«Сталактит» — уникальный элемент архитектуры Гюмри. В поисках первоисточника

Как известно, центр города Гюмри застраивался по регулярному принципу после 1830 года, когда здесь обосновался русский военный гарнизон. Были разработаны планы застройки и отправлены рекомендации из Петербурга по внешнему облику зданий и улиц будущего города. Нам доступен более поздний атлас, изданный в 1904 году — А. Браузеветтер «Архитектурные формы гражданских построек».
Дом на углу улиц Руставели и Шаумяна — пример эклектичного самобытного «гюмрийского» сочетания сталактитового фриза с петербургскими рекомендациями: поясом зубчиков и поясом резных балясин из атласа чертежей. XIX век
Основными отличиями от типизированных в атласе архитектурных элементов, таких как консоли, вазы, гирлянды, маскароны и др. стали типично армянские резные круглые розетки с орнаментом, резные невероятно сложные узорчатые порталы центральных входов, арочных проёмов, ворот, а также сталактитовые, или по-другому ячеистые (сотовые) фризы. Заслуга включения традиционных армянских элементов декора в облик гражданских зданий принадлежит ремесленникам-камнерезам, переселившимся в это время из Западной Армении, — Карса, Эрзурума, Баязета.
А. Браузеветтер «Архитектурные формы гражданских построек». Таблицы чертежей. Санкт-Петербург, 1904
На фасадах отдельных зданий, как например, по улице Руставели, видно, как мастера старались сочетать следование долгу со следованием родным традициям армянской архитектуры, — так появляется многоярусный фриз, в котором мотив пальметт чередуется с поясом триглифов, и ещё и дополняется поясом сталактитов. В других случаях пояс зубчиков органично сочетается с поясом сталактитов. Такие здания интересно «расшифровывать», отыскивая исторические отсылки и параллели. Так, например, обрамление окон и дверей — пилястры с каннелюрами, треугольные либо скругленные фронтоны, тафлы (прямоугольные выступы в подоконном пространстве) с декором «меандр» либо «гирлянда», бытовавших в Европе и Петербурге в архитектуре гражданских построек классицизма, — явное следование чертежам атласов.
Слева: дом по ул. Руставели с несколькими поясами фризов. Справа: таблица из атласа А. Браузеветтера «Архитектурные формы гражданских построек». Санкт-Петербург, 1904
Решение карнизов — с листьями пальметт, триглифами, зубчиками — вызывает больше вопросов об источниках. Пальметты можно найти и в архитектуре Урарту, едва ли не раньше, чем в египетской и античной греческой, малоазийской. Триглифы с большей очевидностью можно считать наследием Парфенона, прошедшим через многие «опробования» в зданиях классицизма в Европе и России. А пояса зубчиков, казалось бы, навязанные атласом гражданских построек, оказываются типично урартским, и далее древнеармянским элементом, характерным для церквей, начиная с V века.
А. Браузеветтер «Архитектурные формы гражданских построек». Таблицы чертежей. Санкт-Петербург, 1904
Особенный интерес вызывают сталактитовые фризы, которые явно выделяются на эклектичном своеобразном фасаде, уникальном по сочетанию элементов и пропорциональным соотношениям горизонтальных поясов.
Дом купца Петроса Дзитохцяна (1872). Фото: Д. Несмелов
Дом 27 по улице Руставели в Гюмри (1881). Фотография: Д. Несмелов
Благодаря вниманию к сталактитам, мы начинаем путь в обратном направлении, — от XIX столетия в глубь веков.
Первая параллель, которая очевидна, — параллель с храмовой архитектурой, — это сталактитовый овальный свод колокольни Церкви Семи ран, с круглым отверстием в центре. Здесь внутри каждой ячейки мы видим «вложенный» армянский архитектурный элемент — трилистник.
Сталактитовый свод колокольни. Церковь Святой Богородицы «Семь ран». Гюмри, 1882-1887
И далее наше исследование движется по двум основным векторам — поиск сталактитов в армянской архитектуре других эпох и поиск лепестковых элементов. Первое, что вспомнилось мне при взгляде на этот свод, — потолок дворцов Насридов в Альгамбре, купол зала Двух сестёр. Сводчатый сталактитовый свод, имитирующий небеса, был создан в XIII веке. Таким образом, мы бросаем третий вектор поисков — в арабскую архитектуру.
Зал двух сестёр, Альгамбра, Гранада, Испания. 1367—1369. Первоначальное название зала «Великий купол»
Ближайший по географии из ныне сохранившихся храмов — монастырский комплекс Мармашен X-го века, построенный донаторами из династии Пахлавуни, имевшей влияние на территории всего Ширака в его нынешних границах на протяжении нескольких веков. В алтарной части центрального храма с внешней стороны мы находим вертикальные углубления в стене в форме треугольных призм, которые играли роль обратных контрфорсов строения. Эти элементы в верхней части имеют вогнутую поверхность, декорированную лепестками.
Монастырский комплекс Мармашен. Фото автора
X век
X век — век активного строительства в Армении, время архитектурной славы зодчего Трдата и строительства храмов в Звартноце, Ани, Карсской области и самом Карсе.
