Мелодии Георгия Гараняна: от джаза до кино

От джазовых импровизаций до музыки к «Покровским воротам» — Георгий Гаранян оставил значительный след в советской и российской культуре. Музыкант-универсал свободно чувствовал себя в разных жанрах, создавая музыку, ставшую частью нашей жизни.
Саксофонист, композитор, дирижёр, аранжировщик, руководитель ряда музыкальных коллективов Георгий Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года в Москве. Несмотря на полученное по настоянию отца инженерное образование в Станкине, жизнь Гараняна оказалась неразрывно связана с музыкой.
Его путь начался в Москонцерте, затем — ансамбль Эдит Утёсовой, Молодёжный оркестр ЦДРИ под управлением Юрия Саульского. Важной вехой в карьере Гараняна стало приглашение в оркестр Олега Лундстрема — первым из советских саксофонистов. Работа в прославленном коллективе стала школой мастерства и помогла сформировать собственный музыкальный стиль. С 1966 по 1973 годы — работа в Концертном эстрадном оркестре Вадима Людвиковского — время творческого поиска и экспериментов.
Оркестр Всесоюзного радио п/у Вадима Людвиковского (руководитель — крайний слева). Георгий Гаранян (с саксофоном на плече и в очках) — четвёртый справа в среднем ряду. Источник
В 1973 году вместе с трубачом Владимиром Чижиком Гаранян создаёт ансамбль «Мелодия» при фирме грамзаписи «Мелодия». Джазовые обработки популярных мелодий, виртуозное исполнение и оригинальные аранжировки обеспечили ансамблю всенародную любовь.
Дебютная пластинка разошлась тиражом 4 миллиона экземпляров. За годы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 сольных пластинок-гигантов и 9 пластинок-мини-альбомов.
Параллельно с «Мелодией», с 1972 по 1979 годы, Гаранян — дирижёр Госоркестра кинематографии СССР. Под его управлением записана музыка к более чем 200 фильмам, в их числе: «12 стульев» Леонида Гайдая (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова (1974), «Приключения Буратино» по мотивам сказки Алексея Толстого (1975), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова (1975), «12 стульев» Марка Захарова (1976) и многих других.
Гаранян исполнял партии саксофона для фильмов «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (1968), «Мы из джаза» Карена Шахназарова (1983), «Осенний блюз» Александра Прошкина (1979).
Музыка Гараняна к фильму «Покровские ворота» Михаила Козакова (1982) стала неотъемлемой частью атмосферы картины, тонко передающей дух старой Москвы. Лирические и одновременно ироничные мелодии органично вплетаются в повествование, создавая неповторимый музыкальный портрет эпохи.
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Среди работ Гараняна-композитора — музыка к фильмам «Вечерний лабиринт» Бориса Бушмелёва (1980), «Рецепт её молодости» Евгения Гинзбурга (1983), «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга (1977), «Калиф-аист» Владимира Храмова (1968), «Нежданно-негаданно» Геннадия Мелконяна (1983), а также музыка для спектаклей, в том числе для Театра Армена Джигарханяна.
Совместно с Александром Зацепиным написал музыку для ряда мультфильмов: «Золотой мальчик» (1969), «Солнечное зёрнышко» (1969), «Ну, погоди!» (выпуск 2, 1970). Был композитором в мультфильме Роберта Саакянца «Три синих-синих озера малинового цвета» (1981).
Георгий Гаранян — автор многочисленных инструментальных пьес, музыки к песням «Призраки» (слова Юрия Ряшенцева, исполнение Владимира Преснякова) и «Рыжий клоун» (слова Бориса Пургалина, исполнение Николая Караченцова).
В 1990-е Гаранян создаёт «Московский биг-бенд» и становится главным дирижёром Московского цирка на Цветном бульваре. С 1998 года и до конца жизни — руководитель Краснодарского муниципального биг-бенда. В 2003–2006 годах — во главе Госоркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
В 2008 году учредил фонд популяризации джаза и классической музыки среди детей и молодёжи. В 2009 году провёл первый молодёжный фестиваль «Играем джаз с Гараняном», где юные музыканты выступали вместе с профессионалами. Увлечение техникой и знания в звукорежиссуре позволили Гараняну создать собственную домашнюю студию. Он возглавлял жюри Конкурса студентов-звукорежиссёров имени В. Бабушкина и ряда эстрадных и джазовых фестивалей.
Среди наград Гараняна — звание народного артиста РФ, Госпремия РФ, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почёта, Петра Великого. Номинирован на «Грэмми» за диск «In Moscow» (1999), записанный с американской группой Oregon.
Георгий Арамович был виртуозом аранжировки, создавая большинство своих работ самостоятельно. Его аранжировки украсили произведения многих отечественных и зарубежных композиторов. Своим богатым опытом он поделился в учебном пособии «Аранжировка для инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей» (1983, 1986), ставшем настоящим бестселлером. Позднее Гаранян подготовил расширенную версию — учебник «Основы эстрадной и джазовой аранжировки», увидевший свет в 2010 году — уже после смерти маэстро.
Источниками послужили сайт, посвящённый Георгию Гараняну, статья из Вики, статья на Джаз.ру, юбилейный материал на портале «Музыкальная жизнь». Фотографии в галереях из тех же источников.