Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: храм астрономии и картуш с шифром. Часть II

Мы уже рассказывали о трёх не самых известных архитектурных памятниках Еревана. В этот раз речь снова пойдёт о малозаметных на первый взгляд, скрытых «жемчужинах». Главное — знать, куда смотреть и что захотеть увидеть.
Ереванская обсерватория
Архитектор: Александр Таманян
Время постройки: 1933
Архитектурный стиль/направление: неоклассицизм
Адрес: Студенческий парк
В небольшом Студенческом парке между улицами Абовяна и Теряна притаилось компактное здание Ереванской обсерватории, построенное в 1933 году выдающимся зодчим Александром Таманяном. К слову, есть сведения, что установленный в момент открытия телескоп до сих пор исправно работает. Расположение подобного учреждения в центре города может показаться странным, ведь наблюдению за звёздным небом, как водится, мешает уличная иллюминация. Однако в 30-е годы это была практически окраина, вместе с тем — самая высокая точка столицы.
Район возле обсерватории неслучайно в советское время получил от ереванцев прозвище «Плани глух» — «Голова плана», так как это северная, находящаяся на возвышении часть Таманяновского же генплана 1924 года. Кроме того, иронично, что здесь собраны «мозги» города — несколько вузов, музеев и культурных центров, а также Национальная библиотека Армении.
На первый взгляд, архитектура здания незатейлива: это два объёма, вписанных один в другой, — кубический и ротондальный, то есть круглый в плане. Но что могло послужить источником вдохновения для мастера? Безусловно, Таманян, обращаясь в своём неоклассическом творчестве к образцам средневекового церковного армянского зодчества, изучал и мировую историю архитектуры.
Первой ротондальной церковью Итальянского Возрождения принято считать Темпьетто (в переводе — «маленький храм», «храмик»), построенный в Риме архитектором Донато Браманте в 1502 году. Нет сомнений, что Таманян знал о его существовании, — уж слишком схожи формы, пропорции, купол и колоннада. Круглые окна второго этажа обсерватории рифмуются с раковинами в нишах второго этажа Темпьетто, как перекликаются и балюстрады, в обоих случаях обрамляющие балкон.
Однако Таманян, весьма вероятно, воодушевившись постройкой Браманте, сделал свою обсерваторию более «армянской»: во-первых, использовал в качестве строительного материала бордово-розовый туф, а во-вторых — изменил интерколумний, расстояние между колоннами, поставив их не на равном удалении друг от друга, а наметив пары. Сдвоенные колонны — одна из отличительных черт армянской неоклассики, тоже берущая начало в Средневековье.
Но главное, проектируя здание для изучения небес с научной точки зрения, Александр Таманян ассоциировал его с религиозным сооружением, буквально воплотив понятие «храм науки».
Дома братьев Мнацаканян
Архитектор: неизвестен
Время постройки: 1898
Архитектурный стиль/направление: неоклассицизм
Адрес: улица Езника Кохбаци, 22
Квартал между улицами Абовяна, Арама, Павстоса Бюзанда и Езника Кохбаци в самом сердце Еревана — немногое, что осталось от дореволюционной застройки, которую планировалось снести в ходе реализации вышеупомянутого генплана Таманяна 1924 года. Но до этого участка руки у городских властей не дошли. К сожалению, многие дома заброшены и полуразрушены, однако и здесь пока ещё есть место для любопытных архитектурных деталей — свидетелей старины.
Два стоящих рядом здания из серого туфа принадлежали братьям Мнацаканян: левый Ованесу, правый — Гегаму. До революции они владели ювелирным магазином на Астафьевской улице (ныне Абовяна), где продавали золотые и серебряные украшения из Европы. Гегам до прихода советской власти не дожил, а у Ованеса недвижимость предсказуемо отобрали, дома «уплотнили». Говорят, позднее здесь жили потомки братьев, но, опасаясь преследований за связь с «буржуями», все семейные документы они уничтожили, так что достоверной информации до нас дошло немного.
Особняк Ованеса привлекает внимание аттиком второго этажа с интригующей надписью Villa Delenda. Навевает ассоциации с чем-то римским, античным, древним… На самом же деле, это название отеля, который сейчас расположен внутри, второй этаж был надстроен в 1990-х.
Фото Елизаветы Озеровой
Дом же Гегама наполовину заброшен, нет нескольких оконных рам, частично обвалилась крыша. Однако сохранилось кое-что интересное. Над входом со стороны сквера имени Мисака Манушяна можно заметить затейливой формы картуш — архитектурно оформленную табличку — со странным шифром: «14/3/1898 Бр. М.». Вторая часть надписи говорит нам о владельцах — братья Мнацаканян. А вот точная дата может вызвать вопросы, ведь обычно в таких случаях указывается только год строительства. Как оказалось, 14 марта — день освящения дома, момент, когда он обрёл, если можно так выразиться, не только «физическое тело», но и «душу».
Зайдём за угол и пройдёмся до другого входа. Здесь сохранилась деревянная дверь, которую можно разглядеть за прикрывающими проём листами железа. Сохранилась очень плохо, с выбитым остеклением, но даже в таком состоянии это редкость для Еревана — столярка всегда менее долговечна, чем каменные стены.



Справа и слева от двери — два флагодержателя. Причём один кованый, витиеватый, солидный — дореволюционный. А второй простой, утилитарный, без изысков — советский. Здесь же приколочена ржавая табличка, с горькой иронией сообщающая о том, что здание «охраняется государством».
Поднимем глаза ещё выше — увидим чудом дошедшее до наших дней кружевное навершие водосточной трубы. Судя по всему, тоже ещё времён первых владельцев.
Современный артефакт на стене многострадального дома — творчество художника, в узнаваемом стиле создающего стрит-арт и муралы под говорящим псевдонимом Pixelboy. Его работы есть в Армении, Грузии и РФ.
Так на фасаде здания, как и на лице человека, отражается история пройденных лет — радость и печаль, приобретения и утраты, расцвет и увядание. Читать по таким фасадам историю города и его жителей стоит, пока архитектура даёт эту возможность. А новые примеры неочевидных и ценных памятников — в наших последующих материалах.
Искусствовед, историк и теоретик архитектуры,
гид проекта «Ереван глазами инженера»
Дмитрий Котов
В статье использованы фото автора, если не указано иного.