Тень мудрости: о свете, комореби и музыке тихой жизни

Тень мудрости: о свете, комореби и музыке тихой жизни

В хаотическом водовороте современности, под нескончаемый аккомпанемент информационных битв, мы редко останавливаемся, чтобы прислушаться к тихому голосу вечности. Он звучит не в громких речах, а в паузах между ними. Не в ослепительной вспышке, а в мягком свете, прошедшем сквозь листву. Встреча с мудрым человеком, особенно с творцом, чья душа отшлифована музыкой и мыслью, становится подобным моментом остановки.

 

Тигран Мансурян. Источник

 

Таким убежищем для меня стала беседа с Тиграном Мансуряном — одним из выдающихся сыновей армянского народа. Его имя стало синонимом глубокой музыки, идущей от самой сути армянского духа и уходящей корнями в вечность. Он принадлежит к числу мастеров, чьё творчество избегает громких манифестов, предпочитая тихий, исповедальный разговор с внутренним миром слушателя. Свет его творческого духа — не палящий луч прожектора, безжалостно обнажающий шероховатую фактуру бытия. Это мягкий, рассеянный свет, что отбрасывает благотворную тень, спасающую от зноя жизненной суеты.

Наш разговор коснулся многого, но самым ярким впечатлением стал его тихий и глубокий восторг от фильма Вима Вендерса «Идеальные дни». И не просто от фильма, а от центральной концепции — японского понятия «комореби». Это философская категория, поэтический образ, состояние души. Слово буквально переводится как «солнечный свет, просачивающийся сквозь листья деревьев».

Комореби — не просто игра света и тени, а их нерасторжимый, танцующий союз. Это мгновение, когда абсолютный свет, чтобы стать зримым и переносимым для человеческого глаза, добровольно дробится, усмиряется, проходя через ветви и листья. Результат — мягкое, мерцающее сияние, которое не ослепляет, а исцеляет. Не обнажает, а мягко прикрывает, позволяя увидеть суть вещей без грубого и прямого взгляда.

 

Пример Комореби. Фотография из личного архива автора

 

Мой собеседник говорил об этом с глазами, полными тихой радости. В его словах не было простого любования эстетическим приёмом — в них было философское прозрение. Он видел в комореби универсальный закон бытия, формулу того, как высшие, часто невыносимо яркие истины должны пройти сквозь призму человеческого опыта, культуры, личного страдания и радости, чтобы стать доступными, живыми, целительными.

Тогда я с новой силой осознал: всё его собственное творчество и есть духовное комореби. Душа армянского народа с многотысячелетней историей, перенёсшей трагедию Геноцида, с несгибаемостью христианского духа и почти языческой связью с родной землёй — это густая, многослойная листва. А свет вечных вопросов о любви, смерти, вере, одиночестве и надежде — ослепительное солнце.

Художник становится проводником, живым древом, сквозь которое слепящий свет вечности проходит, чтобы лечь у наших ног узором спасительной тени. Он не говорит с нами прямо от имени абсолюта. Его голос тише, человечнее. Его музыка, его мысли — те самые пятна света на земле, просочившиеся лучи, которые не жгут, а согревают. Не вынуждают зажмуриться, а приглашают присесть и созерцать.

В этом заключается мудрость художника, его величие. Он не пытается быть солнцем, а становится деревом, дающим тень. Понимает, что людям, измученным зноем жизненной суеты, нужна не новая порция палящего света правды, а прохлада, укрытие, возможность передышки. Здесь правда открывается не напрямую, а через красоту, гармонию, тишину.

 

Кадр из фильма «Идеальные дни» Вима Вендерса. Источник

 

Фильм «Идеальные дни» рассказывает о найденном совершенстве в простоте, в ритуале повседневности. Восторг моего собеседника от этого фильма закономерен. Ибо он сам всю жизнь творил именно такие «идеальные дни» — идеальные не отсутствием проблем, а глубокой содержательностью, пронизанности тем самым комореби, светом, смягчённым мудростью.

Творчество Тиграна Мансуряна — та самая спасительная тень, в которой можно укрыться от палящего зноя будней, перевести дух и внезапно постичь, что самое важное всегда было рядом. Тихий восторг от улыбки любимого человека, глубокая грусть мелодии, пронзительная красота заката. То, сквозь что просачивается вечность.

Тигран Мансурян — живое воплощение комореби для своей культуры и для всех, кто способен слышать. В этом заключается неизмеримая ценность маэстро: быть древом, дающим тень, сквозь которую к нам пробивается свет.

Тигран Мариносян,
кандидат философских наук,
руководитель отдела международных связей
Академии гуманитарных исследований,
заведующий отделом философии образования
журнала «Философские науки».



Священные камни Кафедрального Собора
Тень мудрости: о свете, комореби и музыке тихой жизни