0
0

Егишэ Чаренц

Егишэ Чаренц

0.00

Настоящее имя - Егишэ Абгарович Согомонян, поэт, прозаик и переводчик, символист. Классик армянской литературы 1897-1937.

Имя Егише Чаренца, безусловно, одно из ярчайших имен армянской литературы ХХ века. Гражданин и воин, неистовый поэт, гений слова, безумец Чаренц. Он родился в Карсе, окончил там реальное училище, мальчишкой вступил в добровольческий отряд, с которым дошел до Вана. В те годы вся Европа была увлечена идеями Маркса. Заразился ими и Егишэ, впрочем, как большая часть армянского общества в те годы. Осенью 1916 года Чаренц едет в Москву, поступает в Народный университет имени А.Н. Шанявского. Там он активно вливается в артистическую жизнь столицы. Малоизвестный факт - Чаренц и Маяковский становятся близкими друзьями. Настолько близкими, что после смерти Маяковского Чаренц хранит у себя в ереванской квартире бюст, сделанный по посмертной маске поэта. Но все это еще только будет, а пока на дворе гремят революционные десятые годы. Чаренц верит, что новый социалистический строй возродит из руин его любимую Армению. 

Add To Cart

В 1918 году он вступает в ряды Красной армии, но затем возвращается в Ереван и работает учителем. Причиной переезда в Чаренца в Ереван стала нависшая над Арменией опасность турецкой интервенции. Накануне Сардарапатской битвы, решившей судьбу страны он пишет тревожное "Видение смерти" - стихотворение, в котором он выражает готовность умереть за страну. Сардарапатская битва дала армянам возможность выстоять. Родилась Первая Армянская Республика.  В 1920 году принимает активное участие в советизации Армении, участвует в свержении правительства под руководством Врацяна. Затем началась новая жизнь. Чаренц активно принимал участие в строительстве новой жизни в Армении: возглавлял отдел искусства в Наркоме просвещения, создал литературную организацию «Ноембер», провозгласил новый поэтический "Манифест трех". Чаренц живет мыслью об армянском Возрождении. Его произведение "Кучерявый мальчик" становится символом этой мечты.

 

Неистовый поэт не мог смириться с действительностью, в которой его ждало множество разочарований. Прямой и бескомпромиссный, он постоянно под обоймой обвинений и доносов. При этом народ любил поэта несмотря на его непростой характер. Однажды Чаренц издает акростих "Завет", в котором зашифровывает фразу "О, армянский народ, твое спасение в единении всех твоих сил".  Арест в 1936 году. Чаренца пытаются защитить высокопоставленные чиновники, но все тщетно. У него сильно подорвано здоровье, и в 1937 году в тюремной больнице Чаренц умирает. Через несколько дней прямо арестовывают его жену. Изабеллу хватают прямо на улице, где среди толпы остаются две ее дочери: пяти и двух лет. Старшая дочь находит дорогу домой, укладывает спать сестру, и через несколько дней их отправляют в детский дом. Девочкам помогали друзья Чаренца, в военные годы поэт Геворг Эмин усыновил старшую дочь Чаренца Арпеник. 

 

Имя неистового поэта - под запретом. Подруга Регина с трудом спасает часть его рукописей. В конце сороковых впервые за долгие годы имя поэта на официальной трибуне произносит Анастас Микоян. Это было началом реабилитационного процесса. Но даже после этого Регине и другим его товарищам не удавалось добиться публикации стихов Чаренца. Потребовалось несколько лет, прежде чем в свет вышло первое посмертное издание. А дальше всенародная любовь сделала свое дело. Именем Чаренца назвали новый промышленный город, в котором установлен памятник Кучерявому мальчику.

Егише Чаренц

Первый биографический фильм о Чаренце снят в 1978 году. Сценарист Геворг Эмин, режиссер Григор Эйрамджян, читают Владимир Абаджан и Геворг Эмин. Авторы было сильно ограничены в том, чтобы сказать о поэте всю правду, но сняли фильм так, чтобы историки будущего могли получить необходимый материал для работы. В кадрах мелькает подруга Чаренца Регина, показаны личные вещи поэта, раскрывающие его любовь к мифологии, как например статую Будды, или фотография в позе лотоса. Геворг Эмин рассказывает о своем личном общении с Чаренцем незадолго до ареста. Фильм начинается с Арки Чарецна, возле которой нет ни души, а заканчивается видами нового Еревана,как воплощения мечты поэта и толпой молодых армян, которые наполняют пространство вокруг Арки.