В своей статье от 1950 года известный историк архитектуры Мнацаканян подробно разбирает типы сталактитов в армянской архитектуре XI—XIII веков, приводит чертежи геометрических двухмерных решёток, типы схем кладки блоков, формирующих рисунок сталактитовых парусов.
Иллюстрация к статье С. Мнацаканяна «Армянские сталактиты». 1950
В своей статье он даёт классификацию различных типов подобных ячеистых элементов. В качестве одного из более ранних, чем Мармашен, примеров он приводит угловые переходы церкви Оромос, построенной около 930 года, — на 50-70 лет ранее основного храма Мармашена. Руины церкви расположены на другом берегу Ахурянского водохранилища в приграничной зоне, на территории Западной Армении (ныне Турции). Церковь Оромос находится на расстоянии около 30-35 км от Мармашена, примерно на том же расстоянии от Гюмри, то есть в непосредственной территориальной близости.
Оромос. Фотография Т. Тораманяна, 1918
На фотографии мы видим, что в основном здании комплекса Оромос то же решение алтарной стены с внешней стороны, — треугольные призмы-углубления, завершающиеся лепестками — тот же элемент, что и в церкви Мармашена. Также и в основном зале церкви св. Иоанна (XI век) Оромоса переход от стены к шатровому куполу осуществлён посредством тромпов, разделённых на подобные лепестки (на основе фотографии Тороса Тораманяна 1918 года).
IX век
Тот же элемент можно найти на фотографии церкви Святого Спасителя в Ширакаване, построенной в 890-914 годах (фотография Т.Тороманяна 1908 года хранится в Музее Истории Армении), что подтверждает существование этого архитектурного элемента уже в IX веке.
VII век
Можно предположить наличие элемента и в VII веке: на основании фотографии Х. Куркчяна 1881 года, на которой запечатлены алтарные стены церквей Хцонка (монастырский комплекс датируется VII-XIII веками).
По утверждению историка архитектуры Н.Г. Буниатова (Буниатяна), работавшего на раскопках Ани в 1914 году в составе экспедиции Н.Я. Марра, купольный свод появляется в базиликах Армении начиная с VII века (церкви в Мрене, Вагаршапате, Багаване, Одзуне). Для нашего исследования представляет интерес конструктивное решение перехода от квадратной в плане основной залы к куполу посредством сферического треугольника — паруса. Именно паруса в архитектуре более позднего периода (паруса монастыря Тегеняц, Гегарда, Санаина, Ахпата) декорируются сталактитами. Итак, в конце VII века парус приходит на смену тромпу в церкви Аруча. Но он ещё не имеет декора.
Однако в капителях колонн Аруча мы встречаем любопытный малоприметный пояс из лепестков, расположенных под разными осями.
Иллюстрация из книги Н.М. Токарского «Архитектура Армении IV-XIV вв.». Ереван, 1961
Пояс резных лепестков. Иллюстрация книги Л.А. Дурново «Очерки изобразительного искусства Армении». Москва, 1979
Пояс с резным пятилепестковым элементом появляется и в архитектуре Звартноца. Это именно то расположение лепестков, которое было геометризировано и возведено в модуль в сталактитовом фризе.
Элемент из пяти лепестков, который, по мнению автора данной статьи, можно принять за прообраз лепестков сталактитов Армении. Звартноц, фрагмент карниза портика. Иллюстрация из книги Л.А. Дурново «Очерки изобразительного искусства Армении». Москва, 1979
Близким к сталактитовому своду по сложности работы с криволинейными поверхностями является коробовый свод с нервюрами, который в современном европейском понимании проще всего соотносить с готической архитектурой. Однако мы находим у Н.Г. Буниатова буквально вскользь упоминание о маленькой уникальной по планировке «Пастушьей церкви» города Ани — церкви Абугамренц: «Шесть нервюр, сходящихся в центре, где они завершаются свисающей огромной шишкой, несут перекрытие, служащее полом второму ярусу». Это и есть первое упоминание коробового свода, наиболее раннее для древнеармянской архитектуры. Что интересно, более поздние описания этой церкви не учитывают характер разрушений и не содержат уже никакой информации об этом перекрытии с нервюрами, которое полностью было утрачено впоследствии, и на современных фотографиях от него не видно и следа.
Французский историк архитектуры Огюст Шуази упоминает, что в арабской архитектуре коробовый свод появляется в X веке: это михраб Кордуанской мечети, выполненный в 965 году. Шуази спрашивает: «Можно ли предположить, чтобы нервюрный свод был придуман арабами?» И отвечает: «Это представляется сомнительным». В той же степени, он не готов утверждать, что он изобретён армянами, поскольку встречается эпизодически, всего лишь в нескольких постройках.
Однако, если мы обратимся к архитектуре Ванских пещер, служащих гробницами в эпоху правления Шамирам, то, по утверждению историка архитектуры Б.Б. Пиотровского, коробовый свод вырезанных в камне пещер соседствовал с плоским перекрытием. Так перебрасывается мостик через тысячелетия.
