«Ке матах»: два года спустя

В сентябре 2024 года в Армянском музее открылась выставка «Ке матах. Год спустя». Этот проект имел большое значение для нас и наших гостей не только с культурно-исторической точки зрения, но и с эмоционально-психологический: экспозиция, посвящённая трагическим событиям в Арцахе, стала местом памяти, боли и надежды.
«Ке матах» — «пожертвую собой ради тебя» (арцахский диалект)
Эта выставка родилась из любви к своей земле, к людям своей земли, пережившим крупнейшую трагедию в современной армянской истории. Хотя, если быть честнее, она возникла ещё и из боли за всё произошедшее и невозможности не говорить. По одну сторону экспозиции — размеренный быт, по другую — разрушенный, посередине — газетные полосы, ведущие летопись событий.
В выставке нет ничего выдуманного: каждая её часть собрана из реальных рассказов и дневниковых заметок очевидцев. Рисунки на стене — полные копии тех, что оставили дети в своих комнатах перед отъездом, записи в альбомах — живые свидетельства людей, переживших блокаду и вынужденное переселение. Фоточасть представлена снимками как международных профессиональных авторов, так и обычных жителей Арцаха, фиксировавших жизнь до исхода.
Справка: Осенью 2023 года после 9 месяцев блокады и в результате бомбардировок около 120 000 жителей Арцаха были вынуждены покинуть свои дома, чтобы выжить.
Идея: Каринэ Арутюнян
Над выставкой работали: Каринэ Арутюнян, Софья Авакова, Елена Арутюнян, Александр Мощаков
О выставке
В основу экспозиции лёг контраст между мирной жизнью и разрушением. Часть выставки, рассказывающая о «доме», выстраивалась вокруг образа круглого стола, за которым собирается семья.
На столе лежала скатерть, на которой посетители могли вышить свой узор, — это работало как своеобразная арт-терапия, способ выразить свои эмоции. Скатерть стала постоянной частью экспозиции музея, мы бережно храним её и те истории и смыслы, что были привнесены руками, слезами, мыслями и сердцами наших гостей.
Здесь был и ковёр, привезённый из Арцаха, который также поныне не покидает пространство лектория.
Часть экспонатов и историй были перенесены в альбомы. Первый из них содержал фотографии Арцаха со спутника и вырезки из газет, рассказывающие о событиях тех дней. Второй — с фотографиями, сделланными во время блокады и исхода. Третий — с дневниковыми записями людей, прошедших через трагедию.






В символическом дворе дома висели детские распашонки, а рядом стоял тазик, наполненный яблоками. Это отсылка к истории о ребёнке, который, покидая свой дом, поделился яблоком с журналистом. Этот жест — символ щедрости и человечности в условиях лишений и потерь.
Вторая часть экспозиции рассказывала о том, что осталось после трагедии. На стену мы перенесли при помощи проектора (и рук) рисунки и надписи, которые оставили дети перед тем, как покинуть навсегда свой дом.
Снимки, представленные в этой части, были сделаны как профессиональными фотокорреспондентами из разных стран, так и местными жителями, запечатлевшими собятия. Это сочетание взглядов «извне» и «изнутри» создало многогранную картину трагедии.
По выставке было проведено более сотни экскурсий, которые неизменно и неизбежно сопровождались слезами детей, женщин и мужчин. Для нас было крайне важно заканчивать повествование об экспозиции на светлой ноте, вселяющей надежду и дающей силы.
Для этого был выбран очень точный, простой и наиболее ёмкий символ: кусочки туфа — традиционного армянского строительного материала – с пробивающимся сквозь него ростком.
История армянского народа хранит множество трагедий, но ни одна из них не способна нарушить непрерывность жизни. Вперёд, вверх, вопреки.