«Сжатая анимация» коллажа: взгляд Анны Крджацян

«Мне бы хотелось, чтобы мои работы воспринимались зрителем как материал для переосмысления культурной и национальной идентичности. Ведь культурная и национальная идентичность — коллективное явление, но переживается индивидуально: с одной стороны, она даётся нам при рождении, а с другой — формируется личным выбором», — отвечает художница Анна Крджацян на вопрос об «идеальной» реакции зрителя на её творчество.
Анна Крджацян. Фотография из личного архива художницы
Анна Крджацян родилась в Абовяне в 1996 году. В 2016 году она окончила Ереванский государственный художественный колледж им. Терлемезяна по специальности «Живопись». В 2022 году Анна завершила обучение в Государственной академии художеств Армении, также на живописном отделении. С 2018 года она преподаёт живопись детям, а с 2022 года является членом Союза художников Армении. Художница принимала участие в групповых выставках в Армении, Нидерландах, Германии, Китае и Канаде.
Анна Крджацян. Убежище хрупких мечтаний. 2024
Преимущественно Анна работает в технике коллажа и пишет маслом. Рассказывая о коллаже, она отмечает, что основная его привлекательность — это тот эмоциональный заряд, который он несёт в себе — от создания до результата:
«Когда я работаю над коллажем, у меня действительно возникает ощущение, будто я оказываюсь внутри “сжатой анимации”, где кадры ещё не сложены, а сюжет — только начинает дышать. На столе лежат неожиданные, несоотносимые обрывки — фрагменты с собственным прошлым, с памятью о другом пространстве, другом времени. Они словно вырваны из своей естественной среды и ждут, пока кто-то снова даст им возможность существовать.
И вот тут начинается игра — тихая, внимательная, почти интуитивная. Я не знаю заранее, чем закончится эта история. Иногда элемент тянется к другому, иногда сопротивляется, иногда заставляет меня менять направление. И в какой-то момент я перестаю “строить композицию” и начинаю слушать её. Тогда становится ясно, что история не придумывается, а проявляется.
И, пожалуй, именно это ощущение — что я одновременно и автор, и свидетель, и наблюдатель — делает процесс таким живым. Кадры соединяются, паузы находят ритм, и в один миг понимаешь: да, вот сюда они стремились всё это время. Поэтому я и называю это «игрой» — не ради легкомысленности, а потому что в игре есть место неожиданности, открытию и свободе», — рассказала Анна редакции Армянского музея.
Анна Крджацян. Механическая мечта земли. 2025
Она призналась, что впервые соприкоснулась с коллажем на третьем курсе колледжа:
«Это был период поисков, когда я пробовала разные техники и пыталась понять, как мне выразить себя наиболее свободно. Мы с одним из моих друзей решили вырезать детали из разных газет, потёртых репродукций и собрать из них коллаж.
Во время процесса я вдруг почувствовала, что этот способ творчества необыкновенно меня увлекает и переносит в совершенно другое измерение — полное тайн. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда — любовь к технике коллажа, которой я остаюсь верна до сих пор».
В числе любимых художников-коллажистов Анна Крджацян называет Сергея Параджанова, Ханну Хёх, Роберта Раушенберга, Ричарда Гамильтона и Макса Эрнста.
Коллажи
Сергея Параджанова,
Ханны Хёх,
Роберта Раушенберга,
Ричарда Гамильтона и
Макса Эрнста.
Серия работ «Геторотипия» подтолкнула нас спросить, а является ли абстракция — самым важным направлением живописи для Анны. Она уверила, что нет, но рассказала, почему её любит:
«Мне близка абстрактная живопись, которая напоминает нечто вроде музыкального, но не отвлечённого, а осязаемого проявления, и которая взаимодействует с сокрытыми уголками человеческой внутренней жизни.
В последнее время в моих картинах я в основном использую природные мотивы, иногда связанные с конкретными местами и воспоминаниями».
Масляная живопись Анны Крджацян:
«Геторотипия №3» (2021), «Геторотипия №2» (2021), «Граммофон» (2021), «Шёпот облаков и цветов» (2025), «В складках времени» (2025).
В своём творчестве Анна художественно осмысляет темы памяти, идентичности и Родины:
«Эти универсальные понятия отражаются в моих коллажах через фрагменты, взятые из армянской архитектуры, образы армян со старых архивных фотографий, элементы армянских ковров, самые разные фрагменты армянских пейзажей. Всё это становится своеобразным концентратом памяти и идентичности, своего рода возвращением к собственным корням».
Коллажи Анны Крджацян из серии «Конденсация прошлого» (2024).
Одними из наиболее «личных» символов в собственных работах Анна называет фрагменты и изображения ереванской архитектуры советской эпохи, в частности, Таманяновского периода: «Ведь они тоже часть нашей идентичности, — говорит художница. — Именно эти мотивы в последнее время особенно близки мне: они помогают не потерять связь с настоящим временем и словно освещают меня изнутри, давая надежду, что у моей Родины впереди ещё много светлых периодов. Возможно, с этой надеждой связано и частое использование цветочных мотивов в ереванских коллажах».
Коллажи Анны Крджацян: «Ереван» (2023), «Полёт между руинами» (2025), «Ереван» (2023), «Ереван» (2025).
В работах Анны прошлое и настоящее сосуществуют и переосмысливаются. Не последнюю роль в этом играют человеческие фигуры со старых снимков:
«Образы людей, взятые из архивных фотографий, словно концентрируют в себе прошлое и историю. У меня возникает особое ощущение, когда я вижу их взгляды на этих снимках — они кажутся глубже самой фактуры старой фотографии. Даже их одежда передаёт что-то важное, ведь она тоже рассказывает о человеке того времени. Все эти ощущения, которые я получаю, когда смотрю на такие фотографии, я мгновенно воспринимаю как свои: я необъяснимым образом чувствую связь между собой и этими людьми. Возможно, именно в этом и заключается связь между коллективным наследием и моим личным опытом — а коллаж становится способом выразить эту связь».
Коллажи Анны Крджацян из серии «Конденсация прошлого» (2024).
Изображения предоставлены художницей и публикуются с её разрешения.