Историк архитектуры C. Мнацаканян в своей статье пишет, что из культовых сооружений Ани сталактиты впервые были использованы ещё в VII веке при строительстве мечети Манучи (другое название Менучир). По имеющимся в доступе фотографиям руин мечети сложно определить расположение сталактитовых элементов, тем более, что мечеть перестраивалась в разные эпохи.
Армения была под арабским и персидским влиянием на протяжении длительного времени, начиная с VIII века. Можем ли мы предположить, что такой элемент как «сталактит» был привнесён из арабской архитектуры и переосмыслен творчески армянскими мастерами?
В исламской архитектуре сталактиты получили широкое распространение начиная с X века. Строительство мечети Джами в Исфахане началось в 771 году, однако сводчатые своды-мукарнасы залов-айванов, сталактитовые михрабы (молельные ниши) были построены в XIII веке.
В архитектуре мечетей, медресе, минаретов мотив мукарны (сталактит) получил невероятно широкое применение особенно после XII века, и пути влияния персидского мастерства отсылают нас как в Среднюю Азию, так и в Африку и Испанию.
Интересным для исследования сплавом влияний представляется церковь Святых апостолов в Ани, построенная донаторами Пахлавуни в 1031 году. Здесь мы явно видим характерные архитектурные приёмы и план армянской церкви, а также оформление портала в духе сталактитовых мукарнасов персидских мечетей X-XII веков. Несмотря на сильные обрушения других частей, сохранился и сталактитовый свод.
Портал церкви Сурб Аракелоц (Святых апостолов) в Ани. 2007. Источник
Сталактитовый свод церкви Сурб Аракелоц (Святых апостолов) в Ани. 2007. Источник
Вид этой цервки был реконструирован Торосом Тораманяном. На его рисунке мы видим и сталактитовый рисунок капителей опорных колонн.
Нартекс церкви Святых апостолов в Ани. Реконструкция Тороса Тораманяна
Основным же отличием армянских сталактитов от арабских является как сам рисунок элементов, так и способ изготовления. В армянской архитектуре, согласно исследованию С. Мнацаканяна, сталактитовые ячейки вырезались либо в углах кирпичей (блоков), из которых выкладывался свод, либо на углах блоков капителей колонн. В то же время арабские сталактиты были наследием использования алебастра при выкладке кружал для возведения сводов в сасанидскую эпоху в культовой архитектуре Персии. Вероятно, когда такой персидский свод был готов, убирали кружала, тростник и остатки алебастра, и на местах сочленения камня и алебастра могли оставаться фигурные сколы, которые воспринимались как промежуточный этап работы. Под взглядом художника и архитектора такой побочный эффект мог быть доведён до декоративного приёма при дальнейшем рассуждении. Была разработана строгая геометрическая решётка (впоследствии несколько типов), в которую вписывали алебастровые и стукковые элементы, то есть лепнину. Таким образом, это не конструктивный изначально, как в Армении, а накладной декоративный элемент, первоначально белого цвета, но затем и расписной, и глазурованный.
В теософском смысле сталактит (мукарна) представляла наглядно идею сопоставления микрокосмоса и макрокосмоса, непостижимости Божественного, и упорядоченную систему гармонии мира, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими и вплетён в общую картину мира.
В настоящее время расписные каменные сталактиты не сохранились в Армении, однако С.Г. Матевосян в своей статье о фасаде жилого дома по ул. К.Маркса в Ленинакане, украшенном фигурами грифонов, упоминает об окрашенном сталактитовом фризе. Здесь использовались цвета: синий, зелёный и жёлтый.
Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что наличие коробового свода в Ванских пещерах, как примера сложной криволинейной конструкции с ячейками большого формата, позволяет протянуть нить взаимосвязей с коробовым сводом Пастушьей церкви Ани, а наличие лепестковых форм в орнаментах и конструктивных элементах, похожих на паруса, ранее X века позволяет выдвинуть гипотезу не о заимствовании сталактитового свода у персидских архитекторов, а о характере совместной работы зодчих, каменщиков, которые передавали друг другу навыки мастерства, — шатровый свод из Армении и Грузии — в Персию, а соты с видоизменением формы (на лепестковую) и переосмыслением строительной функции (не накладной декор, а несущая конструкция), — из Персии в Армению.
Катерина Черевко,
искусствовед, художник
Список источников:
С.Г. Матевосян. Ленинаканские жилые дома городского типа в XIX веке, статья;
С. Мнацаканян. Армянские сталактиты, статья, 1950;
Н.Г. Буниатов, Ю.С.Яралов. Архитектура Армении, М. 1950;
О. Шуази История архитектуры, т.1,т.2, М.1904;
А. Браузеветтер. Архитектурные формы гражданских построек, Санкт-Петербург, 1904;
Б.Б. Пиотровский. История и культура Урарту. СПб, 2011;
Н.М. Токарский. Архитектура Армении IV-XIV вв. Армгосиздат, Ереван, 1961;
Н.Я. Марр. Ани. М.-Л., 1934;
Л.А. Дурново. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении, М. 1979;
S. Mandelstam. l'Arménie. La photographie Arménienne 1878-1920.