Неочевидные архитектурные шедевры Еревана: бруталистский Арарат и секретная дверь. Часть III

В предыдущих материалах мы уже рассказывали о не самых известных архитектурных памятниках Еревана. Продолжаем нашу рубрику монументальным примером смелого брутализма с символическими национальными вкраплениями.
Кинотеатр «Россия»
Архитекторы: Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян
Время постройки: 1971—1974
Архитектурный стиль/направление: советский модернизм, брутализм
Адрес: улица Агатангехоса, 43
Фото автора
Сегодня облик кинотеатра «Россия» вряд ли можно назвать красивым или хотя бы симпатичным. А вот необычным и интригующим — более чем. Дело в том, что он был видоизменен в 2000-х и сильно отличается от изначальной задумки архитекторов.
История проектирования здания любопытна сама по себе. Когда в конце 1960-х появилась идея построить кинотеатр на месте старого рынка, деятельные и прогрессивные архитекторы Артур Тарханян, Спартак Хачикян и Грачья Погосян, которым на тот момент не было и сорока, взялись за решение этой задачи.
В соответствии с принятым — к слову, не без дискуссий и споров — итоговым проектом, здание состояло из двух массивных архитектурных объёмов, «крыльев», в которых располагались два зрительных зала — на 1600 (по другим данным — 1640) и 1000 мест соответственно. Двухэтажная стилобатная часть была задумана для досугового времяпрепровождения зрителей перед киносеансами. Она вмещала в себя отдельное помещение для проведения массовых мероприятий на 280 (по другим данным — 240) мест, выставочные пространства и точки общепита, а на её верхней площадке была предусмотрена общественная зона, откуда также можно было попасть в основные залы.
Интерьеры кинотеатра, также, как и внешние элементы стилобатной части, отличаются графичностью, выверенными сложными ритмами лестничных пролётов, перил, пилонов, потолочных конструкций. В фойе были размещены модернистские скульптурные композиции, над которыми работал целый ряд авторов и от которых, к сожалению, сегодня мало что осталось.
Интерьеры кинотеатра. 1980. Источник
Художественно оформленные перегородки скульптора Амаяка Бдеяна в фойе кинотеатра. Не сохранились. 1980. Источник
Изюминкой стали витражи скульптора Рудольфа Гаргалояна в проёмах между двумя основными объёмами кинотеатра. Они выполнены в весьма абстрактном ключе, но в их геометрических узорах проглядываются образы солнца и древа жизни. По словам Анаит Тарханян, дочери архитектора Артура Тарханяна, её отец всегда мечтал построить церковь. В любом случае, витражи, вкупе с полумраком помещения, характером организации внутреннего пространства и подвесными коваными люстрами, создают практически храмовую атмосферу. Увы, эти элементы декора из цветных стёкол сейчас тоже находятся в не лучшем состоянии.
Посмотрите на силуэт кинотеатра. Что он вам напоминает? Две вершины, два пика, один чуть выше, другой ниже, — как Сис и Масис, Малый и Большой Арарат. Обе железобетонные консоли, расходящиеся в противоположные стороны, по краям приподняты кверху, вызывая ассоциации с образом лодки, корабля. Да не какого-то случайного, а того самого, библейского, который причалил к Араратским горам во время Великого Потопа. Изначально архитекторы так и хотели назвать своё детище — либо «Арарат», либо «Ноев Ковчег». Однако эта идея, судя по всему, не понравилась людям из высоких кабинетов в Москве, поэтому сверху пришло распоряжение дать кинотеатру имя «Россия». Читаемые в контуре сооружения национальные и религиозные ассоциации, хорошо понятные армянину, при этом никуда не делись.
Проект был смел и дерзок для своего времени, в том числе и с технической точки зрения. Необычным инженерным решением, осуществленным в Армении впервые, стала протянутая под крышей система вант — прочных тросов. В данном случае ванты — это элемент строительной конструкции, работающий на растяжение и принимающий на себя нагрузку. По принципу действия его можно условно сравнить с устройством вантового моста с мощными центральными опорами — только внутри здания. В изначальном варианте проекта консоли также поддерживались дополнительными наружными пилонами, от которых архитекторы вскоре отказались как от избыточных.
Внешне консоли, нависающие над пешеходными зонами, выделены мощными кессонами — квадратными нишами, демонстрирующими фактуру конструкции и намекающими на существенный слой звукоизоляции, необходимый для функционирования кинотеатра. Изящные металлические люстры, подвешенные относительно недавно, курьёзно выделяются своим вопиющим несоответствием ни по стилю, ни по масштабу.
Фото автора
Фото автора
Тяжёлые крупные формы, характер сплошной облицовки туфом, как и заметное преобладание в облике здания массы стен над пространством остекления, дают возможность причислить постройку к примерам брутализма — одного из направлений архитектурного модернизма.
Фото автора
Кинотеатр был торжественно открыт в декабре 1974 года при непосредственном участии руководства республики. По воспоминаниям Грачьи Погосяна, одного из авторов проекта, к приезду в 1978 году Леонида Брежнева в Ереване готовились серьёзно. Генсек должен был принять участие в мероприятиях, посвящённых 150-летию вхождения Восточной Армении в состав Российской Империи — произошло это, напомним, по итогам Русско-персидской войны 1826—1828 годов. Местом проведения был выбран кинотеатр «Россия». Заблаговременно прибывшие для разведки сотрудники спецслужб внимательно осмотрели каждый угол и пришли к выводу, что немолодому и не очень здоровому руководителю государства будет сложно преодолеть ряд лестниц по пути к главному входу. Дали указание: на уровне первого этажа прорубить дверь прямо с улицы, чтобы можно было сразу попасть в здание. Дверь прорубили, а Брежнев в итоге так и не приехал.
Киносеансы в «России» уже давно не проводятся. В 2004 году в соответствии с решением правительства Армении кинотеатр был приватизирован. В 2006—2008 годах была проведена реконструкция, сильно исказившая облик здания, сделав его зрительно ещё более грузным и разорвав архитектурную связь основного объёма двух «крыльев» с окружающим пространством. «Ковчег» неожиданно для себя «причалил» к невнятным нагромождениям торгового центра Rossia Mall.
Сегодня в фойе и зрительные залы доступ простым смертным закрыт, доподлинно неясно, в каком состоянии находятся помещения. Дальнейшая судьба памятника армянского модернизма неизвестна.
Искусствовед, историк и теоретик архитектуры,
гид проекта «Ереван глазами инженера»
Дмитрий Котов
На обложке — фото автора.