Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: привет из эпохи Итальянского Возрождения. Часть IV

Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: привет из эпохи Итальянского Возрождения. Часть IV

Продолжаем нашу постоянную рубрику, посвящённую малозаметным архитектурным памятникам Еревана, рассказом о нетипичном для Армении классицистическом здании с весьма вероятным оммажем творчеству Андреа Палладио из Италии середины XVI века.

 
Часть I
Часть II
Часть III
 

 «Дом учёных»

Архитектор: Марк Григорян

Время постройки: 1950

Архитектурный стиль/направление: неоклассицизм

Адрес: улица Московян, 22

 
 

Этот дом заметно выделяется на фоне окружающей ереванской застройки. В отличие от большинства городских зданий, своим фасадом он не выставляет напоказ традиционный для Армении вулканический туф. Его цокольный ярус не оформлен грубой базальтовой кладкой, как у многих соседних сооружений той же архитектурной эпохи.

 

Архитектор Марк Григорян (1900—1978). Источник

Здание было построено в 1950 году по проекту Марка Владимировича Григоряна — главного архитектора Еревана с 1937 по 1951 год, одного из ярчайших представителей армянской неоклассики советского периода, так называемого неоармянского стиля.

Он внёс значительный вклад в создание облика площади Республики — главного и самого узнаваемого архитектурного ансамбля Армении.

К слову, внук и полный тезка Григоряна — журналист, писатель, автор книги «Ереван. Биография города», занимается изучением армянской архитектуры и популяризацией её наследия.

 

В советское время дом принадлежал Академии наук Армянской ССР и переходил от одного её подразделения к другому. Например, в 1955—1956 годах помещения занимала научная лаборатория академика Арменака Мнджояна — будущий Институт тонкой органической химии, а с 1962 года — лаборатория химической физики, впоследствии в 1975 году также преобразованная в отдельный институт, в 1981 году переехавший в новое здание. В старом же ещё какое-то время размещался Отдел прикладных проблем Академии, и вскоре оно было приспособлено под «Дом учёных» — место проведения научных конференций и встреч специалистов, в том числе из других республик Советского Союза и зарубежных стран.

 

«Дом учёных». Фото 1969 г. Источник

 

В 1993 году (по другим данным — в 1995-м) решением правительства республики здание было отчуждено и передано под размещение посольства Греции. В 2016 году оно было выставлено на торги в формате открытого международного тендера, а в январе 2018 года нашло своего покупателя. С тех пор бывший «Дом учёных» остается в частном владении и никак не используется, хоть и стоит под видеонаблюдением за глухим забором. Никаких реставрационных или ремонтных работ на момент публикации материала не ведётся.

 
 

Рассмотрим архитектурные особенности. Трёхэтажное здание имеет симметричную композицию. Центральный ризалит на уровне второго и третьего этажей оформлен четырёхколонным коринфским портиком и дополнен балконом с балясинами по центру третьего этажа. Портик увенчан треугольным фронтоном, в котором прорезана полукруглая арка. За аркой — полукруглое же мансардное окно.

 
 

В пространство портика можно выйти через двери второго этажа, посередине даже есть небольшая, не огороженная, вынесенная вперёд площадка, которую поддерживают кронштейны-завитушки с цветочным декором.

 
 

По краям от портика — окна-двери второго этажа, оформленные снизу балясинами, образующими миниатюрные балкончики, а сверху — полочками-сандриками. Ещё выше, симметрично с обеих сторон — лепные круглые розетки.

 
 

Первый этаж отделан французским (линейным) рустом — имитацией каменной кладки, в которой выделены горизонтальные линии.

 
 

В облике «Дома учёных» можно усмотреть отсылки к эпохе Итальянского Возрождения, а именно палладианству — архитектурному течению, названному по фамилии зодчего Андреа Палладио (1508—1580). Он жил в XVI веке и работал преимущественно в Виченце, своём родном городе, расположенном между Венецией и Вероной. Строил как церкви, так и светские сооружения. Творчество Палладио опиралось на переосмысление античных традиций и фактически заложило основу развития европейского классицизма.

Посмотрите на фасад Виллы Пойана, построенной по проекту Палладио недалеко от Виченцы примерно в 1549—1556 годах. Вероятный источник вдохновения «Дома учёных» угадывается в формах, пропорциях, отдельных архитектурных элементах и их расположении.

 

Андреа Палладио. Вилла Пойана. Коммуна Пойана-Маджоре, провинция Виченца. Ок. 1549—1556 гг. Источник

 

В обоих случаях в центре композиции — сочетание арочной формы с треугольным навершием — щипцом у Палладио и фронтоном у Григоряна. Портик и там, и там выделен четырьмя опорами — квадратными в сечении столпами в Виченце и колоннами в Ереване.

 
 

Главным поклонником и подражателем Палладио среди советских архитекторов был Иван Жолтовский (1867—1959). Его постройки наглядно иллюстрируют преемственность советской неоклассической архитектуры в том числе от палладианства и итальянских образцов. Примером вольной интерпретации облика Виллы Пойана могут послужить кинотеатры, возведённые Жолтовским в 1957 году, — «Победа» в Москве и «Комсомолец» в Череповце. Смотря на фото, можно без труда заметить знакомые архитектурные формы, детали и решения.

 

Иван Жолтовский. Кинотеатр «Победа». Москва. 1957 г. Источник

Иван Жолтовский. Кинотеатр «Комсомолец». Череповец. 1957 г. Источник

 

Интересно, что некоторые современные элитные особняки, появляющиеся в частном секторе Еревана, тоже обладают весьма отчетливым сходством с рассмотренными нами зданиями, в первую очередь «Домом учёных».

 

Современный особняк в частном секторе Еревана. Источник

 

Несмотря на всю безусловную традиционность, самобытность, уникальность и каноничность армянской архитектуры, она не могла быть полностью изолирована от влияния других культур. В Армении 1920—1950-х годов стараниями Александра Таманяна, его учеников и соратников происходит возрождение и переосмысление национального средневекового церковного зодчества, которое становится главным источником вдохновения для проектирования новых жилых и общественных зданий. Но вместе с тем не исключается и интерес к мировому архитектурному наследию в целом. Более того, по словам журналиста Марка Григоряна, его дед в определённый период даже подвергался нападкам со стороны коллег в Армении, обвинениям в «формализме» и «космополитизме», выраженном в симпатии к традициям классической греческой и римской архитектуры.

 

Марк Григорян. Здание Национального собрания Армении. 1948—1950 гг. Источник

 

В итоге, проанализировав особенности «Дома учёных», мы мысленно прочертили смысловую линию от Андреа Палладио к советской неоклассике и даже актуальной архитектурной моде фешенебельного Еревана.

Искусствовед, историк и теоретик архитектуры,
гид проекта «Ереван глазами инженера»
Дмитрий Котов


В статье использованы фото автора, если не указано иного.

Центральный рынок Еревана : торжество символики и фактур
Такой разный Ереван
Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: привет из эпохи Итальянского Возрождения. Часть IV