Нане: архетип Великой Матери в мифологиях мира

Древние боги представляют собой архетипы, персонифицированные качества человеческой природы или аспекты окружающего мира. Образы богов несут в себе информацию о человеческих чаяниях, страхах, стремлениях и представлениях об окружающем мире, и воплощают рождение, материнство, отцовство, смерть, род, героизм, войну, хитрость, мудрость и любовь. Потому божества, принадлежавшие разным культурам, несмотря на географическую удалённость, часто имеют сходство в своих функциях, атрибутах и связанных с ними мифах.
Например, греческая богиня любви Афродита аналогична римской Венере, сходна с шумерской Инанной и египетской Исидой и т.д. И каждая из них является частичным воплощением архетипа Великой Матери. Точно так же громовержцы Зевс, Юпитер, Индра и Перун, каждый в своей культуре, представляют архетип Бога-отца и небесного владыки. Это лишь малая часть примеров, которые можно привести в доказательство того, как универсальные человеческие переживания и представления о мироустройстве находили выражение в похожих божественных образах, возникавших независимо друг от друга в разных уголках земного шара.
Архетип Великой Матери, один из наиболее распространённых в мировой мифологии, отражает двойственную природу женского начала, способного как дарить жизнь и заботиться, так и яростно защищать своё потомство. Этот архетип воплощает собой саму суть жизни, цикл рождения, смерти и возрождения, плодородие земли и непрерывность рода. Богини, связанные с этим архетипом, часто изображаются как дарительницы жизни, покровительницы домашнего очага и семьи, символизируя заботу, питание и безопасность. Однако, та же самая жизненная сила может проявляться и в разрушительной форме, когда мать превращается в грозную защитницу, готовую на всё ради своих детей.
Нане. Источник
Именно поэтому многие богини-матери обладают одновременно и мягкими, и воинственными чертами. Исида, скорбящая по Осирису и воскрешающая его из мёртвых, в то же время является могущественной волшебницей, способной противостоять силам хаоса. Кали, индийская богиня-мать, изображается как многорукая воительница, уничтожающая демонов, но вместе с тем она — символ созидания и материнской любви.
Эта двойственность — неотъемлемая часть архетипа Великой Матери, подчеркивающая полноту и сложность женской природы, способной как созидать, так и разрушать.
Среди многообразия женских божественных образов древнеармянской мифологии особое место занимает Нане — дочь верховного бога-творца Арамазда, богиня мудрости, материнства и домашнего очага, покровительница ремёсел и войны.
Согласно энциклопедии «Мифы народов мира» (В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. – Москва: Советская энциклопедия, 1988) в Армении почитание Нане было перенято от сирийцев. Она чтилась как Великая мать (в армянских диалектах «нани» или «нан» до сих пор означает «мать» или «бабушка»). Качества, которыми обладает Нане, делают её уникальной в своём роде, но в то же время родственной другим богиням в культурах различных стран.
Согласно всё той же энциклопедии в эллинистическую эпоху Нане могла отождествляться с греческой Афиной (или римской Минервой), которая была покровительницей мудрости, ремёсел и войны.
Однако в Афине, по легенде, уже рождённой в доспехах, отсутствуют материнские качества — она хранительница и защитница городов, но не мать. Нане же объединяет в себе не только мудрость и ярость, но и силу материнской любви.
А вот согласно авторам книги «Армяне» (Серия «Народы и культуры», 2012 год) в эллинистическую эпоху Нане могла отождествляться с греческой богиней плодородия Деметрой.
И эта параллель гораздо ближе к архетипу Великой Матери.
Афина. Источник
В Южной Азии, а именно в Индии, существуют богини Кали и Дурга. Они отличаются происхождениями, функциями и качествами. Дурга — богиня-воительница с множеством рук, вооружённых для битвы и победы над демонами, которые захватили небеса. Кали, согласно индуистской мифологии, родилась из гнева Дурги. Её появление ознаменовано для того, чтобы остановить демона, но в результате она впала в ярость и стала уничтожать всё на своём пути.
Дурга символизирует победу добра над злом и плавное изменение миропорядка. В свою очередь, Кали олицетворяет резкие перемены, она властна над временем, жизнью и смертью. В двух богинях мы видим развёрнутую форму той женской силы, которую несёт и Нане, но более всеохватывающую, космогоническую. Нане же, напротив, кажется более земной, материальной, связанной с народом и традициями, где мудрость — подчас и есть главная сила.
Сехмет. Источник
В Древнем Египте одной из самых яростных и почитаемых богинь считалась Сехмет. Она изображалась с телом женщины и головой львицы, что было не случайно: львица в египетской мифологии символизировала не просто хищничество, а сакральную, контролируемую силу, которая направлена на сохранение космического порядка. Сехмет являлась «оком Ра», то есть его мстительной, карающей ипостасью. В сюжете мифа о наказании человечества, которое перестало чтить богов, Ра отправляет Сехмет на землю, и она в безумии начинает истреблять всё живое на своём пути, погружая мир в хаос. Здесь появляется ключевой мотив — ярость, подчинённая высшему замыслу. Ра осознаёт, что разрушения зашли слишком далеко, и, чтобы остановить Сехмет, приказывает подать священное пиво, окрашенное красным минералом. Сехмет, думая, что это кровь, вкушает напиток и засыпает — её гнев утихает.
В этом мифе она представлена как орудие божественного порядка, которому всецело подчинена. В культовой практике она становится не только карающей силой, но и исцелительницей: её почитали жрецы-медики, её молились для исцеления болезней. Переход от разрушения к защите — важный элемент, который роднит Сехмет с богинями других культур, который символизируют справедливую силу, которая способна не только ранить, но и целить. Хотя визуальные и эмоциональные образы разные, внутренняя логика их власти одна: поддержание ключевого миропорядка через силу.
В шумерской традиции Инанна, она же Иштар, являлась одной из могущественных богинь Древнего Ближнего Востока.
Она объединяет в себе, казалось бы, несовместимые сферы — плодородие, войну и разрушения, любовь и страсть, власть и царственность. Всё это делает её фигуру глубоко амбивалентной — она может быть как жестокой, так и милосердной, защитницей и губительницей. В мифе она спускается в подземный мир — умирает и воскресает, что связывает её с циклами природы и женским началом.
В образе Инанны заложен прообраз женского божества, объединяющего власть, мудрость, чувственность, который распространился по культурной дуге всего Востока.
Армянская богиня Нане, по мнению некоторых исследователей, могла быть прямым «наследником» аккадской богини Нанайи: и по функциям, и по именному звучанию. Этот культ мог проникнуть в армянскую традицию с течением времени через торговые и религиозные связи.
Инанна. Источник
С одной стороны, Нане — часть большого архетипа богини-воительницы, выраженного в разных культурных пластах. С другой — уникальный образ, вобравший в себя черты воинственности, мужества, безграничной материнской любви. Эта сложность делает Нане живой фигурой во вневременном контексте, символом того, как женская сила могла быть одновременно мягкой, мудрой, решительной и воинственной.
Материал подготовила Инна Скорицкая
Обложка сгенерирована нейросетью.
Источники:
1. Пантеон армянских богов: Древнеармянский календарь;
2. Нанэ / Арутюнян С. Б. — Мифы народов мира, т. 2, под ред. С. А. Токарева (1988);
3. В. Дмитриева. Индия: бродячее блаженство (2017), о Кали и Дурге;
4. Богиня Сехмет;