всё ещё в форме в возрасте восьмидесяти семи лет, Искандар-хан позирует со своими внучками Марой (слева) и Арлетт, Тегеран, 1952 г.

Источник: Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

 

Карьера Александра Сетханяна от выпускника российской военной академии до начальника штаба Персидской казачьей бригады иллюстрирует невероятные возможности, которые были у армян в бурно развивающемся Иране конца XIX и начала XX веков. Наиболее важно то, что столетие службы семьи Сетханян раскрывает возможности и ограничения участия элиты этнических меньшинств в имперских системах. Через профессиональное превосходство, стратегические браки, образовательные инвестиции и осторожную политическую стратегию армянские семьи достигли успеха, сохраняя свою культурную идентичность.

Личные отношения между Александром Сетханяном и Резой-ханом — от военного наставника и подчинённого до символов старого и нового Ирана, идущих вместе вокруг пруда особняка Давидханянов — захватывают человеческое измерение исторической трансформации Ирана. В тот момент личного и политического перехода армянская военная элита, которая служила династии Каджаров, передала эстафету новому порядку Пехлеви, продолжая свою семейную традицию адаптации к изменяющимся обстоятельствам, сохраняя при этом свою идентичность и достоинство.


Источники:

  1. Iskandaryan G. The Armenian community in Iran: Issues and emigration //Global Campus Human Rights Journal. – С. 127.

  2. Yaghoubian D. N. Ethnicity, identity, and the development of nationalism in Iran. – Syracuse University Press, 2014.

  3. Navasargian, Alice. Immortals: A Pictorial Anthology of Historiographic Works & a Brief History of Armenians in Persia. — California, U.S.A., 2012.

  4. Atkin M. COSSACK BRIGADE [Электронный ресурс] // Encyclopaedia Iranica. — Опубл. 15.12.1993; обновл. 30.12.2014. — (Vol. VI, Fasc. 3, pp. 329–333). — Режим доступа: URL (дата обращения: 12.08.2025).

  5. Persian Cossack Brigade [Электронный ресурс] // Encyclopaedia Britannica. — 23.06.2025. — Режим доступа: URL (дата обращения: 12.08.2025).

Между империями: история Александр-хана Сетханяна